Новости михаил потокин священник

Протоиерей Михаил Потокин, председатель Отдела социального служения Московской (городской) епархии. Протоиерей Михаил Потокин с матушкой. Парсуна священника Михаила Потокина. 1:39:26.

Михаил Потокин Священник биография

Русская Церковь 90-х: период романтического православия (5) «Церковь всегда имела и будет иметь попечение о здравии человека, не только духовном, но и телесном, — сказал председатель епархиального отдела по церковной благотворительности по городу Москве протоиерей Михаил Потокин.
Видео - Творчество | Николая Мирликийского в Кузнецах; священник Михаил Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне; священник Антоний Сафонкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы дер. Большое Покровское; священник Вячеслав Синельников.
П/к, приуроченная ко Дню защиты детей | РИА Новости Медиабанк По словам священника Михаила Потокина, оказывается не только духовная помощь – богослужения, таинства – но и «человеческая»: словом, сочувствием, материальная помощь и забота, потому что «внимание к человеку немаловажно в этой ситуации».

«Путь к священству». Прот. Михаил Потокин

А я знаю, это такой человек очень искренний, честный, трудолюбивый. Тогда это, помните, еще… Владимир Легойда: Да-да. Протоиерей Михаил Потокин: Я тогда думаю: Боже мой! Это вот эти компьютеры, там все установлено, у нас же как: устанавливали всё, а что такое устанавливали — это значит, что устанавливали не за плату. Это просто простой пример, то есть некоторые вещи ты привык не видеть, а есть глубокие вещи, и, когда человек начинает про них говорить, ты переживаешь сам и видишь в себе многое из того, что он говорит, и это, наверное, лично для священника тоже очень важно, то есть видеть себя, понять, что да, здесь ты как раз… И когда человек искренне говорит, иногда завидуешь ему — в хорошем смысле завидуешь и думаешь: Боже мой, как хорошо, что он смог, и то, что иногда не могу я — из-за гордости, из-за какого-то самомнения, самолюбия, из-за того, что все равно хочется казаться хорошим, хочется, вот до конца нет веры Богу, веры нет, что вот Он тебя плохого примет… Владимир Легойда: Даже на исповеди хочется показаться… 75 Протоиерей Михаил Потокин: Да, да, ну вот хочется же, хочется, то есть нет веры в Него, именно как Который готов простить. Что такое нет искренности, почему мы не искренни друг с другом, не можем сказать — потому что мы не верим, что человек нас простит, тогда мы начинаем как-то приглаживать и замалчивать, понимаете, вот здесь этого не хватает, может быть, для нашей исповеди, для такой исцеляющей какой-то нас внутри не хватает этой искренности, то есть все равно обдумываешь, как бы сказать, даже вещи, в которых ты согрешил, все равно думаешь, можно же по-разному, можно как-то и немножко принизить, как-то объяснить и что-то еще. Поэтому вот здесь, наверное, отношение к исповеди священника формируется именно людьми, которые к тебе приходят, ты начинаешь их слушать и иногда ты поражаешься и думаешь: Боже мой, я священник, много лет служу, я так не могу исповедоваться, как человек этот исповедовался.

Разгребая от завалов поруганную церковь, он понял, что ее восстановление — самая важная цель его жизни. К первой Литургии в восстановленном храме несостоявшийся ученый Михаил Потокин уже знал, что хочет быть священником. И расскажите нам о встречах, повлиявших на вашу жизнь. У каждого же подобные хоть раз, но случались.

Священник сообщил, что человек, однажды соединившись с Богом, не сможет в полной мере отречься от православия. По его словам, в случае ухода от религии, он все равно продолжит нести ответственность перед Богом за свои деяния.

Мацан — С умным человеком хорошо побеседовать. Потокин — Да-да-да. Ну не просто с умным, а духовным человеком. Вы знаете, наверное, сила еще в том, что, читая дневник Иоанна Кронштадтского, я сам видел вот моменты, когда он сам это переживал — то, о чем мы сегодня говорили с вами. Он сам это переживал. И когда ты чувствуешь, что вот поддержка-то от человека, который тоже переживал и тоже знает эти моменты... И он вот пишет это просто и ясно, и ты чувствуешь, так сказать, и сразу тебе возвращается вот твое какое-то внутреннее состояние, уже другое совсем. Поэтому здесь вот я рекомендую, особенно в трудные периоды жизни — не оставляйте чтение. Просто это чтение может быть не каким-то большим, когда мы читаем какое-то произведение серьезное, там, по истории Церкви, где нужно последовательно читать, помнить что-то. А духовные письма, там, Амвросия Оптинского к мирским особам или Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского дневники — то есть что-то коротенькое, что-то маленькое, на что не нужно много времени, много сил. Просто некое усилие воли — взять книгу в руки и посмотреть. И вот это очень сильно мне помогает всегда. Мацан — А вот смотрите, не могу об этом не спросить, раз об этом зашла речь. Вы сказали о радости, которую невозможно передать как опыт. На нее можно указать, ее можно попытаться через себя показать, но все-таки как-то попытаться ее, может быть, описать, о ней рассказать все-таки можно. И вот тут возникает вопрос, а что это за радость? И я этот вопрос задаю, потому что, оказывается, для меня самого это стало некоей такой неожиданностью — что кто-то вообще в разговорах, и в верующей среде, и не в верующей, когда говоришь о радости веры, воспринимает слово «радость» как такую эмоциональную позитивность. Что-то такое немножко протестантское сразу возникает — вот «радость», там, «Христос — твой лучший друг! И это тоже не плохо, я об этом говорю без негативной коннотации. Хорошо, когда есть большая позитивная эмоция, связанная с верой и религиозностью. Но все-таки мы понимаем, что в некоем православном мироощущении мы о другом говорим, когда говорим о радости. Здесь рядом неизбежно где-то есть и страдание, и скорбь, и крест. И при этом — радость. Как одно с другим сочетается? Потокин — Ну вот крест-то как раз — мы об нем и говорили, что безверие-то и есть крест как раз. Это и есть то, что человека не оставляют вот эти мысли худые, что ты, несмотря на радость, которая тебе дается, она у тебя отымается, ты ее теряешь. Ну, а потом, я хочу сказать, все-таки настоящая радость — она почему еще?.. Она все-таки внутри. Ее можно через взгляд как-то понять, через внешность человека, но нельзя ее... Вот когда начинается внешнее выражение какое-то активное... Ну, я понимаю — Давид скакал перед Ковчегом Завета, там, пляса, плясал и пел. Но все-таки это связано, наверное, больше всего с темпераментом и вообще с образом веры — в те годы он немножко другой был. А то, что вы говорили, такая радость с уже внешними какими-то признаками такими серьезными — мне кажется, это несвойственно нашей вере. Она более глубокая. Вот один из моих знакомых, тоже священник, которого отец Георгий привел к вере, он так описывал свою первую встречу с нашим духовником. Он шел мимо храма по Заморенова улице, мимо храма Иоанна Предтечи, утром. И вдруг видит — стоит человек рядом с храмом, и, говорит, такой счастливый! И я, говорит, пошел туда тогда узнавать, в храм, как человек может быть счастливым. Причем, это же не было... Он не пел, не плясал, не обнимал всех и не кричал, что он всех любит. Мацан — Интересно было бы спросить, по каким признакам психолог определил, что человек счастливый. Потокин — Я думаю, что вы можете определить сами, не будучи психологом, почему человек счастливый. И вы, кстати говоря, и сами чувствуете, что счастье — это не слово, его нельзя выразить. Это состояние всего того, что в нас есть. Но это вот... Поэтому интересно... Мне всегда апостол Павел вспоминается опять, что когда он был на седьмом небе, помните, он говорит, что «слов нету, чтобы выразить то, что у меня было внутри, то, что я видел, словом не выражается». Слово — оно сразу уменьшает, оно как-то, понимаете... Слова слишком бедные. А потом, нужно понимать язык, на котором с тобой говорят. Потому что если я говорю один термин, я понимаю по-одному, а человек понимает по-другому.

Михаил Потокин Священник биография

Действительно, отца Михаила не хотели выпускать на улицу в облачении и требовали снять его, пытаясь задержать бунтующего и кричащего «убивают!» священника. Подпишись на Новости священник Михаил Потокин, клирик храма Живоносного Источника иконы Божией Матери в Царицыно. В конце встречи протоиерей Михаил ответил на вопросы и пожелал духовных и телесных сил в социальных трудах. Священник Михаил Потокин предложил рассмотреть вопрос о занятости бездомных и привлечении их к городским работам, сославшись на опыт дореволюционного Дома трудолюбия, открытого святым праведным Иоанном Кронштадтским. Беседы с батюшкой.

ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА. ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ПОТОКИН И ИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ТОГОТИН

Как понять, что человеку нужна не только духовная, но и психиатрическая помощь? Что должен знать священнослужитель о психических заболеваниях? Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе в Научном центре психического здоровья в Москве. На встрече присутствовали священнослужители, окормляющие психиатрические учреждения, настоятели московских храмов, руководители и сотрудники Центра. Участники обсудили взаимодействие священнослужителей и врачей-психиатров в деле помощи людям, страдающим психическими заболеваниями. Служить в нем стали священнослужители, прошедшие специальную подготовку по психиатрии, и эта традиция сохранилась до сих пор. Здесь считают: вера помогает исцелиться.

Поэтому сотрудничество психиатров и священников в деле помощи людям, страдающим душевными недугами, очень важно», — сказал заместитель директора НЦПЗ по развитию и инновационной деятельности, профессор, доктор медицинских наук Василий Каледа. Главный вопрос, который интересовал священнослужителей: как определить, что человеку, который обратился в храм, нужна не только духовная, но и психиатрическая помощь?

Эту старую прошлогоднюю картошку даже людям не рекомендуют есть, даже в сильно варёном виде!? А вы её в сиром и не мытом виде подаёте к столу кроликам?

Они от голодухи у вас все скоро разбегутся по лесам и полям, под защиту лис и волков... Фотограф подсыпал вещества в коктейли?

В конце мероприятия протоиерей Михаил ответил участникам на все интересующие вопросы. Фото: pixabay.

Память — проекты, которые занимаются сохранением памяти о жертвах советских репрессий; — генеалогические проекты, направленные на выявление и сохранение памяти о репрессированных и пострадавших в советские годы; — проекты, которые восстанавливают память об общественных и социальных инициативах и явлениях, существовавших до 1917 года. Русская традиция — проекты, которые занимаются сохранением и возрождением традиционной русской культуры в разных её видах крестьянская сельская культура, городская культура, фольклор ; — проекты, направленные на возрождение русской идентичности.

Протоиерей объяснил, нужно ли проходить вакцинацию в День Пантелеймона

Михаил Потокин Михаил Александрович Потокин родился 12 марта 1965 г. Окончил Московский физико-технический институт, специальность «инженер-исследователь» Окончил Московскую духовную семинарию 2 августа 1999 г. С 26 июня 2020 г. А что, зачем жить?

К настоящему времени Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви перечислил Японской Православной Церкви более 1 миллиона 300 тысяч долларов США; сбор средств продолжается. Священник Михаил Потокин и Д. На встречах обсуждались последствия страшных природных катаклизмов для жизни Японской Автономной Православной Церкви, а также предстоящее в 2012 году празднование 100-летия со дня преставления равноапостольного Николая Японского и участие в торжествах делегации Русской Православной Церкви. Митрополит Даниил выразил сердечную признательность Предстоятелю и всем верующим Русской Православной Церкви за оказываемую помощь и передал письменное приглашение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу посетить в 2012 году Японию и возглавить торжества в Токио. В рамках визита Д.

И тоже, мне кажется, очень такое предельно искреннее и очень важное признание. А вот скажите, а при этом, когда священник говорит человеку, который боится прийти на исповедь, что: «Ну, не бойся, вряд ли ты меня чем-то удивишь, я уже все слышал» — это вот про разное в данном случае? Протоиерей Михаил Потокин: Да, вы знаете, я так обычно не говорю, я скорее стараюсь сказать так, что ты не мне исповедуешься. Ты пойми, я не тот, кто тебя призван судить даже ни в чем. То есть я должен убедить человека, чтобы он открылся, чтобы не было, как говорится, стыда такого ложного или каких-то сомнений в том, что священник что-то услышит недостойное, его осудит и как-то подумает о нем. Я говорю, что нет, это не то и совсем не так, здесь не я вообще не судия, не тот, кто может тебе простить. Прощает и судит Тот, Кому ты исповедуешься, Который действительно ведает и знает все о тебе.

Далее ведущие, прот. Михаил Зазвонов и прот. Михаил Потокин настоятели московских храмов с большим опытом организации приходской жизни и соц.

Главное меню

Непосредственно занимается как обустройством кладбища, так и посещением сиротских учреждений председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы священник Михаил Потокин. Отец Михаил рассказал «Известиям», что на участке в Зеленограде хоронить будут детей чаще всего не из церковных, а из государственных учреждений — домов ребенка и больниц с отделениями для «отказников». Многие дети с тяжелыми патологиями умирают через дни или месяцы после рождения, даже не успев попасть в базы данных по усыновлению. Государственный регламент департамента социальной защиты предписывает кремацию умерших детей. Учреждения соцзащиты объявляют тендеры и заключают договоры с фирмами ритуальных услуг, и неизвестно, существуют ли где-то именные детские захоронения. О регламенте действий структур министерства здравоохранения, если сирота или отказник умер в больнице, отец Михаил рассказать затруднился. Теперь у сиротских учреждений всех типов появится возможность обратиться к Церкви для бесплатного христианского отпевания и похорон в случае смерти ребенка.

See more Беседы с батюшкой. Иеромонах Никандр Пилишин 9 января 2023 See more Беседы с батюшкой. Исповедь и Причастие. Эфир от 22 июля 2014г See more Беседа с батюшкой от 21 мая 2023 полная версия See more Беседы с батюшкой. От 17 июня 2019. Михаил Потокин.

Чтобы исправить его жизнь, нужно другое. Но мы помогаем себе, исправляем часть своей жизни. В Евангелие есть притча о двух должниках. Человек был должен тысячу талантов денежная единица господину. Он просил господина помиловать — и господин ему простил. Должник сам был заимодавцем и встретил своего должника, который задолжал малую сумму. И тот его тоже попросил помиловать, но первый ему ее не простил. Мы говорим: «он пропьет». А что мы делаем иногда со своим здоровьем, со своими силами, со своей семьей, с родителями, которые нам помогали, кормили, одевали, любили? Так ли мы использовали то, что нам дано, например, в семье? Мы должны вспомнить о том, что нам очень много дано от Бога. На самом деле у нас самих большой долг перед Богом. Когда я даю милостыню, я думаю, что даю ее за себя. Это мой долг — я его возвращаю Богу через этого человека. Если помощь идет во вред, или велика такая вероятность, разве это любовь к человеку? Это, конечно, не значит, что ты перестал его любить и отказываешь ему в помощи вообще, просто можно помогать по-другому. Наша помощь — это еще выражение любви. Если мы любим человека, хотя понимаем, что он дурной, может дурно распорядиться нашей помощью, мы все же не отказываем ему. Хорошо бы, чтобы эта милостыня не пошла на алкоголь, наркотики, но я не могу обязать делать что-то конкретное, ограничить его свободу: она мне не принадлежит. В любом случае, если я к человеку хорошо отношусь, я не пренебрегаю им. А то как бывает: вот, пьяный, пахнет, просит, а ты в ответ: «Отойди от меня». Человек просит на алкоголь, потому что у него страсть. Он собой не управляет. В тяжелом состоянии, невменяемом, он не может распорядиться помощью нормально. Если я буду его страсть кормить — ничего хорошего не будет. Хорошо понимать, что можно давать, что нельзя, но давать — нужно. Малоимущие — Нехватка еды — проблема не только для бездомных. Многодетные, семьи с зависимыми — алкоголиками, наркоманами, — инвалиды, пожилые одинокие люди, просто люди в тяжелой жизненной ситуации — тоже в группе риска. Видите ли вы потребность помогать им, например, продуктами? Есть люди, которые всегда экономят — многодетные, малообеспеченные, неблагополучные семьи, с одним родителем. Сегодня почти все приходы помогают продуктами. Чаще всего прихожанам этого же храма, но не только: и тем, которые просто обратились за помощью. За рубежом давно работают фудбанки. У них договоры с крупными поставщиками продуктов. Схема проста: организация понимает, что есть остаток продуктов, его не реализовать — можно раздать самостоятельно или пожертвовать благотворительным организациям. И это большая помощь. В России это, например, Фонд продовольствия «Русь». Они занимаются распределением помощи от компаний, ресторанов и граждан по НКО и приходам Церкви — и далее помощь доходит до потребителя. Ресторанам нужно отдать быстро, пока продукты не испортились. Знаю один ресторан — связываю напрямую с бездомными. Рестораны чаще работают напрямую с потребителем: отчетности меньше. Проблема в России — с подаренных продуктов нужно еще и платить налог, то есть заплатить за то, что отдаешь. Как на утилизацию, так и на благотворительность — компания несет некоторые расходы. Сейчас дешевле утилизировать, то есть выбросить на помойку, чем отдать благотворительным организациям. Тут требуется законодательство, которое бы не просто не душило, а поощряло такую благотворительность. Кроме фудбанков и ресторанов, существует двустороннее сотрудничество компаний с Церковью: несколько лет назад с компанией «Данон» у нас была программа — мы раздавали молочную продукцию, в том числе многодетным семьям. Только через храм, в котором я служу, в неделю помощь получали более 140 семей. Семьи с детьми — В Москве запущены программы помощи семьям с детьми: город выплачивает деньги молодым семьям, многодетным, строит детские сады. Какие программы есть у Церкви для поддержки материнства, детства, многодетных семей? Многодетным всегда нужна помощь — любую, которую мы оказываем, они с удовольствием принимают: от сбора средств до медицинской помощи. Есть и специальные программы поддержки материнства. Например, проект «Дом для мамы» — их сейчас по России больше 50. Например, у женщины маленький ребенок, и они оказались на улице. Не идти же на вокзал? Это опасно — жить с бездомными: ребенок может заразиться. Они почти всегда заполнены, поэтому мы не всех пускаем: сначала нужно понять причину кризиса. Бывает, сам человек — причина кризиса и не хочет ничего менять, а мы не можем держать людей вечно. Важна перспектива: что будет с ними дальше? Нужно на работу устроить или помочь с жильем, разрешить семейную ситуацию. Тут мы работаем и с городом, и с семьей, и с благотворителями. Как нам кажется, главная причина абортов — отсутствие нормальных, крепких семейных отношений: семьи нет, есть несерьезные или только начавшиеся отношения, и есть беременность. Женщина думает: «Семьи нет, а будет ребёнок — как с ним, как искать новую семью», — все это кажется ей сложным.

Просто я как пример привожу. Потому что там короткие мысли такие. И вот достаточно одной короткой мысли — как стакан чистой воды, знаете, выпил. И вдруг как-то внутри просветляется все, и думаешь: «Боже мой, как же так? Это же и ест — вот она, правда-то». Конечно, это служение и литургия. Потому что литургию служишь когда, это удивительно дает тебе силы. И, вы знаете, это замечаешь, только когда ее не служишь. То есть вот когда начинается период какой-то или отпускной, или что-то еще, вы знаете, вплоть до того, что я ощущаю себя совершенно другим человеком, когда я не служу литургию, когда я не причащаюсь — ну вот как я обычно причащаюсь два-три раза в неделю. А вот если я не причащаюсь неделю, вторую неделю — ну, это связано может быть с разными обстоятельствами, то есть, или болезнь, или, там, отпуск, или что-то еще... И получается, что я совершенно меняюсь. Я меняюсь сам. Я чувствую, что это вот немножко... Поэтому настолько нас меняет причастие, настолько оно вот как-то внутренне видоизменяет все, что во мне, что иногда приходишь совершенно каким-то разбитым человеком, бесцельным, беспомощным, бестолковым, и вдруг что-то вот тебе Бог дает опять. И ты думаешь: «Господи, какая радость! Знаете, я думаю, что основная, может быть, трудность общения христиан с неверующими — именно в том, что мы не можем сказать, какая радость. Ну что, ты сам себя убедил? Это что, это плацебо, или что там? Почему ты радуешься? Нет, я сам себя не убедил. Я, наоборот, до этого убедил себя сам, что все плохо. Я пришел разбитый, грустный, ненужный, уставший и не видящий чего-то впереди, вот какой-то... И вдруг я поменялся, да — где эта радость. Поэтому невозможно без личного опыта литургического человеку объяснить, а что, собственно, у нас-то, вот где это сокровище. И поэтому здесь основная особенность этого диалога в том, что то, что с нами происходит, это личный опыт, он никак не транслируется другому человеку, понимаете? Его нельзя взять от меня и дать — «вот на, возьми часть, попробуй вот ты того, что есть у меня». Но для этого надо иметь его в таком изобилии! И все-таки, надо сказать, и Мотовилов не был атеистом. Поэтому, вот мне кажется, здесь тоже, вы знаете, вопрос такой — что вот настолько это таинственное общение с Богом в причастии и в евхаристии, что удивляешься, как из тебя вдруг, из разрозненного, вот разбитого что-то вдруг как-то восстанавливается, и ты можешь и людям что-то сказать, и сам ты по-другому себя чувствуешь. Поэтому здесь вот два момента я бы выделил — это духовное чтение, это первое, вот что доступно всем, и что доступно мне даже... Это же не нужно подготовки, не нужно утро, не натощак, без поста, а просто взял книгу. Книгу, и вот особенно в самый тяжелый какой-то момент. Вот опять вы сказали про эти мысли, которые обуревают, и вдруг ты читаешь слово верующего человека, и ты понимаешь: да вот оно, вот! И это действительно... Это правда! А то, что тебе пришло в голову, вот эта вся сумятица, вот это безверие, вот эта пустота — это и есть, собственно говоря, смерть. Это пустота, это есть ложь. И ты понимаешь, что ложь, а что правда. Когда ты поговорил... Потому что правда — ее не нужно доказывать, она показывается. И в этом слове она настолько ясная и настолько простая... Вы знаете, в науке всегда ясные и простые решения — они, собственно, справедливые. То есть они и есть настоящие решения. Когда оно запутанное, когда оно сложное, когда оно громоздкое, то это, скорее всего, ошибочное. Понимаете, есть такой критерий красоты. Красоты, простоты. И вот простое и красивое слово — оно тебя трогает, и оно в тебя как бы вселяется. И ты от него выздоравливаешь совершенно. И уже спокойно ты уже дальше живешь, и как-то все вот то, что было с тобой, оно отходит. Я считаю, в книге мы беседуем с автором. Ну как хорошо побеседовать с Иоанном Кронштадтским, с Серафимом Саровским, или с кем-то из святых отцов...

«ПОДЛИННОЕ НЕ ДОКАЗЫВАЕТСЯ, А ПОКАЗЫВАЕТСЯ»

священник Михаил Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Потокин. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео ответ священника. протоиерей михаил потокин и иерей владимир тоготин онлайн которое загрузил Телеканал СПАС 15 марта 2021 длительностью 00 ч 48 мин 08 сек в хорошем качестве. «На этом помощь Церкви не ограничивается, ― заверил священник Михаил Потокин. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео ответ священника. протоиерей михаил потокин и иерей владимир тоготин онлайн которое загрузил Телеканал СПАС 15 марта 2021 длительностью 00 ч 48 мин 08 сек в хорошем качестве. Лекция протоиерея Михаила Потокина Продолжительность: 52 мин.

Потокин протоиерей

В РПЦ рассказали, почему православным не нужно бояться пятницы, 13-го // Новости НТВ Религия и наука. Протоиерей Михаил Потокин 26 декабря 2022Скачать.
Священники и сестры милосердия навестили более 100 пострадавших от теракта в аэропорту «Домодедово» Протоиерей Михаил Потокин с матушкой.
Священник и психиатр — опыт взаимодействия Председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской епархии протоиерей Михаил Потокин во время пресс-конференции, приуроченной ко Дню защиты детей, в международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня".
Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Потокин. 7 августа 2023 В воскресенье 16 августа 2020 года в храме Фрола и Лавра на Зацепе состоялась встреча представителей Общины больных рассеянным склерозом с настоятелем храма протоиерем Михаилом Потокиным.
Беседы с батюшкой 2023 Беседы с батюшкой.

Беседы с батюшкой. 5 июля 2022. Протоиерей Михаил Потокин

Священник Михаил Потокин предложил рассмотреть вопрос о занятости бездомных и привлечении их к городским работам, сославшись на опыт дореволюционного Дома трудолюбия, открытого святым праведным Иоанном Кронштадтским. Протоиерей Михаил Потокин его семья. Протоиерей отец Михаил Потокин. Протоиерей Михаил Потокин. Протоиерей Михаил Потокин, настоятель бирюлевского храма в честь Входа Господня в Иерусалим, знал отца Георгия Бреева более 35 лет. В сан протоиерея были возведены: священник Григорий Белоус, клирик храма свв. мчч.

Самое популярное

  • Беседы с батюшкой. 5 июля 2022. Протоиерей Михаил Потокин
  • РПЦ получила землю для захоронения московских сирот | Статьи | Известия
  • Jon Stewart Slams Media for Breathless Trump Trial Coverage | The Daily Show
  • Видео проповеди с Протоиереем Михаилом Потокиным | Храм Флора и Лавра на Зацепе

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

| Новости Патриархии | Проект «Епархия» Смотреть видео онлайн Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Потокин 8 мая 2023.
| Новости Патриархии | Проект «Епархия» О. Михаил Потокин О. Михаил Потокин (Михаил Александрович Потокин) родился 12 марта 1965 г. Окончил Московский физико-технический институт, специальность "инженер-исследователь" Окончил Московскую д.
Клирик Нижнетагильской епархии критикует мобилизацию, Путина и патриарха Кирилла В сан протоиерея были возведены: священник Григорий Белоус, клирик храма свв. мчч.
Беседы с батюшкой Протоиерей Михаил Потокин 27 февраля 2024 Николая Мирликийского в Кузнецах; священник Михаил Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне; священник Антоний Сафонкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы дер. Большое Покровское; священник Вячеслав Синельников.

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА. ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ПОТОКИН. ВИДЕО. spastv.ru

Почему в храме должно стать легче? Мне кажется, легче становится только… только в кругу семьи. Михаил Потокин : Я думаю, что мы… мы… мы не к мужчине приходим в храм, мы приходим к Богу, да? И это есть акт нашей веры, то есть мы… мы верим в то, что вот за храмом, за мужчи… за всеми богослужениями стоит лично Бог, Он.

Я, может быть, Его плохо знаю, плохо понимаю, но я пришел вот, так сказать, с желанием с Ним говорить, с Ним беседовать, да, с Ним, не со священником. Я вам даже больше скажу: я всегда думаю о том, что ни один человек не ходит в храм ко мне. Они все пришли к Богу, Он их позвал, Он их привел сюда.

Священник, вот мужчина с бородой, да, это только проводник, это человек, который вот… который поможет там где-то, там, если, там, на ступенечку подняться. Вот тяжело человеку самому - дай руку, тебя поддержу, но не более того. Константин Титов : Мне кажется, общение с Богом - это очень интимный, личный акт.

Михаил Потокин : Да, интимный личный акт, да. Константин Титов : То есть… то есть человек может выйти в поле, в чисто поле, поднять руки к небесам и поговорить с Богом, попросить Его о чем-то, попросить какого-то, не знаю, там, смирения, успокоения какого-то. Зачем для этого нужно идти в храм и к священнику?

Этот вот вопрос, который тоже меня очень волнует. Михаил Потокин : Ну, Вы знаете, этот вопрос… вопрос уже - он такой… Понимаете, храм все-таки - это место молитвы, и в этом смысле молитва - она, ну, некое… некое состояние человека, да? Она его меняет, вот, и меняет определенным образом, потому что человек, когда молится, он… И, вообще-то говоря, храм - это дом молитвы, то есть место, где молятся, понимаете?

Если в поле трактор пашет, там, люди ходят, там, еще куда-то по своим делам, то сюда люди пришли молиться, пришли молиться, и здесь, как бы вот это действительно важно, что здесь ничем другим ты не занят. Вот ты пришел, и ты встал, так сказать, и хочешь Бога услышать. Ведущий : Это программа «Не верю!

Это программа «Не верю! Константин Титов : В качестве обывателя могу сказать, что, когда приходишь в храм, слушаешь Литургию, она все-таки вещается на старославянском, непонятном для современного человека , языке. Особенно, если это придет, там, молодой человек, он ничего не поймет, что вы, священники, там хотите донести до него.

Это первое, да? И все-таки в православных храмах нужно стоять. Кто-то после работы, устал, кто-то болен, кто-то по возрасту, понимаете, но неприлично вроде бы как в храме сидеть, хотя в некоторых храмах есть лавочки.

Вот я, допустим, когда бываю в Европе, я захожу в католические храмы , иногда просто как в музей, иногда, может быть, и… и пообщаться с… с высшими смыслами. Но мне приятно то, что там можно сесть посидеть, что там играет приятная музыка, что там все-таки говорят на английском языке для англоязычных, так скажем, граждан, и там все ясно и понятно. У нас, мне кажется, вот Русская Православная Церковь - как-то вот она застыла в той древности.

И… и нужно вот воспринимать сигналы времени, и нужно как-то пытаться донести своим братьям, вашему сообществу, о том, что надо быть более современными, более понятными, более доступными, чтобы вас услышали. Ведущий : Ну, отец Михаил? Михаил Потокин : Ну, Вы знаете, как, я начну по порядку.

Ну, во-первых, церковнославянский язык , который у нас за богослужением используется, он все-таки близок к русскому. Нельзя сказать, что он всем понятен, нельзя сказать, что легко его как бы воспринять, но нельзя сказать, что он так далек, скажем, как латынь для германцев, потому что, ну, другие корни языка совсем. Почему протестантизм возник, так сказать, на немецкоязычной почве?

Он имел то… и в северных странах, там, в Норвегии, там, и так далее? Потому что латынь, на которой, собственно, шло богослужение в Католической Церкви, она далека совсем от… Константин Титов : Понимаете, болгарский язык тоже похож на русский, но… но очень некомфортно… Ведущий : Давайте дадим отцу Михаилу закончить. Михаил Потокин : Я просто по поводу языка.

Ну, во-первых, он не… не слишком сильно далек, хотя, конечно, ну, скажем, он процентов на 60 понятен, на 40 непонятен. Вопрос этот не первый раз возникал. Даже вот в Собор 1917-1918 года было включено обсуждение, вопрос на… переход на современный русский язык.

То есть это не то, что Церковь отвергает это целиком, но это должен быть, как бы это сказать… Это нужно сделать действительно так, чтобы не повредить богослужение, потому что богослужение все-таки, молитва - это есть не просто вот некий текст. Это есть поэзия, это есть внутреннее. То есть, понимаете, слово - оно как математика, слово очень точное.

Я вам приведу пример. Очи могут быть только у человека, глаза могут быть у человека, у рыбы, и у мухи глаз может быть, да, а очи - только у человека. Поэтому здесь вот, скажем, молитва - она связана с определенной поэзией, с определенной… с определенным настроением внутренним, да?

Как вот перевод Шекспира, да? Вы можете взять пастернаковский перевод, да, его прекрасно читать. Вы читаете, прямо наслаждаетесь.

Другой перевод возьмешь - ну, и не лежит, то есть и бы не читал бы Шекспира, да, даже вообще. Что, в чем дело? Вопрос перевода очень непростой.

Если мы с вами посмотрим перевод Библии на русский язык, так называемый Синодальный перевод, много лет делался в XIX веке, сравнивались источники, сравнивались тексты, то есть это процесс не одного года. Безусловно, я думаю, что такой процесс можно начать когда-то, и если Церковь будет обладать потенциалом, достаточным, чтобы провести этот перевод, не потеряв при этом ни качества службы, ни поэзии, ни глубины молитвы, да, то есть, точность слова не потеряв, тогда да. Если мы берем… так сказать, беремся упрощать, вы же понимаете, упрощать нельзя, ни в науке, ни в религии, ни в искусстве.

То, что есть, мы должны, так сказать, да, постараться перевести так, чтобы это не было упрощением. Это было бы, ну, новым… Так же, как и перевод: если вы знаете, перевод же - это не точное воспроизведение того, что там. Если мы возьмем кальку слов, и там есть английские выражения, такие, которые… Да, это будет смешно.

Ведущий : Перевод - это донесение смыслов адекватными средствами. Давайте теперь про стояние на ногах. Михаил Потокин : Стояние на ногах, да.

Стояние на ногах - ну, это традиция Русской Церкви, что у нас богослужение происходит стоя. В каком-то смысле вот есть люди пожилые… Но сейчас, кстати, лавочки в церкви стоят, и даже, я знаю, некоторые храмы православные в Москве, где тоже стульчики установили уже рядами. Ну, не в центре самом, а сбоку там, но стоят.

Понимаете, для пожилого человека иногда хорошо посидеть, и, в общем-то, я думаю, что здесь нет никакой преграды, если человек плохо себя чувствует, там, или инвалид, или ему трудно. Речь идет … Я всегда сам себе задавал этот вопрос, думал, как мне ответить на него. Вы знаете, когда это я ходил еще, там, давно в храм Иоанна Предтечи на Красной… на Красной Пресне, это было еще советское время, и вот это были люди такие, там, среди прихожан, которые вот любили молиться.

И это было видно, вот, ну, знаете, не по лицу, не по… как… как они крестятся. Знаете, вот та же молитва - мы можем почувствовать ее, то есть человек, который так молится, с ним рядом не сядешь. Вот я вам хочу сказать, вот вы придите, скажем… Ну представьте себе, ну, плохая ситуация, ну, неважно, вот там отпевание, да, человек умер, все стоят, родственники все.

Почему они стоят? Не потому, что они не хотят сидеть, а потому, что в их в позе вот этой выражение скорби, скорби, вот уважение к близким умершего, да? То есть, если вдруг один придет, и все остальные стоят, а он придет и сядет, да, а все остальные родственники стоят, сможет он спокойно так сделать?

Я думаю, нет. Он должен… То есть поза иногда выражает наше отношение. Вот поза скорби, стоя, вот рядом со скорбящим человеком ты вдруг сел, да, а он стоит, у него вот вся душа его напряжена, он весь вот в этом вот переживании своего горя.

Как ты рядом с ним сядешь? Нет, ты пойдешь и встанешь рядом, скажешь: «Друг, мне тяжело, но я буду рядом с тобой стоять». Ведущий : А если у вас в храме, там, не бабушка, а Константин захочет присесть на скамейку, его кто-нибудь прогонит со скамейки, запретит ему сидеть?

Михаил Потокин : Нет, почему? Не прогонит, я надеюсь. Ведущий : То есть можно сидеть, если очень… если… если уж очень хочется?

Михаил Потокин : Можно сидеть, да, можно сидеть. Мало того, да, люди приходят иногда, там, кто-то посидит, кто-то выйдет даже из храма. Я, честно говоря, сам, когда начинал в храм ходить, мне трудно было стоять на службе.

Я был молодой еще, и я удивлялся: бабушки стоят, как свечи, она стоит всю службу. Константин Титов : Натренированные. Ведущий : Опыт.

Константин Титов : Опыт. Михаил Потокин : Да. А я… а я… Через полчаса у меня начала болеть голова, там, спина и… и все это было, понимаете… И у меня это прошло, что называется, как если по-врачебному, когда я сам стал участвовать в службе, когда я стал, ну, немножко, так сказать, стал понимать молитвы, там, это, понимаете?

То есть здесь тоже вопрос какого-то вот, ну, внутреннего состояния. Что-то внутри меняется, я уже как бы, ну, в другом… по-другому это воспринимаю. Поэтому здесь тоже это важно.

Но я считаю, что запрещать сидеть все равно нельзя, особенно людям больным, там, пожилым и так далее. Но делать из этого как бы тоже общее тоже не следует. И я думаю, что должен быть выбор: кто-то хочет присесть - он может присесть, и мы его не осуждаем, и он так же участвует в службе, как все остальные.

Ведущий : Вы упомянули католиков. Я знал одного католика, бразильца, который стал православным, и, рефлексируя на тему, почему он раньше, ну, какую-то часть службы сидел… Они же тоже, католики, не все время сидят, они очень часто на колени встают на эти приступочки. Михаил Потокин : Ну, там, да, есть определенные моменты.

Ведущий : И встают на молитвы на особенные. Константин Титов : В определенное время, да. Михаил Потокин : В определенное время.

Ведущий : Да. Ну, этот католик сказал очень интересную вещь. Он сказал: «Христос за меня распялся на кресте.

Что же, я не постою два часа на ногах за Него на службе? Константин Титов : Да. Ведущий : Когда один человек приходит исповедоваться к другому, такому же грешному.

Я так прямо, я правильно Вашу мысль понимаю? Константин Титов : Да, но, во-первых, я все-таки считаю, что человек - он пришел на этот мир для любви, для созидания и для наслаждения этой жизнью, этой красотой, о которой говорил Михаил Александрович, да, о вот этих всех вот наивысших смыслах. А все-таки Церковь - она нас постоянно призывает к какому-то… прививает нам некое чувство вины, покаяния: «Покайся, ты вот грешный, нужно каяться, нужно постоянно чувствовать себя виноватым».

Это тоже не совсем, мне кажется, правильно. Это претит. И потом, даже если человек совершил какой-то грех, но его же исповедует ведь тоже… тоже грешный священник, да, который тоже мог и нарушить пост, и сквернословить, и что-то, там, не так подумать, и позавидовать, потому что человек пришел к человеку.

Просто один человек, ну, так скажем, он прихожанин, а другой имеет некое право, данное, опять же, людьми, да, одев определенные одежды. Поэтому здесь очень трудно говорить об этом, тем более, памятуя советское время, да, когда священники… ну, был такой период в Русской Православной Церкви, которые служили Комитету государственной безопасности и, к сожалению, отдавали информацию туда, куда не нужно, и в этом было некое разочарование. Вот этих вот два аспекта.

Ведущий : Ну, есть, есть такая картина мира, да. Отец Михаил? Михаил Потокин : Ну, Вы знаете, как, я Вам хочу сказать, что, во-первых, Таинство Исповеди все-таки совершается между человеком и Богом.

Почему… Константин Титов : Тогда зачем нужен священник? Михаил Потокин : Священник - это свидетель. То есть, понимаете, как, ну, это как бы вот то, о чем нам говорит таинство.

Что же на самом деле происходит? Конечно, понимаете, есть вещи, которые, я считаю, мы можем исправить сами, вот. То есть, если я обидел человека, конечно, лучше прийти к нему и сказать «прости».

Я считаю, лучше нет, и я при этом… ну, если я искренен буду. Но есть вещи, которые мы не можем исправить, которые уже… Ну, вот время назад не вернешь, понимаете? И тогда действительно, если я человек, ну, честный, я встаю… я встаю перед своей совестью, и меня, так же, как и вас, обличает она, что где-то я… Даже, вы знаете, ну, есть понятие, там, какой плохой поступок, а есть понятие - не сделать хорошего.

Вот человеку плохо - ты прошел мимо. Ну, торопился ты, ну, на работу шел, ну, неважно. Грязный он, там, бомж, может, пьяный - ну, не подошел, не поднял, не поинтересовался.

А потом, когда ты уже ушел, вот тут совесть тебя догоняет и говорит: «Милый мой, а вдруг он замерзнет? А вдруг… Ну хорошо, пускай он пьяный, там, но имеешь ты право судить…» Константин Титов : Михаил Александрович, но это, извините, напоминает, когда учитель отчитывает ученика. Но учитель - он… он опытный, он старше, ученик маленький, и его как бы… Все-таки священники, бывает, ведь могут и поругать, и отчитать.

Михаил Потокин : Но священник… священник… священник… Ведущий : Нет, то, о чем говорит отец Михаил, я так понимаю, это вопрос человека к себе, то есть со стороны совести, а не то, что священник так говорит человеку. Константин Титов : Нет, вы понимаете, я… я все-таки… Михаил Потокин : Сама исповедь, да, сам… сам… сам ход исповеди… Я понял Ваш вопрос, да, простите. Просто я немножко по-другому начал отвечать.

Да, действительно, есть вот такое неверное понимание, и со стороны исповедующего, и со стороны священника, да? Священник не имеет права отпускать грехи, потому что он сам грешник, Вы правы. Константин Титов : Конечно, конечно.

Это человек. Михаил Потокин : Он не имеет права такого. Даже, мало того, когда Христос говорил, что Он имеет право отпускать грехи, Его хотели убить за это, потому что «Ты, - говорят, - богохульник, только Бог может отпускать грехи».

Священник поэтому никоим образом грехи не отпускает. Что касается советов священников, здесь, конечно, вот и, ну, скажем так, все зависит все-таки от того, как священник… насколько у него есть такт и понимание таинства. Если он понимает таинство верно, то его советы никогда не будут навязчивыми и никогда не будут… Если человек спросит у него совета, он ответит, но никогда не будет нравоучения, потому что это, конечно, неверное понимание исповеди.

Священник - не учитель человеку, он ему друг, понимаете? Что такое друг? Друг - это значит человек… Константин Титов : Но получается, что человек, извините, человеку разрешает отпустить этот грех.

А где здесь Бог в этой ситуации? Михаил Потокин : Нет-нет-нет, человек… Константин Титов : Вам же не приходит информация: одному отпустить грех, а другому - нет. Вы же эту информацию не считываете.

Михаил Потокин : Нет-нет-нет. Человек человеку… Грех отпускает Бог. Ведущий : А что делает священник?

Константин Титов : Что делает священник в этот момент? Михаил Потокин : Нет, подождите, я вам хочу объяснить, подождите. Священник, когда он… человек ему исповедуется, он читает ему разрешительную молитву и все, вот.

Дальше все зависит от степени искренности самого человека. Если он искренне пришел к Богу, ему грех отпускается Богом. И причем признаком этого является то, что он больше не грешит.

Константин Титов : А может быть так, что священник отпустил грех, а Бог не… не отпустил? Где информация к священнику? Михаил Потокин : Не… не… не… Нет, секундочку.

Может быть так, что священник прочитал молитву, но грех не отпущен. У нас много, часто… Вот в 90-е годы, я помню, слышал такое: вот, бандиты, придут они, там, нахулиганят, там, может, даже кого-то убьют, потом придут в церковь, покаются, им Бог все… им священник все отпустит. Как-то легко так: вот убил человека, потом пришел, два слова сказал - и все.

Нет, не легко. Константин Титов : Михаил Александрович, но мы… но мы в XXI веке, мы же понимаем, что у Вас, как, так сказать, посредника, нет никакого средства связи с Богом. Михаил Потокин : Я не посредник.

Ведущий : Вот давайте… дайте Михаилу, да, договорить. Я вам хочу сказать, священник, скорее, больше похож на друга, должен быть другом вам, другом по несчастью, понимаете? Вот есть такое, как, знаете, болезни… Ведущий : То есть во время исповеди, Вы имеете в виду?

Михаил Потокин : Да-да. Вот больные диабетом - они объединяются в одно сообщество, а больные, там, еще чем-то - в другое сообщество, и они друг с другом общаются. Вот мы с вами, как больные, вместе.

Мы соединены. Священнику дана вот определенная, ну, возможность, скажем, да, совершать таинство, но это таинство - оно совершается тогда, когда человек искренен настолько и настолько глубоко раскаивается в этом, а это может видеть не священник, а только Бог, потому что это внутри вас. Что делает священник?

Кизических; - священник Павел Гумеров, клирик храма свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, на Рогожском кладбище; - священник Михаил Донченко, клирик храма св. Ново-Алексеевского монастыря; - священник Алексий Спасский, клирик храма блг. Последние публикации раздела.

А вот как вести себя высоко? Как это — жить как Адам, беседуя с Богом напрямую, как мы говорим, лицом к лицу? Как слышать внутри себя голос Божий? Как это можно себе представить? Мы не можем этого представить. Мы не знаем жизни, которой жили первые люди. Мы знаем свою жизнь и можем представить, что она может быть хуже, потому что иногда, когда мы падаем, мы сами становимся хуже. Кстати, это одна из причин того, что, скажем, в художественной литературе все положительные персонажи всегда выписаны как-то слабо, а отрицательные персонажи всегда очень живые. Почему же отрицательные персонажи такие живые? Да потому, что автор прекрасно представляет себе, как это — быть плохим.

Чтобы гармонично описать святую жизнь, нужно этой жизнью жить, иначе это будут лишь фантазии. Поэтому про святую жизнь у нас получается как-то сладко, и святой выходит чуть ли не этаким розовым сахаром. Конечно, это не так, но как должно быть, мы не можем себе представить. То есть о святом может говорить только святой, а о грешнике — грешник. Грешнику о святом говорить очень сложно. И нам очень сложно судить с нашей точки зрения о поступках первых людей, потому что до грехопадения они были святыми. Наше суждение о них, по меньшей мере, будет просто смешным. Он сказал Своим ученикам: в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Наверное, то, что нам нужно знать, мы узнаем. Просто я хочу сказать, что другой жизни мы не знаем, и нам смешно об этом рассуждать.

Наверное, для этого должно было произойти что-то невероятное. Мы тоже, когда грешим, что-то теряем. Вот мы сказали какое-то неосторожное слово, и как будто внутри у нас что-то произошло. У Вас никогда не было такого чувства? Ты просто становишься пустым. Если ты занимался многословием, внутри ты стал другим, изменившись в тот момент, когда согрешил. Он тебя любит, поэтому не хочет оставлять тебя в таком состоянии. Хочу еще раз сказать о том, что мы можем говорить о людях своего уровня или уровня ниже, мы можем это себе представить. А что касается людей высокого уровня, мне кажется, здесь рассуждать бесполезно. Единственное, можно сказать, как Церковь видит это.

Некоторые из них наши современники. Когда ты читаешь об этом, создается впечатление, что это чуть ли не эпохальные события. Каждое их слово, каждое действие, каждый поступок — пример того, как могут жить и общаться друг с другом высокодуховные люди, и нам стоит этому у них поучиться. Нам невозможно понять, как они живут. Пока у нас нет молитвенного, духовно-смиренного состояния, мы этого не поймем. Но они понимали друг друга. Как-то у Силуана Афонского спросили, как говорят святые. Он промолчал, а через день ответил: «Святые никогда ничего не говорят от себя». А мы говорим от себя. Говорить не от нас у нас пока не получается.

Хотя я в своей жизни встречал, что, по моему мнению, обычные люди, священники говорили какие-то невероятные вещи. Наверное, что-то им открывалось. Если его нет, ты этого не поймаешь. К музе не ходят в гости, муза сама приходит. Дмитрий Ростовский писал о святых, и у него было вдохновение. Это известно из его жития. Но он и сам был удивительным человеком. Его житие говорит нам, что он жил так, как и учил. Это уже очень высокий духовный уровень, поэтому он мог писать о святых, тем более что на это был Промысл Божий. Такой сборник нужно было составить для нашего научения.

Раньше жития, поучения святых читали во время богослужений. У нас же в службу входит только житие Марии Египетской. Преподобный Серафим Саровский рекомендовал своим духовным чадам вместе со Священным Писанием читать и жития святых. Мы с вами не можем рассуждать о святых, потому что у нас нет их уровня. Но у нас все-таки есть какие-то знания, есть возможность участвовать в таинствах. И у нас есть труды святых отцов. Есть очень много работ о грехопадении Адама в раю, начиная с древних отцов, например, с Амвросия Медиоланского. Их написали люди, имевшие высокое духовное знание, а некоторые имели вдохновение от Бога на написание своих трудов. Их можно там поискать. А учиться можно у Церкви, у святых отцов.

По его словам, помощь со стороны Русской Православной Церкви оказывалась не только православным, но и всем людям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Примечательно, что некоторые пострадавшие, не принадлежащие к Православной Церкви, просили священников помолиться о них и помазать освященным маслом. Пострадавших от теракта, доставленных в московские и подмосковные больницы, священники и сестры милосердия начали навещать уже вечером того же дня. Священники и сестры милосердия продолжали посещать пострадавших и их родственников и в последующие дни.

К 27 января представители Русской Православной Церкви навестили более 100 пострадавших от теракта в 23 больницах Москвы и Московской области.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий