Новости иван дмитриевич шадр

Главная» Новости» Шадр инфо новости сегодня. родился Иван Дмитриевич ШАДР.

«Освобожденная воля»

Многим и сегодня известно имя Шадра по установленным в Москве памятникам «Сезонник» 1929 на Лермонтовской площади, «Булыжник - оружие пролетариата» 1929 на Красной Пресне, А. Горькому 1951 [2] на площади Белорусского вокзала, возведенному по его проекту уже после смерти скульптора. Галерея обладает лучшим музейным собранием произведений И. Шадра, включающим 447 работ. Ценным источником для исследователей стала насчитывающая более 380 листов графическая коллекция, большую часть которой составляют эскизы к неосуществленным памятникам. Многие из них впервые экспонируются в специальном разделе выставки и представлены в мультимедийной презентации. Графика для Ивана Дмитриевича не была основным видом искусства, однако он не мыслил себе реализацию любого скульптурного проекта без его воплощения на бумаге, ибо был убежден, что истинный художник обязан «даже спать с альбомом и карандашом»[3]. При этом он редко датировал и называл графические эскизы, считая их подготовительным материалом.

В своем стремлении всесторонне изучить тему и глубже вникнуть в историческую атмосферу Шадр часто снабжал листы многочисленными записями. Наряду с документальными материалами они стали важным источником иконографического исследования при атрибутировании графических работ скульптора. Судьба Ивана Дмитриевича Шадра 1887-1941 - блестящий пример того, как сын плотника из уральского городка Шадринска стал одним из ведущих мастеров советской скульптуры, соперничая на конкурсах с такими корифеями, как С. Коненков, В. Мухина, С. Меркуров, Н. Как и многие его сверстники из бедных многодетных семей, он еще мальчиком был отдан «в люди» на фабрику в Екатеринбурге.

Вскоре талантливый подросток смог поступить в открывшееся в городе художественно-промышленное училище. Ранние рисунки этого периода «Молодой крестьянин» и «Пряха» свидетельствуют о несомненной одаренности ученика. В 1907 году будущий скульптор, тогда еще Иван Иванов[5], вместе с товарищем по училищу Петром Дербышевым за неимением средств пешком отправился в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Сохранился рисунок с авторским названием «Пешком за славой» 1907 с изображением двух молодых людей с вещевыми мешками за плечами. Осенью Шадр добрался до столицы. Однако после встречи со скульптором В. Беклемишевым, критически оценившим его дарование, оставил мысль о поступлении в Академию.

Некоторое время он бродяжничал и, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, пел под шарманку. Здесь следует отметить, что Шадр был наделен от природы не только художественными, но также вокальными и актерскими способностями. Его певческий талант заметил известный режиссер М. Дарский, по рекомендации которого юноша поступил на Драматические курсы Императорского петербургского Театрального училища. Одновременно он посещал мастерскую пейзажиста А. Рылова, а в 1910-1912 годах благодаря выделенной зажиточными горожанами Шадринска стипендии совершил творческие поездки в Париж и Рим. Здесь он получил возможность изучать не только шедевры мирового искусства, но и произведения современных художников и, что немаловажно, пользоваться советами Огюста Родена и Эмиля Антуана Бурделя, требовавших от своих учеников самых смелых образных и пластических решений.

Биограф И. Шадра О. Воронова приводит рассказ скульптора о встречах с Роденом: «Шадр в первый же день попросил маэстро указать ему тему. Роден усмехнулся и велел вылепить руку. У Шадра ушло на работу два часа. Роден назвал мою модель мешком с овсом. Пришлось взяться заново.

На этот раз возился два месяца, пока не почувствовал, что лучше сделать уже не смогу. Роден посмотрел, одобрил. Композиции будете сами делать, у себя в России. Роден был прав, вскоре сама жизнь подсказала молодому скульптору тему для воплощения. В 1911 году под впечатлением войны между Италией и Турцией за колонии, повлекшей за собой многочисленные жертвы, у Шадра родилась идея создания «Памятника мировому страданию», которую он пытался реализовать и в последующие годы. Так, в 1916 году он продолжил работу над проектом, узнав о гибели русско-французского госпитального судна «Портюгаль», потопленного в Черном море немецкой подводной лодкой. Проект занял первое место на объявленном Московской городской думой конкурсе памятника жертвам трагедии, который планировали установить на московском Братском кладбище, но этому помешали события 1917 года.

Летом 1907 года вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств , подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссёр Александринского театра М. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши.

Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы тот мог учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И.

Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. Рериха и Музыкально-драматическую школу.

В столице прожил до 1908 года , затем год служил в Русской императорской армии. Могила Шадра на Новодевичьем кладбище Москвы. В 1910 году уехал за границу. Сначала в Париж , где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Ф.

Родена и Э. В 1911 году парижские учителя отправили его на стажировку в Рим в Институт изящных искусств [it]. В 1912 году возвращается в Россию. В Москве обучается в Московском археологическом институте.

В 1918 году уехал в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там выступал с лекциями по искусству. Работал в Политпросвете 5-й Армии и в Сибревкоме. В 1921 году , как только было восстановлено железнодорожное сообщение, уехал в Москву.

В 1926 году стал членом Общества русских скульпторов , в дальнейшем Союза советских скульпторов. Умер 3 апреля 1941 года в Москве [7]. Рабинович, архитекторы Г.

В 1898 году Ивана отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком.

В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года. С 1907 года обучался на Высших драматических курсах Санкт-Петербургского театрального училища, в рисовальной школе Общества поощрения художеств Н. Рериха и Музыкально-драматической школе.

С 1908 года Иван Дмитриевич начал использовать псевдоним «Шадр». В 1910 году Иван Дмитриевич уехал за границу. Обучался в Париже у О. Родена и Э.

В более позднем отчете Гознака отмечено, что «теплый прием, оказанный этим фигурам в художественных сферах и в широких массах пролетариата, послужил гарантией, что идея взята правильно». Существуют многочисленные публикации по истории создания скульптур, в которых раскрываются обстоятельства работы Шадра над ними и называются их прототипы. Широко известны воспоминания о том, как Шадр искал модели для скульптур среди крестьян прототипом крестьянина был П. Калганов, сеятеля — К.

Уже в 1924 году историк В. Бирюков опубликовал в журнале «Шадринское научное хранилище» заметку о работе Шадра, основанную на своих беседах с «денежными мужиками» так их стали называть односельчане — прототипами скульптур. По его мнению, сеятель — это, с одной стороны, «глубоко реалистическая фигура», а с другой — «вовсе не простой сеятель, а целый символ всего крестьянства». В том же году краткая заметка о «шадринских» крестьянах появилась на страницах журнала «Советский филателиста».

Автор — самарский филателист Ф. Яковлев — дал интересную характеристику скульптур: «фигура рабочего производит какое-то странное впечатление — она вся из глубоких складок кожи и мускулов. Это, по объяснению И[вана] Д[митриеви]ча [Шадра], рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты. Фигура красноармейца вполне национальна.

Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой». Далее автор свидетельствует, что «красноармеец вышел до того удачен, что т. Троцкий разрядка в источнике — А. Троцкий был не единственным, кому понравились скульптуры.

Например, известный литературовед-марксист В. Фриче отозвался о скульптуре рабочего с «величайшей похвалой, признав за нею громадную художественную ценность». По иронии судьбы в 1931 году именно Шадр выполнил проект надгробного памятника Фриче, скончавшегося в 1929 году. Однако в адрес скульптур звучала и критика.

Наиболее ярко она выражена в статье филателиста Д. Валерона, который посвятил разбору скульптур Шадра три страницы. По его мнению, крестьянин Шадра — «ветхозаветный лубочный пейзанин, нисколько не похожий на тех крестьян, которые принимали участие в Октябрьской революции и на которых эта революция опирается теперь в деревне»; красноармеец — «неразвитый деревенский паренек, только что переодетый в красноармейскую форму, но не имеющий по существу ничего общего ни с военной дисциплиной и порядком расстегнутый ворот , ни с психикой закаленного красного бойца, каким должен быть красноармеец». Скульптура рабочего подвергнута схожей уничтожающей критике.

Итоговый вывод неутешителен: «все три произведения Шадра выпячивают исключительно первобытные антропологические черты в ущерб психическим и классовым. Глядя на эти бюсты, невольно приходишь к заключению, что в них скульптор далеко нелестно отобразил пролетариат, крестьянство и Красную армию.

В Третьяковке открылась выставка советского скульптора Ивана Шадра

Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия — Иванов; 30 января [11 февраля] 1887 или 30 января 1887, Такташи, Оренбургская губерния — 3 апреля 1941, Москва). «Дарования Ивана Дмитриевича Шадра были многообразны и глубоки, он увлекался музыкой, пением, драматическим искусством, рисованием, но более всего – скульптурой. Диафильм "Иван Дмитриевич Шадр". Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1987 год. Д-091-87, черно-белый 0-20 копеек. Иван Дмитриевич Шадр обладал многими талантами: хорошо пел, рисовал, был артистичен, интересовался историей.

Скульптура «Сезонник» в сквере на Лермонтовской площади

В 1901 году Иван Дмитриевич без подготовки сдал экзамен для поступления в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где проучился до 1906 года. В августе 1918 года Иван Дмитриевич Шадр выставил в здании клуба приказчиков драмтеатра макет памятника шадринцам, расстрелянным большевиками. Иван Дмитриевич Шадр ушел из жизни 3 апреля 1941 года.

Приглашаю на экскурсию

Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным пунктом в художнической судьбе Шадра. Он отдает свой талант и жизнь на службу народа, сбросившего иго эксплуататоров. Конец гражданской войны застает красноармейца Иванова в Омске. Здесь скульптор создает первые портреты Карла Маркса и Карла Либкнехта. Проекты памятников Парижской коммуне и Октябрьской революции свидетельствуют о том, что Шадр думает о новом монументальном искусстве.

В 1922—1923 годах по заказу «Гознака» он создает замечательные скульптурные образы крестьянина, красноармейца, рабочего. Эти работы, воспроизведенные на деньгах, марках и облигациях советского государства, стали известны миллионам людей и получили их признание. Интересно, что прототипы своих героев-крестьян скульптор нашел в родных местах — в деревне Прыговой Шадринского района. Рабочему классу посвящает художник замечательную монументальную скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата».

Шадр мечтал запечатлеть образ Владимира Ильича Ленина. Но к своей «Лениниане» он приступил только в скорбный день прощания народа с любимым вождем. Ему поручили выполнить посмертный портрет Ильича. Скульптор вспоминал: «Я забыл все на свете, все, кроме лежащего передо мной великого человека».

Работа в Колонном зале положила начало циклу произведений Шадра, посвященных Ленину.

Горькому в том виде, как он есть, в настоящее время не может быть установлена». Неужели у этих «знатоков» не нашлось бы придирок и к памятнику, предназначенному для Горького, но, к счастью, Сталин не отправил их судить еще одну бронзовую отливку. Может, и посчитал: для провинции сойдет. Можно себе представить «радость» Веры Игнатьевны Мухиной, получившей предписание строгих рецензентов. Памятник Шадра был уже отлит в бронзе, и как было можно все это исправлять. Все надо было делать заново. Сын Веры Игнатьевны вспоминал: «Я принялся ее уговаривать отказаться от дальнейшей работы над памятником, аргументируя это тем, что, в конце концов, это образ Шадра, а не ее, и она не может нести ответственность за изменения чужого образа.

Но не тут-то было. Со слезами на глазах мама говорила, что она обещала Ванечке довести до конца эту работу, что ее окончание — не только дело дружбы и чести, но что оно разобьет лед непрерывных запретов на памятники в Москве». А надо сказать, что со времен ленинского указа о монументальной пропаганде памятники в Москве ушедшим из жизни современникам появлялись крайне редко. Кандидатуры для возводимых монументов проходили строжайший отбор и утверждение вождя. Достаточно сказать, что есть указ об увековечении памяти нашего земляка Валерия Павловича Чкалова, много раз речь заходила о сооружении ему памятника, но он так в Москве и не появился. У Сталина был свой взгляд на роль личности в истории, и он расставлял эти личности по своей иерархической лестнице. И если бы Сталин не хватился, трудно сказать, появился ли бы памятник Горькому в Москве в те годы. К провинции Сталин претензий не имел — ставьте, эти люди ваши!

Вера Игнатьевна, собравшись с силами, взялась за переработку памятника. Сын писал: «…Мы решили переработку эту делать прямо по гипсовой большой модели, к счастью, сохранившейся после бронзовой отливки. Прежде всего мы переработали голову. Изменения произошли очень большие. Более «спокойная» голова потребовала от нас изменений всей фигуры в сторону смягчения силуэта. Гипсовая фигура была установлена на высоте пьедестала, чтобы можно было сразу учесть не только все нужные ракурсные точки зрения, но и общий силуэт с далеких расстояний. Смягчение силуэта потребовало от нас полной переработки спины и всего правого бока статуи. Передвижение каждой складки потребовало срубания вручную многокилограммовых слоев гипса и наращивания их снова в других местах.

Эта колоссальная работа заняла у нас все лето и всю осень, когда мы работали на открытом воздухе на лесах зачастую по 12-15 часов в сутки в ветер и дождь». Приходилось по нескольку раз в день спускаться с лесов и проверять, как смотрится скульптура снизу. За время работы обострилась гипертония, мучила одышка и как результат — декомпенсация сердца и инфаркт легкого. На открытие памятника, которое состоялось в июне 1951 года, она не пришла, была прикована к постели. Инфарктное решение А в это время в Горьком полным ходом шла реконструкция площади, которую в разные годы называли по-разному: Новая, Новобазарная, Сенная, Арестантская, 1 Мая. У Алексея Максимовича Горького есть ее описание: «Широко развертывается Сенная площадь, замкнутая желтым корпусом арестантских рот и пожарной каланчой свинцового цвета. Вокруг глазастой вышки каланчи вертится пожарный сторож, как собака на цепи. Вся площадь изрезана оврагами, в одном на дне его стоит зеленоватая жижа».

Эту самую площадь решено было благоустроить и назвать в честь писателя. И памятник, который должен был стоять на откосе, должен был переместиться на эту площадь. Вера Игнатьевна Мухина к своим работам относилась довольно своеобразно. А потом хоть бы их не было…» Быть может, это своеобразное отношение и спасло ее от сердечного приступа, когда она получила известие о переносе памятника. Столько лет жила в ней идея этого монумента, которая начала воплощаться, и… Официальная причина отказа от воплощения ее замысла выражалась в заключении геологов, они не давали полной гарантии, что откос выдержит 13-тонного бронзового Горького и не сползет вниз, унося за собой пролетарского писателя. Но в связи с этим есть еще одна версия, которую описал сын Веры Игнатьевны Всеволод: «На каком-то обсуждении в горисполкоме какое-то ответственное лицо заявило: «Это же не дело, товарищи, куда у вас смотрит Горький? Он смотрит на место ярмарки и Канавино, куда он к потаскухам ходил». Городские власти охватила такая паника, что они категорически потребовали переноса памятника».

Действительно, сдвинув Горького к краю откоса, Мухина «оторвала» взгляд писателя от Волги и переместила на Оку, на Нижегородскую ярмарку, которая вполне могла восприниматься как рассадник чего-то нехорошего, к чему мог быть причастен и Алексей Максимович. О бронзовой чести писателя побеспокоились, заключив памятник в окружение площади. В последний раз Вера Игнатьевна Мухина видела свое творение в январе 1952 года, когда она вместе с архитектором П. Штеллером выбирала лучшее положение памятника. Больше он ее не интересовал. Попутно ей пришлось прийти в ужас, когда она увидела черного Максимыча, словно покрытого ваксой. Она попросила об одном: смыть краску, сделать скульптуру светлее и зеленоватее. Собственно, сейчас мы ее такой и видим.

Получили отставку Ниловна, Данко, буревестник. Памятник стал похож на свои стандартные подобия, стоящие на цветочных клумбах. Сроки его открытия несколько раз переносились, наконец 2 ноября 1952 года это произошло. Как водится, недобрым словом помянули врагов народа, убивших писателя. Веры Игнатьевны Мухиной на открытии памятника не было. Объявили, что она приболела, но ходил и такой слух, что обиделась.

Перейдя линию фронта, объединенный отряд попал под сильный минометный огонь. Группы самопроизвольно разделились и хаотично вышли из зоны обстрела. Под деревней Якшино группа Веры попала в засаду, девушка получила ранение и была схвачена полицаями. Следующим вечером ее товарищи пришли на место боя, чтобы забрать тело девушки, но не обнаружили его. До 1957 года Вера Волошина числилась в военном архиве как «пропавшая без вести». Так как о подвиге Зои знают миллионы людей, а о подвиге второй Героини единицы, я расскажу, как умирала комсомолка Вера Даниловна Волошина. Истерзанную Веру палачи привезли к импровизированной виселице на машине. После пыток, изнасилований и издевательств девушка с трудом держалась на ногах. Согнали жителей деревни и советских военнопленных восстанавливающих разрушенный при бомбежке мост. Когда гитлеровцы откинули борта и захотели поднять Веру с пола, девушка оттолкнула руки мучителей и из последних сил встала на ноги.

Настоящая фамилия художника - Иванов, псевдоним был взят позже в память о родном городе. Шадр родился 130 лет назад, 11 февраля 1887 года, в городе Шадринске нынешней Курганской области в многодетной семье столяра. У Ивана Дмитриевича было 13 братьев и сестер. В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Теодора Залькальна. Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением.

Иван Шадр — последние новости

Девушка-гребец с эрегированными сосками... К 80-летию произведения Ивана Шадра Иван Шадр принял участие в конкурсе наряду с такими признанными мастерами, как С.Т. Конёнков и Н.А. Андреев, также представивших свои проекты на суд жюри, и создал три эскиза.
Истории Екатеринбурга. Иван Шадр. часть вторая.Денежные мужики. Иван Дмитриевич Шадр (1887–1941) — классик советской скульптуры.
Иван Шадр: искренность Но жюри конкурса все больше склонялось к другой фигуре Алексея Максимовича Горького, которую вылепил скульптор Иван Дмитриевич Шадр.

Исполнилось 135 лет со дня рождения Ивана Шадра

Фамилию-псевдоним "Шадр" Иван Иванов взял в 1908 году в честь города Шадринск, откуда происходили его родители. Базовое художественное образование И. Шадр получил в "Екатеринбургской художественно-промышленной школе", где он учился с 1901 по 1906 год под руководством Гринбергса Фёдора Эдуардовича.

В той же стилистике исполнены рисунки «Три фигуры» конец 1920-х , «Безликая» 1927 , «Сидящая обнаженная» вторая половина 1920-х , образная структура которых основана на криволинейных очертаниях и экспрессивном ритме.

Скульптурная композиция «Борьба за жизнь» 1930 и графический эскиз к ней с их плавными, текучими линиями построены на декоративной условности и экспрессии и наделены глубоким символическим смыслом. В скульптуре «В бурю» 1931 и рисунке «Обнаженная на камне» около 1930 для достижения наибольшей эмоциональной выразительности Шадр использовал гиперболизацию жестов, позы и всего силуэта. Изысканная силуэтность, тонко нюансированная монохромность характеризуют рисунки «Материнство» 1920-е и «Девушка с мячом» 1929.

В 1930-е годы для Шадра стала актуальной тема советского человека - строителя новой жизни. Облик свободной от предрассудков социально активной молодой женщины выражен в портрете «Голова девушки» 1936 , являющемся фрагментом второго варианта известной парковой скульптуры «Девушка с веслом», а также в эскизе статуи «Девушка с факелом» 1937. В то же время женский образ в искусстве Шадра неразрывно связан с представлением о пластическом идеале.

Вдова скульптора, Татьяна Ивановна Шадр-Иванова, вспоминая о посещении римских музеев, писала, что Ивана Дмитриевича «привлекала Венера Киринейская, он даже говорил, что мечтает сделать такую же нежную и грациозную девичью фигуру, но только со- временную»[11]. Девушка с факелом. В намогильных памятниках скульптор отдавал предпочтение форме рельефа, как, например, в исполненном в бронзе портрете В.

Гиляровского 1935. В одном из лучших созданных Шадром надгробий - Н. Аллилуевой 1933 - автор остановился на редкой для русской мемориальной пластики форме гермы, отсылающей к античной скульптуре и русскому классицистическому надгробию.

Идеализированный образ прекрасной рано ушедшей из жизни женщины проникнут настроением элегической грусти. Мастер был уверен, что искусство скульптора должно быть так же богато эмоциями, как искусство актера на сцене[12]. На протяжении всей творческой жизни Шадр считал высшей формой монументального искусства скульптурно-архитектурный ансамбль.

В 1930-е годы он участвовал в многочисленных конкурсах на проекты памятников, но лишь немногие из них были осуществлены. В экспозиции, а также в мультимедийной презентации представлены интересные по композиционной разработке, но не реализованные проекты памятников челюскинцам 1934 , героям обороны города Луганска 1935-1936 , Валерию Чкалову конец 1930-х , статуи красноармейца для Центрального театра Красной армии в Москве 1939-1940 и многие другие. Мечтая об органичном включении скульптуры в общий архитектурный ансамбль или отведенное для нее городское пространство, Шадр всегда учитывал особенности архитектуры как основы синтеза искусств и тесно связанную с ними форму рельефа, которую использовал при дальнейшем проектировании монументов.

Так, в неординарном по замыслу проекте памятника революционеру Андрею Желябову 1934 он поместил в основании массивного куба, символизирующего империю, два рельефа с фигурами народовольцев в подполье. Рисунки к неосуществленным памятникам свидетельствуют о широте монументальных замыслов скульптора. Мысль должна брать более широко, чем руки.

Мечты помогают мне как бы представить искусство завтрашнего дня. А как можно работать, не имея такой перспективы? Горькому в Москве.

Иван Дмитриевич в молодые годы встречался с писателем, жизнь и творчество которого оказали на него огромное влияние. Шадр давно мечтал запечатлеть облик писателя, поэтому, когда в 1939 году объявили конкурс на памятник Горькому для Москвы и города Горького ныне Нижний Новгород , сразу же включился в работу. В конкурсе участвовали такие известные мастера, как В.

Мухина, М. Г Манизер, С. В скульптурном эскизе памятника для Москвы, получившем на конкурсе первую премию, Шадр изобразил писателя как умудренного опытом человека, прожившего долгую и сложную жизнь.

Для Нижнего Новгорода он также исполнил два варианта скульптурных эскизов памятника Горькому14 не осуществлен. Один из этих эскизов, а также портрет писателя включены в состав выставки. Здесь же демонстрируется графический эскиз 1939 памятника для Нижнего Новгорода с изображениями статуи писателя на высоком берегу Волги и широкой ведущей к ней лестницы, с двух сторон обрамленной скульптурными композициями.

Шадр утверждал, что грандиозность монумента должна заключаться не в его высоте и объеме, а в передаче величественной идеи, которую он призван увековечить[15]. Именно такую трудную задачу ставил перед собой скульптор, разрабатывая в последние годы жизни проекты памятников А. Пушкину для Ленинграда и М.

Лермонтову для Москвы. Впечатляет большая подготовительная работа при проектировании этих величественных монументов, которые так и не были реализованы. Личность и творчество Пушкина занимали воображение Шадра задолго до организации двух конкурсов на проект памятника, посвященных столетию со дня гибели поэта.

По замыслу требовалось раскрыть образ Пушкина как автора заключительных строк послания «К Чаадаеву»: «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена». На втором конкурсе проект Шадра высоко оценил известный искусствовед Н. Г Машковцев как наиболее полно передающий «величие и пафос пушкинских строк»[16].

Я сказала, что все было напечатано, открыто и ни от кого не скрывалось. Меня отпустили, и начались страдания жены, у которой арестовали мужа. Это продолжалось три месяца. Наконец, ко мне домой пришел следователь и сообщил, что мы высылаемся на три года с конфискацией имущества. Я заплакала». Местом ссылки стал Воронеж. Это, конечно, не безбрежная лесная даль Сибири… За вызволение семьи принялся Максим Горький. Он мобилизовал пациентов Замкова и поклонников Мухиной. Удивительно, но политбюро пошло навстречу. Замков стал заведовать лабораторией, которая со временем переросла в Государственный институт урогравиданотерапии.

Мухина занялась отнятым у нее делом. Неизвестно, благодарила ли она Горького за вызволение, но вопреки своим принципам лепила его портрет уже по фотографиям и своей памяти. Но впереди была еще одна опасность, которая могла прервать работу над памятником Горькому. И, может быть, навсегда. Наступили уже такие времена, когда прошлые заслуги человека ни во что не ставились, а «дела» раскручивались по наветам, анонимкам и доносам… Донос на Мухину поступил в Госкомиссию ЦК партии, когда сдавалась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», предназначенная венчать советский павильон на Всемирной выставке в Париже. Какой-то доброхот усмотрел в развевающемся шарфе профиль Троцкого. Правда это или неправда, но говорят, что осматривать скульптуру тайно приезжал сам Сталин. Никакого Троцкого он в шарфе не нашел. После всех этих перипетий Вера Игнатьевна Мухина наконец-то вернулась к памятнику Горькому. Да не к одному, а сразу к двум.

Умирая, скульптор Иван Дмитриевич Шадр взял с нее слово, что она закончит его памятник писателю. А в это время «Горьковская коммуна» сообщила: «С весны на месте строительства памятника в районе улицы Заломова перед Окским мостом начнутся геолого-изыскательские, топографические и другие работы. Совет народных комиссаров СССР отпустил 400 тысяч рублей на предварительные работы по строительству памятника Алексею Максимовичу Горькому на родине писателя». Оба события случились весной 1941 года. Через месяц с небольшим будет не до них… Кому быть первым? Лишь 24 июля 1947 года «Горьковская коммуна» смогла оповестить земляков писателя о том, что «завод «Монументскульптура» закончил отливку бронзового памятника Алексею Максимовичу Горькому, который будет установлен в гор. Все работы по сборке памятника завод предполагает завершить в августе». А работать над памятником Вера Игнатьевна Мухина начала сразу же после окончания войны. В августе 1945 года она с двумя подругами, тоже скульпторами, отправляется в Горький, чтобы окончательно затвердить местопребывание памятника. Берег по Оке при слиянии весь зеленый от травы, очень крутой, в него упирается мост, который идет от Канавина бывшая Нижегородская ярмарка , от Сормова и Соцгорода огромные заводы.

Сначала памятник был запроектирован под мостом, но мы выбрали немного левее, очень холм хорош над Окой. Предисполкому тоже понравилось. Всем понравилось, и нам тоже. Сразу нашли размер. Это очень большое дело». Действительно, определилось главное — памятниковый рост Алексея Максимовича. Мухиной требовалось лишь увеличить давно готовую трехметровую, уже утвержденную скульптуру. Заметим, замысел при этом не меняется. Накануне сдачи семиметровой скульптуры Горького в отливку она в газетном интервью сообщила горьковчанам, что по-прежнему рядом с памятником писателю видит Ниловну, поднимающую знамя, Данко с горящим сердцем и гигантского шестиметрового буревестника, срывающегося с волны. В Горьком разворачиваются работы по закладке фундамента памятника, укрепляется откос.

Приближался очередной юбилей писателя — его 80-летие, чем не повод для открытия монумента. И все шло к этому. Документально точно так и неизвестно, почему произошел срыв памятного юбилейного события, но, видимо, без «помощи» вождя народов здесь не обошлось. Конечно, Сталин знал, что памятник Горькому для его родного города уже отлит. Он как-то пропустил последовательность событий. Что же получается: Москва потянется за Горьким? Вождя понять можно. Писатель был для него одной из ключевых политических фигур, таковой и остался. Горький был «приманкой» для писателей мирового уровня, которым щедро показывали «плоды» советской жизни. И Сталин берет идеологическое руководство в свои руки.

Где-то же есть памятник Горькому, который изваял Шадр. Почему он не в работе? И тут вспомнили, что Мухина дала Шадру слово довести все работы по этому памятнику до конца.

Такой информацией с журналистами поделились в Третьяковской галерее. В рамках экспозиции продемонстрируются 34 графических и 30 скульптурных произведений советского скульптора. Несмотря на то, что Иван Дмитриевич является автором ряда широко известных произведений, таких как «Девушка с веслом», «Рабочий с молотом», «Сеятель» и многие другие, имя скульптора сложно назвать общеизвестным. Также на выставке можно будет увидеть эскизы тех проектов художника, которые ему так и не удалось реализовать.

Иван Дмитриевич Шадр

Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны. Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941) родился в селе Такташинском Оренбургской губернии, где в этот момент работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. Новости истории События Умер Иван Дмитриевич Шадр, выдающийся скульптор-монументалист. Но на самом деле Иван Дмитриевич Шадр, это и невероятно известная "Девушка с веслом", и "Сеятель", и надгробие Н.С. Аллилуевой, и огромное количество графического наследия, множество нереализованных проектов, сохранившихся лишь на бумаге или отлитых в гипсе.

3 апреля — День памяти скульптора Ивана Шадра

В Новой Третьяковке открывается выставка автора «Девушки с веслом» Ивана Шадра Впервые фигуру девушки с веслом создал в 1934 году скульптор Иван Дмитриевич Шадр.
ШАДР ИВАН ДМИТРИЕВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Настоящее имя Ивана Шадра – Иван Иванов. Решив, что фамилия слишком уж распространенная, Иван Дмитриевич взял себе псевдоним от названия родного города Шадринска, чтобы прославить Родину.
Иван Дмитриевич Шадр Шадр Иван Дмитриевич (1887-1941). Скульптор, чье имя стало известно благодаря созданию целой серии рисунков и скульптур, изображения которых затем появились на советских рублях.
Не только булыжник. Весь Иван Шадр в Третьяковке | The Art Newspaper Russia — новости искусства 11 февраля 1887 года родился — Иван Дмитриевич Шадр.
Не только булыжник. Весь Иван Шадр в Третьяковке | The Art Newspaper Russia — новости искусства Первый раз за шестьдесят лет в Новой Третьяковке будет проводиться выставка советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра.

Иван Шадр — последние новости «Иван Дмитриевич Шадр был настоящим русским художником с яркой и своеобразной индивидуальностью».
Люди города: художник и скульптор Иван Шадр Иван Дмитриевич Шадр – советский скульптор-монументалист.
"Сезонник" – бронза, 1929 год, скульптор Иван Дмитриевич Шадр | РИА Новости Медиабанк Диафильм "Иван Дмитриевич Шадр". Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1987 год. Д-091-87, черно-белый 0-20 копеек.
Скульптор Иван Дмитриевич Шадр - Tretyak Marketolog - читать книгу в онлайн-библиотеке Хотя дореволюционных работ известно мало: все-таки Иван Шадр — главным образом скульптор советского периода».

Не только булыжник. Весь Иван Шадр в Третьяковке

В странах бывшего Советского Союза он известен как создатель легендарной «Девушки с веслом», мастер пластического искусства и один из самых востребованных художников своего времени. На открывшейся выставке в Новой Третьяковке можно увидеть его скульптуру «Булыжник — орудие пролетариата» 1927 года, классику соцреализма. Причем, как рассказала куратор выставки Светлана Бедретдинова, критики эту скульптуру приняли прохладно, Луначарский писал, что та похожа на французскую салонную скульптуру.

Люди города: художник и скульптор Иван Шадр 11 февраля 2017 10:03 Официальный портал Екатеринбурга продолжает рассказ о выдающихся горожанах, оставивших свой след в истории уральской столицы. Сегодня мы расскажем об известном русском и советском художнике, скульпторе-монументалисте, представителе направления «академический модерн» Иване Дмитриевиче Шадре. Настоящая фамилия художника - Иванов, псевдоним был взят позже в память о родном городе. Шадр родился 130 лет назад, 11 февраля 1887 года, в городе Шадринске нынешней Курганской области в многодетной семье столяра. У Ивана Дмитриевича было 13 братьев и сестер. В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики.

Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Теодора Залькальна.

Знаменитые педагоги и выпускники школы. Своей популярностью школа обязана талантливым педагогам с прогрессивными взглядами на искусство и воспитание.

Среди созвездий выдающихся преподавателей можно выделить следующих: М. Каменского, В. Рупини, братьев Трапезниковых, Т.

Залькална, Л. Туржанского и других, которые давали ученикам не только чисто ремесленные навыки, но и солидный художественный багаж, позволивший многим выпускникам Екатеринбургской школы войти в большое искусство. Здесь работал скульптор с мировым именем Степан Эрьзя Нефедов.

В школе работали знаменитые камнерезы братья Трапезниковы, истинные самородки из народа, у которых в Екатеринбурге была своя мастерская. Одним из выдающихся учителей был Теодор Эдуардович Залькалн Гринберг , сыгравший важную роль в творческой судьбе будущих художников. Он стал одним из первых преподавателей художественно-промышленной школы на Урале: в 1904 году по приглашению директора М.

Каменского прибыл в Екатеринбург учителем лепки. Приезд такого мастера было значительным явлением в культурной жизни Урала. Залькалн в совершенстве владел техникой обработки многих материалов: бронзы, гранита, керамики, фарфора, что очень важно для преподавателя художественно-промышленной школы.

На его уроках шла дружная совместная работа преподавателя и учеников. Из среды учащихся он умел находить даровитых учеников и давать им основу законов пластики, привить любовь к красоте форм, плоскостей, линий. Творчество основоположника уральского пейзажа Леонарда Викторовича Туржанского заслужило признательность и уважение виднейших русских художников за верность традициям русского реализма, любовь к родной земле.

Прекрасный педагогический состав помог выпускникам найти свое место в большом искусстве. Среди них знаменитый советский скульптор И. Шадр, барельеф к 100—летию которого установлен в первом корпусе УрГАУ.

В школе будущий классик советской скульптуры, создатель монументальных произведений в духе модерна успешно постигал тайны рисунка и живописи, перспективы и колористики под началом художника-монументалиста Т. Во время первой русской революции Иван Шадр сотрудничает с сатирическим журналом «Гном», публикуя там карикатуры, направленные против царского правительства. В результате этого Ивану под предлогом того, что он работал и учился вне программы школы, и его работы не соответствовали ее профилю, новое руководство школы отказалось выдавать диплом, дающий право на звание художника-профессионала.

Шадру выдали только свидетельство о том, что он учился в художественно-промышленной школе. Этим документом фактически зачеркивалось полученное им образование, и ему закрывались все пути работы по специальности. Увидев такое отношение к себе, Шадр не стал сдавать выпускные экзамены и весной 1906 года со своим другом Петром Дербышевым ушел в пешее путешествие по России.

Учеба в Петербурге и Европе, талант привели его к вершинам скульптурного искусства и всемирной славе. С 1902 по 1917 год школу окончило более сотни человек. Часть из них продолжила образование в Строгановском училище и училище Штиглица, несколько человек обучались в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Но большая часть занималась кустарными промыслами, работая в художественной промышленности. Те, кто остался на Урале, всячески поддерживали развитие местных художественных помыслов и выступали организаторами ремесленных школ и рисовальных классов для кустарей. Таким был камнерез Иван Александрович Семериков, с именем которого связаны многие начинания в организации артелей, а также освоении новых материалов.

Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составили основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала. Екатеринбург Синько Вера Николаевна — эксперт Студии научного проектирования Цель данной экскурсии: популяризация творческого наследия педагогов и выпускников художественно-промышленной школы, получение дополнительных знаний о памятниках архитектуры Екатеринбурга. Длительность — 45 минут.

Однако он буквально разрывался между двумя стремлениями: «Я мечтал, чтобы у меня пропал голос. Или, если мне уж суждено стать актером, отсохла рука, и я не мог держать карандаша». Как ни странно, к выбору в пользу изобразительного искусства его подтолкнул именно Давыдов, сведший Ивана с Николаем Рерихом. Последний согласился принять молодого человека в школу Общества поощрения художеств без экзаменов. В итоге в 1908-м Шадр оставил драматические курсы. Вскоре познакомился с Ильей Репиным.

Перед этой встречей в Куоккале ожидал, что она будет напоминать разговор Пушкина с Державиным. Но классик живописи, отличавшийся сдержанностью, молча посмотрел рисунки и сухо сказал: «Через пятнадцать минут отправляется последний поезд в Петербург. Вам надо тотчас идти. Иначе вы опоздаете». Начинающий художник был ошарашен, однако, придя через несколько дней к Давыдову, устроившему это знакомство, узнал, что от Репина получено хвалебное письмо. Большое влияние на юношу оказали путешествия за границу и приобщение к европейской скульптуре — от античности до современности.

Ивану Дмитриевичу дважды удалось убедить Шадринскую городскую думу выделить средства на учебные поездки. Вначале он отправился в Париж, где, как впоследствии вспоминал, многому научился у Родена. Хотелось увидеть и классиков ваяния. В итоге Шадр перебрался в Италию. Те события позднее описывал со свойственным ему живым юмором: «В Рим я уехал из дома в холода, в отцовских валенках. Пишу оттуда письмо: «Тятя, какие в Риме дворцы, пальмы!

Шадр спроектировал архитектурно-скульптурный ансамбль «Памятник мировому страданию» Италия тогда воевала с Турцией; в воздухе носилось предчувствие Первой мировой. Центром замысла стала ступенчатая пирамида — гробница жертв войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий