Новости фома вопросы

Все новости об организации «Фома» на Будьте в курсе свежих новостей за день и неделю: 16 апреля 2023 года, в день Светлого Христова Воскресения, в широкий. Удостоверения. Фома задавал вопросы и открывал новые возможности для разговора и диалога. Фома новости. Автор admin На чтение 8 мин Просмотров 860 Опубликовано 25.02.2024. Фома задавал вопросы и открывал новые возможности для разговора и диалога. Новости. Вышел январский номер журнала «Фома». 12.01.2022. Фома № 1 (225), 2022г. Православный журнал для сомневающихся. Категории: Библиотека.

Журнал ФОМА

«Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания, крупного. Участие ФОМа в мероприятии не ограничилось выступлениями на секциях. Фома задавал вопросы и открывал новые возможности для разговора и диалога. На своих страницах «Фома» рассматривает актуальные вопросы культуры, экономики, науки, образования, истории и так далее с точки зрения православной религии. Главные новости. Журнал «Фома» завершил проект по выпуску газеты «Фома в дороге», которая бесплатно распространялась преимущественно в часовнях при вокзалах в различных регионах России. 28 мая православный журнал для сомневающихся «Фома» запустил обновленную версию сайта

Непридуманные истории

Апостол Фома / святой дня. Помимо материалов печатной версии издания на ресурсе представлены и специальные разделы: «Вопросы священнику», «Новости». В каждом номере «Фома» затрагивает общественно-значимые проблемы, отвечает на насущные вопросы веры, касается просветительско-культурных аспектов. Вопросы священнику. Новости.

Журнал «Фома» запустил новую версию сайта

Сколько существует журнал "Фома", столько существуют и истории живых людей, которые рассказывают наши авторы. 3 сентября 2021 г. 20:55:12 Вопросы Веры и Фомы неофициальный канал. В частности, было отмечено, что проект начался с христианской энциклопедии «Вопросы Веры и Фомы», выпуски которой были обращены в первую очередь к детям. «Фома» — православный журнал для сомневающихся. Мы рассказываем о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Сколько существует журнал "Фома", столько существуют и истории живых людей, которые рассказывают наши авторы. Новости Новости журнала «Фома».

Каталог Лучших Телеграм Каналов 2024

Он обращается к обеспокоенности, поднятой Фомой, предлагает ему доказательства Своего собственного воскресшего тела и призывает Фому не сомневаться, а верить. В ответ Фома заявляет: «Господь мой и Бог мой! Он больше не сомневался. Правда, Христос с любовью отчитывает Фому, но этот эпизод записан в Евангелии как ободрение для поколений верующих, которые придут после и не получат пользы от личного опыта Фомы.

Иисус говорит Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» Иоанна 20:29. Фома числится среди учеников в Деяниях 1:13, и в традиционных источниках говорится, что Фома был много путешествовавшим евангелистом, умершим мученической смертью в Индии. Поверив, получив ответ на свои сомнения, Фома продолжает демонстрировать свою твердую приверженность Христу и Евангелию.

Получив ответы на свои вопросы и опасения, Фома говорит правду с убеждённостью и силой. Он настоящий апостол нашего времени. Преподобный Peter Crumpler работал журналистом, прежде чем заняться корпоративными коммуникациями.

Он был директором по связям с общественностью англиканской церкви с 2004 по 2011 год, когда ушёл, чтобы стать священником CofE Церковь Англии.

Это то, что многие, к сожалению, не понимают. Говорят, допустим: "Мне не нравится "Фома", потому что там нет того-то и того-то".

Ну а почему это обязательно должно быть в "Фоме"? Каждый должен заниматься своим делом. Мы занимаемся позитивной апологетикой и миссионерством. И вот в то, что эта позитивная волна в Церкви сегодня существует, в то, что современные миссионеры понимают необходимость рассказа о Православии как о великой красоте, я считаю, что свою лепту мы внесли.

Не секрет, что по-настоящему профессиональных православных журналистов в России еще до недавнего времени было очень немного. Как решается проблема кадров в Вашем издании? И я хотел бы с вашей помощью сказать всем нашим сотрудникам огромное спасибо. Не потому, что я не могу сейчас открыть дверь, выйти и сказать это, но потому, что людям будет приятно это услышать вот так — "сказанное вслух", на страницах прессы.

Я всегда, когда видел или слышал, что тот или иной руководитель получает какую-то награду, где-то выступает от имени коллектива, то, грешным делом, думал: "Ну что ты выступаешь, народ-то работает, а ты тут щеки надуваешь", пока на своем опыте не начал понимать, что это такое. Все больше стало появляться людей, которые занимаются делом, непосредственно создавая журнал, а мне, напротив, все в большей и в большей мере приходится брать на себя представительские функции. И вот, когда в последнее время на нас посыпались какие-то награды [ 2 ], я вспомнил свое осуждение руководителей и при этом чувствовал себя ужасно, потому что по-прежнему считаю, что любые награды — это заслуга, в первую очередь, всего коллектива. И опять повторюсь: может быть, не менее ценна, чем сам журнал, та атмосфера, которая в "Фоме" существует, что отмечают почти все, кто приходит в редакцию.

Это тоже "особенность", присущая "Фоме" с самого начала? И он никогда не соглашался стать для нас духовником. Просто потому, что это требует особых отношений и… — Близости? А Володя мне все время говорил: "Надо, чтоб у нас был батюшка".

Он даже одно время на меня как-то так поглядывал, что я стал пугаться этих взглядов, вроде — ну давай, давай… А я всегда говорил, что мы не можем к кому-нибудь прийти и сказать: "Станьте нашим духовником" — ни с того ни с сего. Это должно как-то само произойти, по воле Божией. И вот появился в жизни "Фомы" священник Игорь… Фомин, естественно. Многие ребята к нему теперь ходят в храм.

И в какой-то момент отец Игорь сказал: "А почему мы, собственно, не служим молебен святому апостолу Фоме? Есть же акафист апостолу Фоме, мы этот акафист периодически издаем. И с тех пор у нас в редакции каждую пятницу в 10 утра совершается молебен с чтением акафиста нашему святому покровителю. Акафист все читают, по очереди.

Это очень важно. Но, вместе с тем, я бы не хотел, чтобы мои слова звучали как: "Ах, у нас такой коллектив! Ах, как все прекрасно и духовно! В "Фоме" работать тяжело.

Это своего рода испытание. Для всех, для нас с Гурболиковым, уже больше десяти лет… Например, многие люди прошли через "Фому", но в "Фоме" работать не остались. Кто-то уходил легко, кто-то — тяжело, с кем-то мы непросто расставались, знаю, что есть люди, которые на нас обижены. Но это — жизнь.

К слову сказать, непросто бывает работать и потому, что кто-то считает, что если журнал православный, то значит, можно и опоздать, можно чего-то и не сделать, можно и работать вполсилы, мол, все сойдет. Но были случаи, когда человек просто сам понимал, что это — "не его", и как раз со многими из таких людей мы по-прежнему поддерживаем отношения. Безусловно, у нас есть единомышленники — кто-то больше нас понимает, кто-то меньше, но пока мы не встречали людей, которые полностью были бы с нами "синоптичны", то есть которые смотрели бы с нами абсолютно в одном направлении. Но новые люди появляются.

Всех не перечислишь, но мы очень рады тому, что с нами работают Александр Ткаченко и Андрей Десницкий; неотъемлемой частью редакции стали Виталий Каплан, Марина Борисова и Арсений Русак. И многие другие. Низкий поклон Дмитрию Петрову, который многие годы был арт-директором "Фомы" сейчас он трудится над "Нескучным садом" … Сегодня у нас есть надежда, что когда-нибудь кто-то сможет это дело продолжать и вести и без нас, хотя пока это невозможно. У нас есть в редакции люди, которые делают то, чего мы, например, не можем делать, то есть что-то они могут делать лучше нас.

Но ответственность за журнал несем мы, ведь это наше видение. И с ним не всегда совпадает видение авторов — вот вам еще одна причина, почему мы от кого-то отказываемся. И что я хотел бы сказать еще: "Фома" давно перестал быть просто журналом. У нас есть ряд разных идей: откройте наш сайт — кстати, мы существенно его обновили с 1 сентября: активно развиваем аудионаправление, делаем радиопередачи.

У нас выходила, и, думаю, скоро продолжит свой выход программа "Русский час с журналом "Фома"" на телеканале "Спас"; мы записали и выпустили в эфир 30 программ, по ним сделаны радиопередачи. Ведь если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге. Красота должна оставаться красотой. Хотя сначала у нас и был черно-белый журнал, и когда мы "выходили в цвет", то нам стали говорить некоторые рафинированные художники, что так "Фома" потерял свое лицо, что теперь "его" стиль утерян и наш журнал стал "одним из".

Это, конечно, интересное замечание, в этом есть своя логика. Но ведь на самом деле у нас не было никогда задачи делать именно черно-белый журнал, потому мы и не стали это лицо отстаивать. У нас в свое время были какие-то идеи по оформлению. В частности, мы считали, что на обложке "Фомы" никогда не появится ничье лицо.

Это была старая установка, сейчас мы от нее по многим причинам отказались. Наступил момент, когда мы поняли, что надо переходить "на профессиональные рельсы". Это, между прочим, тоже не все и не всегда понимают, особенно люди нашего "лагеря". Мы ведь в первую очередь заинтересованы в людях, которые находятся вне Церкви хотя пока нас читают в основном все равно в Церкви , и поэтому нам, конечно, нужно, чтобы человек, на которого мы рассчитаны, не мог сказать: "Да чего этих православных читать… Ну вот возьмите "Вокруг света" или "GEO" — вот это журналы!

Многие говорят: "глянцевый "Фома", хотя название "глянец" не полиграфическое, конечно, но мы ни в каком смысле не являемся "глянцевым" изданием. Хотя православный глянец, похоже, тоже начинает появляться: неприятие Запада, любовь к девушкам в кокошниках и длинным косам, русская кухня. Такая внешняя стилизация. Это, наверное, и есть "Православие лайт"… Если же говорить о полиграфии, то у нас глянцевой с некоторых пор является только обложка, а журнал печатается не на глянцевой бумаге, а на матовой, если пользоваться профессиональными терминами.

Но это знают только специалисты, а так — "блестит, значит, глянцевый". Я считаю, что это не плохо, а кто-то считает, что это плохо. Можно совершенно спокойно и четко заявить, что мы делаем высокопрофессиональный журнал, который не уступает уровню светских журналов. И, слава Богу, "Фома" на сегодня не единственный профессионально делающийся журнал, "Нескучный сад", например, очень качественное издание, есть другие журналы, которые нам нравятся и близки: журнал "Отрок.

И перед Вами этот вопрос стоял в свое время. Однако многое изменилось, и сегодняшний читатель "Фомы" — какой он? Кто-то считает, что подзаголовок "Журнал для сомневающихся" удачный, кто-то с ним категорически не согласен, но я могу сказать, какой смысл мы вкладываем в это. Многие полагают, как изначально думал даже я сам, что сомневающийся — это просто неверующий.

Так это или не так? В каком-то отношении так, конечно. Мы обращаемся к тем, кто в принципе сомневается в вере. Но не только к ним.

Дело в том, что сомнения — это некий "индикатор" роста. Вот, допустим, позавчера человек сомневался в том, есть ли Бог. Рассчитан ли на него "Фома"? А вчера он уже не сомневался, что Бог есть, но сомневался: для всех ли Он один?

И кто говорит о Нем правильно: христиане, мусульмане или иудеи? Рассчитан ли и на таких людей "Фома"? Да, и на таких тоже. А сегодня он уже не сомневается, что его Бог — это христианский Бог, но он узнал, что есть православные, католики, протестанты… Рассчитан на таких людей?

А завтра, послезавтра… и так далее. Но мы никогда не делали молодежного журнала. Скажу больше: если бы мы делали, допустим, журнал для студентов, то делали бы его совершенно по-другому. Ну не совершенно, но по-другому.

Когда мы пытались в маркетинговых целях "сегментировать аудиторию", как принято говорить, то исходили из того, что возраст нашего читателя — от 25 до 55 лет, и, как правило, читатель этот образованный. Но проблема в том, что в действительности у нас есть, например, и 15-летние читатели, а есть и 80-летние. Поэтому, по моему мнению, главная черта нашей читательской аудитории — неравнодушие. Вот человек — он не равнодушен, ему интересно, причем он по-разному неравнодушен, он может быть зло-неравнодушен.

Но это его зацепило, и мы с ним готовы вступить в диалог. Поэтому очень трудно определить, кто именно составляет нашу читательскую аудиторию. Могу сказать так: у любого продукта появляются потребители, на которых этот продукт не рассчитан изначально. Так, скажем, мой учитель, член редакционного совета, Юрий Павлович Вяземский, когда 15 лет назад делал передачу "Умницы и умники", то думал, что ее будут смотреть 11-классники.

А оказалось, что ее вместе с ними смотрят родители и бабушки, и даже, может быть, больше, чем дети.

Он все время ходит с этим запахом. У него огрубело обоняние. Так и человек, который позволил себе перешагнуть одну черту, вторую, третью, четвертую, пятую, потом уже и не видит соблазна. Как бывает: дай человеку необходимое, он захочет лучшего; дай ему лучшего, он захочет изысканного; получит изысканное, захочет развращенного.

Так у человека меняется аппетит. Постоянно хочется чего-то, и остановки в этом нет. А как остановиться? Верностью Христу. Мы сейчас видим конфликт на Ближнем Востоке.

Как можно это исправить? Только Христос может исправить. Только Христос. Могут и люди, если они будут сосудом Святого Духа. Иначе человеческими усилиями невозможно.

Невозможно примирить два народа, которые все время воинствуют. И так во всем. Если в нашей жизни в центре Христос, то мы к Нему тянемся, и тогда находимся в мире и с собой, и с другими людьми, которых тоже притягивает к себе этот центр, то есть Христос. Если же мы от Христа удаляемся, то невозможно обрести мир ни в душе, ни с соседями, ни с другими государствами. Только со Христом.

Насколько этот путь выполним для людей? И в данном случае нет ли разницы для молодых и уже пожилых людей? Может ли опыт пребывания в Церкви помочь или это не так важно? Но бывает и отрицательный опыт. Какой, например?

Про какого-то священника узнали что-то и решают: «Они все такие». Отрицательный опыт не может помочь. Святитель Иоанн Златоуст говорил молодым пастырям: «Старайтесь быть достойными своего звания. Если согрешит один из вас, люди скажут: они все такие. Если один из вас будет жить достойно своего звания, они скажут: он один такой».

Что касается молодых или пожилых, Христос-то ведь Тот же. Его сила не оскудела. Если Бог касается человека и в нем внутренне происходит перемена, тогда он все выдержит и останется верным. Божие прикосновение, этот личный опыт, вкушение Божьего присутствия не сравнить ни с чем. Как говорят: после этого все, что вокруг, стал почитать за сор.

Не то чтобы бегать от всего, но стал все ставить на свое место. Есть Христос, благодать Божия внутри меня, я этим живу, этим дышу, все остальное не может меня поколебать. А если и поколеблет как-то, собьет с толку, заразит опять, то у нас есть покаяние. Мы прибегаем к нему и обновляемся. Насколько верность в малой церкви сопоставима с верностью Церкви Христовой?

Сегодня память святой великомученицы Параскевы, которая уневестилась Христу. Человек, далекий от Церкви, может это понять как-то очень приниженно. Как она может быть Его невестой? В духовном смысле. Невеста, кроме своего жениха, видеть никого не хочет, никаких других женихов ей не надо.

Почему она невеста? Она не ведает других. Она отдала сердце своему избраннику. Вся горячность любви у нее только к одному человеку. Поэтому и верность Христу, и верность в семье между супругами очень схожи.

Верность в семье строится на верности человеческой души Богу и Церкви. А Церковь есть Христос. Кстати, Церкви не бывает без епископа. Важно проверять себя, как мы относимся к епископу. Не в шутку как-то, а реально.

Что мы говорим, понятно, не ему в глаза, но где-то на кухне, что думаем про себя. Нужно все время себя проверять на этом уровне. Ведь грех есть не только делом и словом, но и мыслью, и чувствами. Чувства тоже нужно проверять. Но опять же это для людей, кто разобрался с делами, словами и мыслями.

Они уже уходят на уровень тонкой работы над чувствами. Здесь нужно еще смотреть, как ты любишь своего архипастыря, как относишься к священникам, которых архипастырь поставил руководить народом Божиим. Без епископа нет Церкви, и забывать об этом нельзя. Поэтому нужно проверять себя еще и в этом. Отношение к архипастырю — это как отношение к главе семьи в хорошей религиозной семье.

Мы видим Христа на иконах, Он присутствует везде таинственным образом, а архипастыря мы можем увидеть воочию. Мы приходим на службу — и вот он, живой человек, живущий в теле. И как верны мы Христу, так мы должны быть верными и архипастырю, и священнослужителям. Конечно, все люди разные, но церковный опыт учит нас, что нам нужно стараться покрывать недостатки других и не пересказывать то, что мы иногда слышим. Хамство и заключается в том, что, увидев чьи-то недостатки, пойти и раструбить о них: «Идите и посмотрите, какой смешной наш отец».

Хам ведь так и поступил. А что сделали братья? Они, повернувшись спиной, накрыли отца, чтобы не видеть его наготы. Они не могли его оскорбить, увидев, в каком он был состоянии. И так должно быть во всем.

Когда слышишь о ком-то что-то худое, нужно закрыть уши и постараться покрыть все это. Сидя здесь, нам, конечно, легко говорить обо всем этом, а когда мы сталкиваемся с подобным в жизни, мы видим, насколько это непросто.

Волхонка, д. Напомним, что с 24 августа по 15 октября... Старший научный сотрудник археологического отряда, ведущего раскопки в древнем еврейском поселении Хирбет-Кана, Томас Макколлоу считает, что это именно то место, в котором Христос совершил свое первое чудо, сообщает сайт «Седмица.

Подпишитесь на рассылку нашего Синодального отдела

  • Духовный дневник с журналом «Фома» – Telegram
  • Что такое Канал?
  • Журнал «Фома» № 11 (247) ноябрь 2023 г.
  • ФОМ побеседовал с социологами из ПСТГУ о последствиях пандемии для церковной жизни

Журнал Фома

В каждом номере «Фома» затрагивает общественно-значимые проблемы, отвечает на насущные вопросы веры, касается просветительско-культурных аспектов. 2022 год «Фома» начал с премьеры нового проекта — видеоподкаста «Райсовет», вышедшего 4 января на YouTube канале «Журнал. Православная семейная энциклопедия «Вопросы Веры и Фомы» — один из наших любимых проектов. Журнал «Фома» завершил проект по выпуску газеты «Фома в дороге», которая бесплатно распространялась преимущественно в часовнях при вокзалах в различных регионах России. Новости Лавки. Журнал «Фома» № 8 (244) август 2023 г. Добро пожаловать в официальный блог "Фомы" в Живом Журнале!

Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян

Наша семья выписывает журнал «Фома» уже несколько лет, что и побуждает меня высказать свои впечатления. канал @foma_ru Хорошая новость каждый день, две тысячи лет подряд. В частности, было отмечено, что проект начался с христианской энциклопедии «Вопросы Веры и Фомы», выпуски которой были обращены в первую очередь к детям.

Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге»

Вот вам и плоды! Могу еще сказать, что если мы на обложке помещаем фотографию кого-то, ну, скажем, того же Александра Гордона, то это совсем не означает, что мы ставим его таким образом в некий иконный ряд — не ставим совершенно. Просто это значит, что данный человек в чем-то близок нам. А вот открыла бы эта девушка журнал и прочитала бы то, что говорит Гордон в беседе.

Интервью с Гордоном называлось "В каждую телепередачу вносить запал христианской проповеди", вы только вдумайтесь: это же миссионерская бомба! Или еще, сделали мы сейчас интервью с Юлей Меньшовой, и кто-то говорит: мы совершенно по-другому на нее взглянули, прочитав то, что она говорит. А кто-то у нас на сайте начинает вспоминать: а вот, мол, она была там-то, а вот она в купальниках снималась… И эти слова свысока сказаны, с иронией.

Как редко мы радуемся за других, поддерживая этим друг друга. Есть ведь и нормальная реакция, положительная. Вот глубоко мною уважаемый Владимир Алексеевич Андреев, художественный руководитель театра им.

Ермоловой, известный актер, он говорит: "Когда я читаю "Фому", и мне попадаются рассказы о людях, которых я не ожидал там увидеть, то я думаю: "Ах, вот и ты, оказывается, об этом говоришь, и ты, оказывается, тоже… А я не знал…"". Человек радуется этому, понимаете: радуется! Конечно, я сознаю, что есть в жизни и лицемерие, и двойные стандарты.

Это неправильно, но почему мы сразу стараемся увидеть в другом пятно, а не что-то светлое? Разве евангельские слова про бревно в своем глазу и сучок в глазу ближнего, слова "не суди да не судим будешь" — все это не для нас сказано? Мы что, думаем, что эти слова — для неофитов?

А мы — продвинутые православные, можем уже и осудить? Но это даже не азы, это подступы к духовной жизни. Но не возникает ли у Вас порой ощущение, что и сам "Фома" хотя бы отчасти, в силу своей ориентированности на сомневающихся, отчасти и на молодежную аудиторию, действует в русле того же "Православия-лайт"?

Это ни в коем случае не критика, а просто вопрос… — Я могу сказать совершенно откровенно: мы все время об этом думаем. Опасность такая есть, но она есть и для любого христианина, тем более для любого православного журналиста. Мы прекрасно понимаем, чего не должно быть.

Православие — это круто! Это классно! И если вот это Православие, то я — тоже православный!

Мы сознаем, что лейтмотивом журнала, который претендует на христианскую проповедь, должно быть понимание того, что христиане иные, что христианство противостоит миру как царству зла и соблазнов. Мы это сознаем, но проблема в другом. Помните слова апостола Павла?

О чем это: "Для всех я стал всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" ср. Мы работаем именно в этом русле. Это, прежде всего, проблема языка: он должен быть и понятен, и интересен.

Не завлекателен, но интересен. Если неинтересен, если ты не можешь связать двух слов или не можешь показать что-то, то зачем все это? У нас есть духовник, который читает тексты, с которым мы говорим.

Пожалуй, ни один журнал не проходит такой цензуры, как "Фома". Мы единственное издание, которое на каждый номер получает письменную рецензию издательского совета Московской Патриархии — на каждый номер! Помимо этого, у нас есть глубоко уважаемые нами эксперты Православного Свято—Тихоновского гуманитарного университета, которые специально просматривают отдельные статьи на предмет богословской корректности и т.

И все равно, возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что совершенно с вами согласен, опасность есть. Тут важно понимать, на мой взгляд, что любой миссионер… я боюсь говорить "имеет право на ошибку", но ему нужно оставить это "право". Миссионерство — всегда риск.

Ну посмотрите, кто больше всех рискует, кто больше всех вызывает нареканий — Кураев. Сделайте столько, сколько он — человек здоровье потерял за последние 5 лет. Молиться нужно за отца Андрея, понимаете!

Что касается "Фомы", то есть еще одна особенность: мы периодическое издание. Мы несколько раз объясняли священникам, которые были возмущены публикациями других священников обратите внимание! Я говорю: "Батюшка, ответьте на эту публикацию".

Мы ведь не книгу издаем, в которой поставлена точка в вопросе, и все. Нет, любой материал "Фомы" может быть продолжен в следующем номере. Далеко не всегда соглашаются полемизировать.

Но нам-то что делать в таких ситуациях? И потом, знаете, здесь есть еще такой момент… Если мы станем журналом, который будет успокаивать, а не пробуждать, то это будет настоящее "Православие-лайт". Но в то же время должны быть материалы, которые людей утешают.

Утешение — это же глубоко христианское понятие. Просто кого-то нужно успокоить, а кого-то — пробудить. А наряду с этим должно быть и просто чтение.

Я вообще, например, очень жалею, что у нас нет каких-нибудь несложных викторин. И может быть, даже странички православного юмора. А почему нет?

Почему люди должны это читать где-то, где в этот юмор может попасть какая-то скабрезность, еще что-то? Главное, найти правильную тональность и форму — мы пока не нашли. Потом есть вопрос вкуса.

Кому-то не нравится наш вкус. Но все-таки дурной вкус — это еще не грех, наверное. Хотя я не считаю, что у нас дурной вкус, честно говоря.

Каковы сегодня сильные и слабые стороны церковной журналистики? Если рассматривать церковную прессу, которая мне попадается, могу сказать, что потихонечку начинает уходить то, что преобладало в конце 90-х. Тогда многие газеты просто публиковали выдержки из творений святых отцов.

Так поступать, на мой взгляд, нельзя, потому что это разные жанры. В газетах надо очень осторожно публиковать святоотеческие тексты, их там очень легко сделать плоскими, упрощенными. Но за цитаты из святых отцов легко спрятаться, если не хочешь или не умеешь работать.

Сложность ситуации, в которой находятся официальные епархиальные издания, заключается в том, что они, с одной стороны, должны говорить об официальной церковной жизни, но, с другой стороны, если газета превращается в рассказ о том, куда епископ съездил, где он что сказал, где он кого наградил, то этого никто читать не будет. В этом смысле интересен опыт "Церковного вестника", газеты общецерковной, которую Сергей Валерьевич Чапнин смог сделать читаемой и интересной; он, конечно, профессионал высокого уровня. Я могу сказать, что из тех региональных епархиальных изданий, которые мне попадаются, мне кажется, что в правильном направлении движутся нижегородские издания, в частности, газета "Нижегородские епархиальные ведомости", саратовская "Православная вера", питерский журнал "Церковный вестник".

Просто издателям нужно очень четко понимать аудиторию, к которой они обращаются, нужно понимать, кем они востребованы. А ряд изданий, кажется, вообще непонятно, зачем существуют. Нельзя основывать православную прессу по принципу "шоб було".

Заводят "боевой листок", и дальше ты видишь, что три четверти перепечатано из других изданий. Вот мне недавно говорят: "Мы хотим в нашем регионе не буду говорить в каком сделать свой журнал, как "Фома". Поможете нам?

Я говорю: "Нет, не помогу. Не потому, что не хочу, а потому, что "как Фома" вы не сделаете, все равно у вас будет хуже. Вам нужно или что-то свое придумывать, если это вам надо, или просто распространяйте "Фому"".

Мне нелегко так говорить, потому что меня укоряют: "А-а! Ты хочешь свой журнал распространить? Да, хочу.

Ну и что? Если б я не хотел его распространить, если б я не считал, что его стоит распространять, то и не делал бы его. Но просто не стоит, наверное, действовать по такому принципу: пусть кривое-косое, но свое.

Он сказал, что есть официальные издания, их задача — адекватно информировать о том, что происходит, они должны быть содержательны и интересны. Применительно к церковной прессе: в официальных изданиях должна быть информация, которая полезна для людей, для прихожан, для епархии. Есть издания, которые заявляют свою, так сказать, православную направленность, но официальной церковной прессой не являются.

А есть вот направления, которые у нас не развиты, но они очень перспективны. В этом плане бы поработать. Мы в свое время думали, но не получилось, точнее, просто не стали идти этим путем.

Но это очень важно, потому что, может быть, это наиболее перспективное с миссионерской точки зрения направление.

Никто из них поста не держит и вообще крещеные только мы с отцом, остальные мусульмане, так уж получилось. Пойти поздравить и ничего не есть? Тоже не поймут, родители расстроятся. Дело даже не в причастии, сделать это можно и как-нибудь потом, но ни поста нарушать не хочется постных блюд там не будет и просить о них — тоже не поймут , ни родителей обидеть. Как быть? Давайте представим, что Вы заболели и по этой причине можете есть только диетические простые каши на воде.

Что бы Вы делали?

В рамках доклада «Регулярные ФОМ-опросы общественного мнения — необходимые инструменты мониторинга, анализа и управления» она рассказала о том, что ФОМ много лет занимается не только пассивной опросы , но и активной краудсорсинговые проекты социологией. Спикер отметила, что традиционные опросы с развитием технологий сбора обратной связи не отходят на второй план, а меняют форму: на смену телефонному анкетированию приходят панельные или гибридные опросы.

Управляющий директор ФОМа также представила модель управления территорией, в которой данные опросов комбинируются с другими данными. Согласно модели, орган управления принимает решения, оказывает услуги в сферах образования, здравоохранения и т.

Автор говорила, что есть начальная катехизация, последующие ее ступени и так далее — до полной катехизации. Я выступал после нее, не выдержал и сказал, что, на мой взгляд, полная катехизация заканчивается отпеванием, и никак не раньше. Конечно, когда говорят о "процессе воцерковления", о том, что человек "церковный" или "нецерковный", "воцерковленный" или "невоцерковленный", все, как правило, понимают, о чем речь. И все же давайте отдавать себе отчет, что процесс воцерковления — если под "воцерковлением" понимать врастание в живую жизнь Церкви, в жизнь во Христе — это процесс бесконечный, происходящий на протяжении всей жизни.

Поэтому постижение церковной жизни изнутри помогало мне в работе, и наоборот. В разное время менялся журнал, менялись мы сами, отношение к текстам было разное. Первые номера — это твоя боль, острота твоего мироощущения, состояние "человека без кожи"; это начало. Потом это в большей степени попытка системного ответа на вопросы, которые повторяются и вновь и вновь возникают. Потом — момент, когда тебе кажется, что ты "перерос" это, что в развитии издания происходит какая-то "остановка". Это, кстати, не очень хорошее чувство, но могу сказать, что сейчас этого ощущения нет: я с нарастающим интересом читаю собственный журнал, читаю его раза по три: как редактору мне приходится знакомиться с текстами на стадии подготовки, и потом, после выхода в свет, все равно еще смотрю.

Появляются новые авторы, новое видение. Вот мы, например, можно сказать, открыли Максима Яковлева, писателя; сейчас у нас публикуется почти в каждом номере замечательный апологет Александр Ткаченко. Считаю, что Ткаченко по образности, по яркости мысли — один из самых интересных и глубоких апологетов в сегодняшней России. И нам самим все это очень интересно. А цели наши не изменились. Христианское издание, как и любой христианин, должно свидетельствовать о Христе.

У нас есть девиз, принятый в самом начале, это фраза протоиерея Валентина Свенцицкого: "Показать красоту Православия", которая и стала девизом "Фомы". Она все чаще и чаще звучит в православном мире, в православной жизни сегодня. Я считаю, что заслуга "Фомы" в этом, безусловно, есть, поскольку именно мы начали об этом говорить одними из первых, и хотя мы не единственные, конечно, но мы очень активно об этом говорили, то есть в этом была наша основная цель. Было и несколько табу, которые мы для себя установили также изначально. Первое — мы не пишем о других религиях; второе — мы ни с кем не спорим, мы вообще стараемся никого не ругать; третье — мы говорим "за" Христа, а не "против" кого-то. Эти "запреты" тоже были важной составляющей концепции "Фомы".

Ведь после 91-го года — я беру именно этот период, когда все начало активно развиваться,— миссионерство у нас очень часто понималось, да и сейчас еще нередко понимается, как борьба с сектами, как борьба "против". Мы же всегда были "за". Хочу сразу оговориться: мы не считаем, что не нужно ни с кем бороться, нет. Мы с уважением относимся к людям, которые ведут борьбу с сектами, разъяснительную работу проводят и так далее. Но сами этим мы никогда не занимались и, скорее всего, заниматься не будем, потому что это — другая миссия. Это то, что многие, к сожалению, не понимают.

Говорят, допустим: "Мне не нравится "Фома", потому что там нет того-то и того-то". Ну а почему это обязательно должно быть в "Фоме"? Каждый должен заниматься своим делом. Мы занимаемся позитивной апологетикой и миссионерством. И вот в то, что эта позитивная волна в Церкви сегодня существует, в то, что современные миссионеры понимают необходимость рассказа о Православии как о великой красоте, я считаю, что свою лепту мы внесли. Не секрет, что по-настоящему профессиональных православных журналистов в России еще до недавнего времени было очень немного.

Как решается проблема кадров в Вашем издании? И я хотел бы с вашей помощью сказать всем нашим сотрудникам огромное спасибо. Не потому, что я не могу сейчас открыть дверь, выйти и сказать это, но потому, что людям будет приятно это услышать вот так — "сказанное вслух", на страницах прессы. Я всегда, когда видел или слышал, что тот или иной руководитель получает какую-то награду, где-то выступает от имени коллектива, то, грешным делом, думал: "Ну что ты выступаешь, народ-то работает, а ты тут щеки надуваешь", пока на своем опыте не начал понимать, что это такое. Все больше стало появляться людей, которые занимаются делом, непосредственно создавая журнал, а мне, напротив, все в большей и в большей мере приходится брать на себя представительские функции. И вот, когда в последнее время на нас посыпались какие-то награды [ 2 ], я вспомнил свое осуждение руководителей и при этом чувствовал себя ужасно, потому что по-прежнему считаю, что любые награды — это заслуга, в первую очередь, всего коллектива.

И опять повторюсь: может быть, не менее ценна, чем сам журнал, та атмосфера, которая в "Фоме" существует, что отмечают почти все, кто приходит в редакцию. Это тоже "особенность", присущая "Фоме" с самого начала? И он никогда не соглашался стать для нас духовником. Просто потому, что это требует особых отношений и… — Близости? А Володя мне все время говорил: "Надо, чтоб у нас был батюшка". Он даже одно время на меня как-то так поглядывал, что я стал пугаться этих взглядов, вроде — ну давай, давай… А я всегда говорил, что мы не можем к кому-нибудь прийти и сказать: "Станьте нашим духовником" — ни с того ни с сего.

Это должно как-то само произойти, по воле Божией. И вот появился в жизни "Фомы" священник Игорь… Фомин, естественно. Многие ребята к нему теперь ходят в храм. И в какой-то момент отец Игорь сказал: "А почему мы, собственно, не служим молебен святому апостолу Фоме? Есть же акафист апостолу Фоме, мы этот акафист периодически издаем. И с тех пор у нас в редакции каждую пятницу в 10 утра совершается молебен с чтением акафиста нашему святому покровителю.

Акафист все читают, по очереди. Это очень важно. Но, вместе с тем, я бы не хотел, чтобы мои слова звучали как: "Ах, у нас такой коллектив! Ах, как все прекрасно и духовно! В "Фоме" работать тяжело. Это своего рода испытание.

Для всех, для нас с Гурболиковым, уже больше десяти лет… Например, многие люди прошли через "Фому", но в "Фоме" работать не остались. Кто-то уходил легко, кто-то — тяжело, с кем-то мы непросто расставались, знаю, что есть люди, которые на нас обижены. Но это — жизнь. К слову сказать, непросто бывает работать и потому, что кто-то считает, что если журнал православный, то значит, можно и опоздать, можно чего-то и не сделать, можно и работать вполсилы, мол, все сойдет. Но были случаи, когда человек просто сам понимал, что это — "не его", и как раз со многими из таких людей мы по-прежнему поддерживаем отношения. Безусловно, у нас есть единомышленники — кто-то больше нас понимает, кто-то меньше, но пока мы не встречали людей, которые полностью были бы с нами "синоптичны", то есть которые смотрели бы с нами абсолютно в одном направлении.

Но новые люди появляются. Всех не перечислишь, но мы очень рады тому, что с нами работают Александр Ткаченко и Андрей Десницкий; неотъемлемой частью редакции стали Виталий Каплан, Марина Борисова и Арсений Русак. И многие другие. Низкий поклон Дмитрию Петрову, который многие годы был арт-директором "Фомы" сейчас он трудится над "Нескучным садом" … Сегодня у нас есть надежда, что когда-нибудь кто-то сможет это дело продолжать и вести и без нас, хотя пока это невозможно. У нас есть в редакции люди, которые делают то, чего мы, например, не можем делать, то есть что-то они могут делать лучше нас. Но ответственность за журнал несем мы, ведь это наше видение.

И с ним не всегда совпадает видение авторов — вот вам еще одна причина, почему мы от кого-то отказываемся. И что я хотел бы сказать еще: "Фома" давно перестал быть просто журналом. У нас есть ряд разных идей: откройте наш сайт — кстати, мы существенно его обновили с 1 сентября: активно развиваем аудионаправление, делаем радиопередачи. У нас выходила, и, думаю, скоро продолжит свой выход программа "Русский час с журналом "Фома"" на телеканале "Спас"; мы записали и выпустили в эфир 30 программ, по ним сделаны радиопередачи. Ведь если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге. Красота должна оставаться красотой.

Хотя сначала у нас и был черно-белый журнал, и когда мы "выходили в цвет", то нам стали говорить некоторые рафинированные художники, что так "Фома" потерял свое лицо, что теперь "его" стиль утерян и наш журнал стал "одним из". Это, конечно, интересное замечание, в этом есть своя логика. Но ведь на самом деле у нас не было никогда задачи делать именно черно-белый журнал, потому мы и не стали это лицо отстаивать. У нас в свое время были какие-то идеи по оформлению. В частности, мы считали, что на обложке "Фомы" никогда не появится ничье лицо. Это была старая установка, сейчас мы от нее по многим причинам отказались.

Наступил момент, когда мы поняли, что надо переходить "на профессиональные рельсы". Это, между прочим, тоже не все и не всегда понимают, особенно люди нашего "лагеря". Мы ведь в первую очередь заинтересованы в людях, которые находятся вне Церкви хотя пока нас читают в основном все равно в Церкви , и поэтому нам, конечно, нужно, чтобы человек, на которого мы рассчитаны, не мог сказать: "Да чего этих православных читать… Ну вот возьмите "Вокруг света" или "GEO" — вот это журналы! Многие говорят: "глянцевый "Фома", хотя название "глянец" не полиграфическое, конечно, но мы ни в каком смысле не являемся "глянцевым" изданием. Хотя православный глянец, похоже, тоже начинает появляться: неприятие Запада, любовь к девушкам в кокошниках и длинным косам, русская кухня. Такая внешняя стилизация.

Это, наверное, и есть "Православие лайт"… Если же говорить о полиграфии, то у нас глянцевой с некоторых пор является только обложка, а журнал печатается не на глянцевой бумаге, а на матовой, если пользоваться профессиональными терминами. Но это знают только специалисты, а так — "блестит, значит, глянцевый". Я считаю, что это не плохо, а кто-то считает, что это плохо. Можно совершенно спокойно и четко заявить, что мы делаем высокопрофессиональный журнал, который не уступает уровню светских журналов. И, слава Богу, "Фома" на сегодня не единственный профессионально делающийся журнал, "Нескучный сад", например, очень качественное издание, есть другие журналы, которые нам нравятся и близки: журнал "Отрок. И перед Вами этот вопрос стоял в свое время.

Однако многое изменилось, и сегодняшний читатель "Фомы" — какой он?

Непридуманные истории

Будем молиться о них, как о служителях Любви, служителях Божиих. Будем просить, чтобы Бог открылся им в ответ на их сострадание, на их любовь, на их самоотверженное жертвенное служение страждущим. Это будет им наивысшей наградой! Да воздаст Господь всем врачам и медсестрам, сестрам милосердия, как их раньше называли, сторицею за все то, что они отдали больным: силы, время, здоровье, жизнь». Полный текст обращения епископа Пантелеимона о молитве за врачей.

Они ждут слова о Христе и способны его услышать. Я желаю редакции журнала всегда помнить об этом, чаще и еще более профессионально писать статьи, предназначенные для тех самых «сомневающихся». Признаться, я журнал так и использую — не только читаю сам, но даю друзьям, которым интересно Православие, но которые в Церковь пока не ходят.

И они «Фомой» зачитываются! И, знаете, у меня впервые за все время, что я даю интервью, не было ни одного замечания к тексту! Сейчас большая редкость — когда к тебе приходит образованный, интеллигентный человек, которому, действительно, интересно то, что ты делаешь, который пытается вникнуть в суть дела, всем сердцем погружается в то, что ему рассказывают.

И потом пишет хороший, глубокий материал. Думаю, дело в том, что в «Фому» идут работать особенные люди, которые изначально немного иначе смотрят на жизнь.

Поклониться святыне можно будет с 22 сентября по 14 октября с 08:00 до 20:00 по адресу: ул. Волхонка, д.

Напомним, что с 24 августа по 15 октября...

У каждого из них есть функция «отключить уведомления». Если ее не использовать — вы утонете в уведомлениях, а если нажать — потеряете канал из виду. Кроме того, Телеграм — это длинные тексты. Их тоже бывает слишком много, так что все прочесть не получится, а вот запутаться — просто. Чтобы сделать «Фому» в Телеграм более понятным, мы запустили несколько каналов.

Беседы с батюшкой. Верность Церкви. Игумен Фома (Василенко). 9 ноября 2023

Каждый выпуск — это аудиоспектакль с участием школьников Веры и Фомы, их мудрого наставника, врача Михаила Гавриловича и пса Алтая. Они разговаривают на любые темы — о праздниках, о святых, о Церкви, о космосе, динозаврах, квантовой механике. Словом, обо всем, что вызывает у детей живой интерес. Вера, Фома, Михаил Гаврилович и Алтай совершают фантастические путешествия во времени и пространстве, увлекая за собой маленьких и больших слушателей.

Участникам раздавались футболки с надписью «Бога нет. Больше не волнуйтесь и наслаждайтесь жизнью». Обозреватели «Фомы» провели в редакции дискуссию на эту тему, обсудив обстоятельства и последствия происшествия. Несколько публикаций в новом номере посвящено Нижегородской епархии: статья «После огня» о помощи Церкви пострадавшим от летних пожаров в Выксе, рассказ нашего земляка 11-летнего Артема Булгакова, который стал победителем детского литературного конкурса «Волшебное слово», и заметка о фестивале-конкурсе православной песни «Арзамасские купола».

При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской епархии обязательна.

И, знаете, у меня впервые за все время, что я даю интервью, не было ни одного замечания к тексту! Сейчас большая редкость — когда к тебе приходит образованный, интеллигентный человек, которому, действительно, интересно то, что ты делаешь, который пытается вникнуть в суть дела, всем сердцем погружается в то, что ему рассказывают. И потом пишет хороший, глубокий материал.

Думаю, дело в том, что в «Фому» идут работать особенные люди, которые изначально немного иначе смотрят на жизнь. Это очень ценно, тем более сейчас так мало осталось по-настоящему серьезных изданий — многие скатываются до уровня бульварной прессы. Вопросы веры, о которых пишет «Фома», — очень тонкие. Журнал нашел правильный баланс — говорит о вере без капли агрессии и назидательного тона.

Очень жаль, что нет литературной страницы. Верните, пожалуйста. Незарегистрированный Дорогой незарегистрированный пользователь! Кризис заставил существенно сократить объем журнала. Мы постарались как-то компенсировать исчезновение этой рубрики, например, теперь поэтический раздел «Строфы» стал у нас ежемесячным. Плюс к тому, мы все-таки печатаем периодически прозу в журнале и на сайте. В редакции при этом на меня тоже постоянно давят — всем хочется, чтобы литературная страница вернулась в полном объеме, но пока — увы. Фото: Юрий Бутерус Готов ли журнал Фома к тому, чтобы стать журналом для широких масс журналом с большим тиражом?

Является ли это стратегической целью журнала? Будете ли вы принимать какие-либо шаги в этом направлении? Все зависит оттого, что понимать под массами. Но для этого необходим бюджет на продвижение и опять же — работа профессионалов. Связано это с нашим сознательно высоким в плане тематики и сложности уровнем публикаций. Не думаю, что тираж такого СМИ может превышать 100 тысяч, а изменение формата нами никогда не планировалось.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий