Новости рембрандт произведения

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением. Рембрандт Харменс ван Рейн — голландский художник, гравѐр, великий мастер светотени, круп-нейший представитель золотого века голландской живописи. Рембрандт, Сокуров и Пиотровский — в Эрмитаже открылся нашумевший на 58-ой Венецианской биеннале проект. Rembrandt Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). В 18 веке это произведение художника обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале городской ратуши.

Произведения искусства Рембрандта

В экспозиции будут показаны работы московского художника Дмитрия Гутова (род. 1960) и произведения Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669). Дело о банкротстве Рембрандта Харменса ван Рейна стало выдающимся процессом для голландской арбитражной практики XVII века. В Государственном музее (Рейксмузеуме) в Амстердаме открылась выставка «Все Рембрандты» («All the Rembrandts»).

Две ранее неизвестные картины Рембрандта случайно нашли спустя 200 лет

Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь? История блудного сына в творчестве Рембрандта Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне.

Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. И это был их первый и последний если не считать рисунков совместный портрет. В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь.

Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Трагедия художника — «Несколько раз умереть» Гавань Амстердама кишмя кишела торговыми судами, над которыми реяли флаги самых разных государств. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером.

Рембрандт часто совмещал обе техники в пределах одной гравюры, но есть у него и несколько работ, выполненных исключительно «сухой иглой». И это далеко не полная характеристика эволюции Рембрандта. Менялся сам художественный мир, эволюционировала вся система в совокупности составляющих её элементов. Ещё несколько примеров. Его ранние картины построены на принципе активного действия, борьбы, а поздние, в большинстве своём, - созерцательны. На ранних автопортретах художник изображает себя в картинных позах и необычных роскошных нарядах, поздние же лишены этой театральности. С годами Рембрандт всё меньше интересуется отделкой поверхности картины, сосредоточиваясь на характерах людей и их внутренних переживаниях. Всё это роднит Рембрандта с ведущими художниками XX века. Современники же художника, как водится, страдали некоторой эстетической слепотой. Уже при жизни Рембрандт был хорошо известен - славу ему принесли его портреты и гравюры. Они пользовались спросом, но при этом далеко не все считали Рембрандта большим мастером. Некоторые критики находили его зрелый стиль слишком грубым. Их смущало то, что художник творит без оглядки на классические образцы «высокого искусства», а его принципиальный отказ от рафинированной техники раннего периода вызывал лишь недоумения. Известно высказывание, описывающее картины Рембрандта как «навоз, стекающий с холста через раму». Уже в XIX веке Майкл Брайан в классическом для своего времени «Справочнике по художникам и гравёрам», 1816 год, писал о Рембрандте: «Его фигуры примечательны, прежде всего, не своей красотой, а искажениями; они выглядят скорее вульгарными, чем грациозными». Религиозные образы Второе место после портретов в наследии Рембрандта занимают картины на религиозные темы. Что же касается подобных гравюр и рисунков, то они количественно даже превышают портретные зарисовки художника. Столь выраженный интерес к религиозным сюжетам объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта - спрос на такие произведения в тогдашней Голландии, где преобладали протестанты, был невелик. Если не считать художников Утрехта, главного католического центра в Нидерландах, Рембрандт был, по всей видимости, единственным голландским живописцем, регулярно обращавшимся к библейской истории. Именно она вдохновила художника на создание «Пира Валтасара», около 1636-1638 года и ряда полотен, иллюстрирующих важнейшие события Библии, включая несколько «портретных» изображений Христа. Классическая история и мифология вставка Сюжеты из древней истории и мифологии довольно редко встречаются на полотнах Рембрандта, хотя при этом некоторые из них пользуются большой известностью например «Даная». Сюда же относится три портрета исторических персонажей это Александр Великий, Аристотель и Гомер , написанные Рембрандтом в конце жизни для сицилийского коллекционера дона Антонио Руффо. Для амстердамской ратуши Рембрандт создал картину «Заговор Юлия Цивилиса», 1661 года, воспроизводящую эпизод из древней истории Нидерландов - антиримский заговор в 69 году до нашей эры. По неизвестным причинам картину убрали из ратуши в 1663 году, к тому же сильно обрезав по краям. Впрочем, последнее мог сделать и сам Рембрандт, посчитав, что в таком виде будет легче её продать. Впрочем, в XIX веке репутация Рембрандта резко пошла в гору. Он, со своей способностью к самовыражению, как нельзя лучше соответствовал эпохе романтизма.

Его работы чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. За всю свою жизнь Рембрант написал примерно 350 картин и сотню рисунков.

Под руководством своего первого наставника, Якоба ван Сваненбюрха, Рембрандт освоил лишь азы мастерства. Истинным учителем он считал Питера Ластмана 1583-1633. В молодости Ластман побывал в Италии, где навсегда влюбился в работы мастеров эпохи Ренессанса. Он считал, что для создания великой картины требуется, прежде всего, значительный исторический или мифологический сюжет. Рембрандт тоже любил сюжетную живопись, чем отличался от большинства своих голландских современников, привязанных к окружающей жизни. Особенно его привлекала библейская история, которую он знал буквально наизусть. Жанровые картины и натюрморт Рембрандт, при всей своей привязанности к современности, избегал социальных анекдотов в живописи, столь популярных в тогдашней среде. Правда, некоторые его работы принято называть жанровыми, но на самом деле они или являются гибридом, располагаясь на границах жанров, или вообще не идентифицируются в социальном плане. Например, в начале своего творческого пути Рембрандт довольно часто писал головы - в основном стариков. Эти рисунки одновременно и портреты, и жанровые этюды. В зрелые годы художник написал серию портретов молодых девушек и женщин. Они одеты как служанки и часто держат в руках щетку или выглядывают из окна, как эта «Девушка, облокотившаяся на подоконник», 1645 год. Натюрморты Рембрандта можно пересчитать по пальцам, но среди них есть два общепризнанных шедевра - на них изображена туша быка «Освежеванный бык». В своих ранних работах Рембрандт следует за Ластманом и в стилистике, предпочитая полотна небольшого размера, используя единственный но очень сильный источник света, тщательно прорабатывая детали, позы и жесты - порой чрезмерно экзальтированные. Иногда на аукционах Рембрандту удавалось встретить картины старых итальянских мастеров, и один из автопортретов, написанный в 1640 году, представляет собой очевидную стилизацию, имеющую в виду знаменитый портрет Рафаэля. Что до влияния итальянцев, то не забудем - художник собрал большую коллекцию гравюр, включающую репродукции шедевров эпохи Ренессанса и образцы древней скульптуры как подлинники, так и гипсовые копии. Рембрандт явно видел себя последователем великих мастеров Ренессанса. В начале 1630-х годов, например, он начал подписывать свои работы одним только именем, подражая таким художникам, как Рафаэль или Тициан - их слава была столь велика, что этого вполне хватало. Впрочем, Рембрандт никогда не был копиистом. И временами перенимая идеи великих итальянцев, он творчески перерабатывал их - иногда совершенно неузнаваемо. При этом художник умел смотреть на мир любопытными глазами, зорко примечая реалии современной ему жизни. Лучшее тому подтверждение - рисунки Рембрандта. Их тематическая пестрота удивительна - тут встречаются экзотические животные, нищие, делающие свои первые шаги дети, надутый от сознания важности своего дела аптекарь, тело повешенного на виселице преступника. Рисунки Рембрандт, за исключением последних десяти лет жизни, много рисовал. Иногда это этюды к будущим картинам или гравюрам, но есть среди рисунков и совершенно самостоятельные работы. До 1640-х годов художник предпочитал красный и чёрный мел, но позже стал использовать тушь «Эскизы голов» 1666 год. В ранние годы Рембрандт рисовал птичьим пером, затем его сменило тростниковое перо - оно позволяло писать мягче и шире, сближаясь в этом с кистью.

Рембрандт online

РБК: Две неизвестных картины Рембрандта обнаружили спустя 200 лет в частной коллекции 06:28 15. Эксперты подтвердили, что на портретах изображены пожилые супруги из Лейдена, являющиеся знакомыми Рембрандта. Данные произведения искусства были датированы 1635 годом.

Моя научная специальность — итальянское и европейское искусство позднего Ренессанса и XVII века, главным образом стиля барокко. Сегодня мы начинаем цикл лекций, посвященных Рембрандту. Я думаю, что, на первый взгляд, эта тема в комментариях не нуждается. У Рембрандта судьба в наше время совершенно удивительная. Это художник, перед которым, глядя на его картины, люди всегда волнуются, испытывают какие-то очень сложные внутренние переживания.

Очень многие, как профессионалы, так и просто ценители искусства, убеждены, что Рембрандт глубоко знает и понимает самые сложные и самые затаенные психологические и духовно-психологические процессы внутренней жизни человека. И не просто никто не сомневается в гениальности и глубине живописи Рембрандта. Он сейчас воспринимается как художник вечно актуальный, близкий любому поколению, социальному слою, людям с любым уровнем образования и любым характером отношений с искусством. Кроме того, Рембрандт интересен не только как художник, дающий замечательные объекты для созерцания — прекрасные картины, на которых можно сосредоточиться, на которые можно посмотреть в музеях. Рембрандт необычайно интересен профессионалам, живописцам и графикам, потому что технические эксперименты его творчества, постоянные поиски новых методов обращения с краской, с поверхностью красочного слоя, с фактурой письма, а также с композицией, с проблемами формы, рисунком очень волнуют многих современных живописцев, конечно, прежде всего живописцев, занимающихся фигуративным искусством, масляной живописью. Профессионалы очень скрупулезно изучают технологии Рембрандта, его красочные смеси, масла, где он смешивал разные масляные ингредиенты, много экспериментировал. Очень сложные такие для своего времени, новаторские и даже необычные для нашего времени его методы наложения краски на холст, разные методы и манеры письма — все это тоже обладает глубокой профессиональной актуальностью.

В этом плане Рембрандт никогда не стареет. Есть живописцы, которые копируют и изучают его всю жизнь. Кроме того, Рембрандт принадлежит к числу достаточно редких мастеров изобразительного искусства, которые очень интенсивно и успешно совмещали в своем творчестве живопись и графику. Живописцев и графиков нередко принято даже разделять, потому что живопись и графика считаются не только разными видами изобразительного искусства, но разными способами мировосприятия, видами искусства с разными живописными и рисовальными ценностями. Существует такое, может быть, несколько примитивное представление о том, что приоритетные элементы графического искусства — это линия и силуэт, а для живописного искусства это все-таки сложное комбинированное пятно, смешанное на палитре, и как раз именно работа с красками. Хотя, еще раз повторяю, такое представление слишком прямолинейно. Считается, что человек по природе своей или живописец, или график.

А вот Рембрандт — и то, и другое. Не только потому, что он делал графические работы и писал картины, а он по характеру своего дарования, по сущности своей такой двуликий мастер. Графика для него — это такой же естественный способ самовыражения, как и живопись. Нередко он одни и те же сюжеты прорабатывал в графике и в живописи. Такая, например, вещь, как «Притча о блудном сыне» — это в его творчестве огромная история, которая началась в рисунках, часто в рисунках совсем незаконченных, набросочного характера. Потом она переходила в офорты, в разновидности гравюры на меди — его любимого вида графики. Наконец, время от времени она встречается в картинах.

Кульминация в развитии этой темы всем вам хорошо известна — это великая картина из Эрмитажа «Возвращение блудного сына», гордость отечественного коллекционирования, посмотреть на которую в буквальном смысле, без преувеличения съезжаются люди со всего мира. Вот такое восторженное отношение к Рембрандту, глубочайшее внимание к нему как живописцу со стороны художников, искусствоведов, ученых других профилей… Например, картинами Рембрандта нередко очень серьезно интересуются психологи и даже психотерапевты, там есть на что посмотреть и о чем подумать людям этих специальностей. Более того, есть огромный интерес к Рембрандту-человеку, который дошел до того, что про Рембрандта пишут романы и художественные произведения. В частности, существует очень известная книга англо-австралийской писательницы Гледис Шмитт, вышедшая во второй половине ХХ века, роман «Рембрандт». Он написан довольно исторически грамотно, выдерживает анализ с позиции искусствоведения. Понятно, что у этого текста есть художественная сторона, что это литературное произведение, но историческая канва, события жизни Рембрандта показаны достоверно и точно. Есть голландские писатели, которые пишут о Рембрандте.

В частности, на русский язык переведен очень симпатичный и с литературной точки зрения, и по подходу к биографии Рембрандта роман голландского писателя Тейна де Фриса, он одно время у нас был достаточно популярным. То есть видите, про Рембрандта даже романы пишут. Период забвения, или спад интереса к творчеству художника Такой интерес к его личности, всеобъемлющий, многогранный, на самом деле был не всегда. У Рембрандта были большие проблемы с популярностью уже при жизни. Он блистательно начинал, где-то примерно к 35 годам он уже был звездой и очень богатым человеком. Его известность не выходила за пределы Голландии, может быть, даже за пределы города Амстердама, где он жил примерно с 28-30 лет. Точная дата его появления в Амстердаме пока неизвестна.

Может быть, за пределами Амстердама он так известен не был, но в Амстердаме, крупнейшем коммерческом, культурном и политическом центре Голландии XVII века, этот человек считался мастером первой величины. Но во второй половине жизни Рембрандта его начинают быстро забывать. У этого забвения есть целый комплекс причин, которыми мы с вами будем специально заниматься, они заслуживают и исследовательского внимания, и вашего слушательского интереса. Но произошло так, что этот художник, который с годами стал писать смелее, лучше и глубже, постепенно забывался. В Голландии XVII века действительно существует такой парадокс: чем глубже и серьезнее становится живописец, тем меньше у него заказов. Это явление до конца еще не изучено в искусствознании, в его причинах надо разбираться. Так вот, в конце своей жизни Рембрандт был почти забыт.

Он, конечно, работал, и такой микрокруг заказчиков у него имелся. У него даже в последние годы жизни был ученик, очень достойный малый голландец Арт де Гельдер. Но широкая публика от Рембрандта отвернулась. После того, как в 1656 году у него случился финансовый крах, и он официально был объявлен банкротом, а его имущество было распродано на нескольких аукционах, он жил к тому же еще и в бедности, в одиночестве. Мы проследим его биографию и посмотрим на то, как постепенно он терял одного за другим самых близких людей. То есть уже при жизни произошел какой-то откат от его творчества, и умирал он уже человеком, почти забытым амстердамскими заказчиками и любителями живописи. После смерти о нем забыли фактически до первой половины XIX века.

Нельзя сказать, что вообще никто не имел о нем никакого представления. Какой-то определенный узкий круг если не ценителей, то людей, которые знали и как-то более-менее понимали его творчество, безусловно, был. В частности, очень интересно, что в XVIII веке, в екатерининское время, картины Рембрандта попадают в наши императорские коллекции, Екатерина его охотно покупает, и есть даже сведения, что Петр I во время своего пребывания в Голландии получил представление о его творчестве. Но широкой известности не было. Вторая волна: возрождение былой славы Рембрандта во второй половине XIX века Второе рождение Рембрандта и для мира искусства, и для широкой публики случилось уже ближе к середине XIX века. В 1825 году голландский коллекционер Адриан ван дер Хоуп, такой знаток-дилетант, объявил о нахождении никому не известной картины Рембрандта под названием «Еврейская невеста». Позже эту картину еще стали называть «Еврейская свадьба».

Приобретение ван дер Хоупом этой картины оказалось сенсационным, потому что публика начала XIX века вдруг, как это часто случается в жизни художников, обнаружила, что ее автор гений! Что это замечательная техника, удивительная психологическая глубина, что замечательно здесь поставлен свет, который играет на одеждах, на лицах героев, что перед нами прекрасное произведение! И с этого повторного открытия картины «Еврейская свадьба» начинает расти интерес к Рембрандту.

С помощью этих инструментов ученые анализировали относительно крупные микрообъекты. Для дальнейшего исследования они отделили небольшие зерна краски и грунта из стыка между различными частями холста, особенно в нижней части картины. Таким образом, ученые смогли более детально изучить структуру холста и обнаружить внутренние слои и соединения. Ученым удалось раскрыть трехмерную послойную структуру зерен краски и грунта и обнаружить наличие ранее неизвестного слоя, содержащего множество соединений свинца.

Этот слой находился на большом удалении от поверхности картины, что указывает на то, что он был нанесен первым, еще до нанесения слоя кварцевого грунтовочного материала, который Рембрандт использовал при создании «Ночного дозора». Смотрите, что получилось! По мнению ученых, свинцовая прослойка внутри картины представляет собой еще одну инновацию со стороны Рембрандта.

На портретах изображены Ян Виллемс ван дер Плуйм и его жена Яапген Карелс, которые, как известно, были хорошо знакомы с Рембрандтом. Он является великим мастером светотени и признанным представителем "золотого века голландской живописи".

Неизвестные портреты Рембрандта обнаружены в частной коллекции британской семьи

Отмечается, что после проведения анализов и исследований аукционный дом признал портреты подлинными. Оценочная стоимость двух картин — 5-8 млн евро. Предполагается, что на картинах изображена знакомая художнику семейная пара — Ян Виллемс ван дер Плуйм и его жена Яапген Карелс.

Созданные в разные периоды и в разных жанрах, они показывают органичное взаимодействие творчества великого голландца и его современников. В состав экспозиции также включены пять шедевров кисти Рембрандта из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке США , автопортрет из Музея Гране в Экс-ан-Провансе Франция , произведения мастеров школы Рембрандта из коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, а также восемь редко публиковавшихся и оттого мало известных массовому зрителю картин, принадлежащих региональным музеям России Рязань, Нижний Новгород, Воронеж и Серпухов. Органичным дополнением к живописи также являются представленные на выставке рисунки и офорты Рембрандта и его школы из собрания ГМИИ. Выставка в залах ГМИИ предоставляет возможность для наглядного уяснения достижений и границ возможностей современного знаточества в контексте качественной эволюции науки об искусстве, совершенствования методологии стилистической критики и технико-технологических исследований. Ведь многие прославленные произведения, которые в свое время были приобретены коллекционерами как оригинальные творения мастера, современное рембрандтоведение справедливо считает образцами творчества его учеников и последователей. При этом меняется не столько представление о памятнике, образно-художественное содержание которого объективно остается неизменным, сколько о масштабе дарования и круге интересов его подлинного создателя.

Подробный анализ стиля и элементов живописного и графического языка у современных специалистов слагается из совокупности отдельно взятых и по своей природе субъективных категорий: специфика построения человеческой фигуры и пространства, передача движения, фактура и направленность мазка, чувство цвета и, наконец, неповторимый у каждого мастера художественный почерк. Будучи рассмотренными вместе, наряду с доскональной проверкой происхождения памятника, технико-технологическими особенностями досок, холстов, грунтов и красок, они в известном смысле позволяют сделать объективные выводы. Причем не все работы, ранее приписывавшиеся Рембрандту, обретают имена его конкретных учеников и последователей. Некоторые образуют отдельные анонимные группы, последующее изучение которых способно принести позитивные результаты. С одной стороны, идет процесс освобождения живописного и графического корпуса Рембрандта от работ, по тем или иным причинам представляющихся сомнительными. С другой - сейчас, как никогда прежде, расширились и углубились знания о мастерах рембрандтовской школы. Рембрандт был одинаково гениален как живописец, офортист и рисовальщик. И его новаторский вклад в историю развития изобразительного искусства Голландии и всей Западной Европы трудно переоценить.

Однако живопись, безусловно, была наиболее существенной и трудоемкой формой его творческой активности. Великий мастер проявил себя здесь не только как виртуоз, с одинаковым совершенством владевший различными техническими приемами и с их помощью умевший в разных жанрах воплощать тонкие нюансы жизненных наблюдений или сложные композиционные замыслы. Он также был новатором в понимании эстетической и функциональной самоценности фактуры живописного произведения и реформатором системы обучения молодых художников, решительно вторгаясь в незыблемые гильдейские традиции. Но блестящие достижения Рембрандта возникли не на пустом месте. Мастер, для которого творчество было каждодневной жизненной и духовной потребностью, органично усвоил и творчески переосмыслил опыт нескольких поколений нидерландских, немецких и итальянских художников. Непосредственным связующим звеном между молодым Рембрандтом и европейской художественной традицией были его учителя и их единомышленники, которых в науке об искусстве принято называть прерембрандтистами. В то же время он, как никто другой среди коллег, оказал огромное влияние на искусство Голландии своей эпохи, в первую очередь на многочисленных учеников и последователей, работавших здесь и в соседних странах. От того, каким образом будет дан анализ названных аспектов, в конечном счете зависит оценка места и роли мастера в истории не только нидерландского, но и всего западноевропейского искусства.

Другую точку зрения выдвинул выдающийся голландский искусствовед и коллекционер Абрахам Бредиус. Он отмечает, что изображенные на картине персонажи мало соответствуют сюжету об Амане. Если здесь Аман и Артаксеркс, то где же Эсфирь? И почему царь выглядит таким грустным - согласно сюжету, он должен быть разъярен? И кто третий персонаж?

Если Мордехай, то почему он тоже изображен не торжествующим, а печальным и даже полным сострадания? Бредиус полагал, что на картине изображена не история Амана, а другой библейский сюжет: царь Давид, отсылающий Урию на верную смерть, чтобы завладеть его женой. И в таком случае на переднем плане - Урия, начавший понимать, что ему уготована страшная судьба, а на заднем плане - смущенный царь Давид и скорбящий слуга. Главный раввин Петербурга: «Это очень символичный выбор» Как бы то ни было, благодаря выбору Эрмитажа история Пурима, злодейского замысла Амана и счастливого спасения евреев будет весь год на слуху у петербуржцев. Что об этом думают главы еврейской общины?

Мы попросили высказаться главного раввина Петербурга М. Историю Амана полезно вспоминать, она многому может нас научить.

Специалисты пришли к выводу о подлинности картин в кооперации с сотрудниками Рейксмузеума - художественной галереи в Амстердаме, специализирующейся на творениях Рембрандта. На произведениях искусства изображена пара, "связанная семейными узами с художником", — Ян Виллемс ван дер Плуйм и его жена Яапген Карелс. Перед этим произведения покажут в Нью-Йорке и Амстердаме.

Свет и тень: 15 удивительных фактов о Рембрандте

Сегодня мы начинаем цикл лекций, посвященных Рембрандту. Я думаю, что, на первый взгляд, эта тема в комментариях не нуждается. У Рембрандта судьба в наше время совершенно удивительная. Это художник, перед которым, глядя на его картины, люди всегда волнуются, испытывают какие-то очень сложные внутренние переживания. Очень многие, как профессионалы, так и просто ценители искусства, убеждены, что Рембрандт глубоко знает и понимает самые сложные и самые затаенные психологические и духовно-психологические процессы внутренней жизни человека. И не просто никто не сомневается в гениальности и глубине живописи Рембрандта. Он сейчас воспринимается как художник вечно актуальный, близкий любому поколению, социальному слою, людям с любым уровнем образования и любым характером отношений с искусством. Кроме того, Рембрандт интересен не только как художник, дающий замечательные объекты для созерцания — прекрасные картины, на которых можно сосредоточиться, на которые можно посмотреть в музеях. Рембрандт необычайно интересен профессионалам, живописцам и графикам, потому что технические эксперименты его творчества, постоянные поиски новых методов обращения с краской, с поверхностью красочного слоя, с фактурой письма, а также с композицией, с проблемами формы, рисунком очень волнуют многих современных живописцев, конечно, прежде всего живописцев, занимающихся фигуративным искусством, масляной живописью. Профессионалы очень скрупулезно изучают технологии Рембрандта, его красочные смеси, масла, где он смешивал разные масляные ингредиенты, много экспериментировал. Очень сложные такие для своего времени, новаторские и даже необычные для нашего времени его методы наложения краски на холст, разные методы и манеры письма — все это тоже обладает глубокой профессиональной актуальностью.

В этом плане Рембрандт никогда не стареет. Есть живописцы, которые копируют и изучают его всю жизнь. Кроме того, Рембрандт принадлежит к числу достаточно редких мастеров изобразительного искусства, которые очень интенсивно и успешно совмещали в своем творчестве живопись и графику. Живописцев и графиков нередко принято даже разделять, потому что живопись и графика считаются не только разными видами изобразительного искусства, но разными способами мировосприятия, видами искусства с разными живописными и рисовальными ценностями. Существует такое, может быть, несколько примитивное представление о том, что приоритетные элементы графического искусства — это линия и силуэт, а для живописного искусства это все-таки сложное комбинированное пятно, смешанное на палитре, и как раз именно работа с красками. Хотя, еще раз повторяю, такое представление слишком прямолинейно. Считается, что человек по природе своей или живописец, или график. А вот Рембрандт — и то, и другое. Не только потому, что он делал графические работы и писал картины, а он по характеру своего дарования, по сущности своей такой двуликий мастер. Графика для него — это такой же естественный способ самовыражения, как и живопись.

Нередко он одни и те же сюжеты прорабатывал в графике и в живописи. Такая, например, вещь, как «Притча о блудном сыне» — это в его творчестве огромная история, которая началась в рисунках, часто в рисунках совсем незаконченных, набросочного характера. Потом она переходила в офорты, в разновидности гравюры на меди — его любимого вида графики. Наконец, время от времени она встречается в картинах. Кульминация в развитии этой темы всем вам хорошо известна — это великая картина из Эрмитажа «Возвращение блудного сына», гордость отечественного коллекционирования, посмотреть на которую в буквальном смысле, без преувеличения съезжаются люди со всего мира. Вот такое восторженное отношение к Рембрандту, глубочайшее внимание к нему как живописцу со стороны художников, искусствоведов, ученых других профилей… Например, картинами Рембрандта нередко очень серьезно интересуются психологи и даже психотерапевты, там есть на что посмотреть и о чем подумать людям этих специальностей. Более того, есть огромный интерес к Рембрандту-человеку, который дошел до того, что про Рембрандта пишут романы и художественные произведения. В частности, существует очень известная книга англо-австралийской писательницы Гледис Шмитт, вышедшая во второй половине ХХ века, роман «Рембрандт». Он написан довольно исторически грамотно, выдерживает анализ с позиции искусствоведения. Понятно, что у этого текста есть художественная сторона, что это литературное произведение, но историческая канва, события жизни Рембрандта показаны достоверно и точно.

Есть голландские писатели, которые пишут о Рембрандте. В частности, на русский язык переведен очень симпатичный и с литературной точки зрения, и по подходу к биографии Рембрандта роман голландского писателя Тейна де Фриса, он одно время у нас был достаточно популярным. То есть видите, про Рембрандта даже романы пишут. Период забвения, или спад интереса к творчеству художника Такой интерес к его личности, всеобъемлющий, многогранный, на самом деле был не всегда. У Рембрандта были большие проблемы с популярностью уже при жизни. Он блистательно начинал, где-то примерно к 35 годам он уже был звездой и очень богатым человеком. Его известность не выходила за пределы Голландии, может быть, даже за пределы города Амстердама, где он жил примерно с 28-30 лет. Точная дата его появления в Амстердаме пока неизвестна. Может быть, за пределами Амстердама он так известен не был, но в Амстердаме, крупнейшем коммерческом, культурном и политическом центре Голландии XVII века, этот человек считался мастером первой величины. Но во второй половине жизни Рембрандта его начинают быстро забывать.

У этого забвения есть целый комплекс причин, которыми мы с вами будем специально заниматься, они заслуживают и исследовательского внимания, и вашего слушательского интереса. Но произошло так, что этот художник, который с годами стал писать смелее, лучше и глубже, постепенно забывался. В Голландии XVII века действительно существует такой парадокс: чем глубже и серьезнее становится живописец, тем меньше у него заказов. Это явление до конца еще не изучено в искусствознании, в его причинах надо разбираться. Так вот, в конце своей жизни Рембрандт был почти забыт. Он, конечно, работал, и такой микрокруг заказчиков у него имелся. У него даже в последние годы жизни был ученик, очень достойный малый голландец Арт де Гельдер. Но широкая публика от Рембрандта отвернулась. После того, как в 1656 году у него случился финансовый крах, и он официально был объявлен банкротом, а его имущество было распродано на нескольких аукционах, он жил к тому же еще и в бедности, в одиночестве. Мы проследим его биографию и посмотрим на то, как постепенно он терял одного за другим самых близких людей.

То есть уже при жизни произошел какой-то откат от его творчества, и умирал он уже человеком, почти забытым амстердамскими заказчиками и любителями живописи. После смерти о нем забыли фактически до первой половины XIX века. Нельзя сказать, что вообще никто не имел о нем никакого представления. Какой-то определенный узкий круг если не ценителей, то людей, которые знали и как-то более-менее понимали его творчество, безусловно, был. В частности, очень интересно, что в XVIII веке, в екатерининское время, картины Рембрандта попадают в наши императорские коллекции, Екатерина его охотно покупает, и есть даже сведения, что Петр I во время своего пребывания в Голландии получил представление о его творчестве. Но широкой известности не было. Вторая волна: возрождение былой славы Рембрандта во второй половине XIX века Второе рождение Рембрандта и для мира искусства, и для широкой публики случилось уже ближе к середине XIX века. В 1825 году голландский коллекционер Адриан ван дер Хоуп, такой знаток-дилетант, объявил о нахождении никому не известной картины Рембрандта под названием «Еврейская невеста». Позже эту картину еще стали называть «Еврейская свадьба». Приобретение ван дер Хоупом этой картины оказалось сенсационным, потому что публика начала XIX века вдруг, как это часто случается в жизни художников, обнаружила, что ее автор гений!

Что это замечательная техника, удивительная психологическая глубина, что замечательно здесь поставлен свет, который играет на одеждах, на лицах героев, что перед нами прекрасное произведение! И с этого повторного открытия картины «Еврейская свадьба» начинает расти интерес к Рембрандту. Важным этапом в возвращении былой славы этого художника оказался опыт французских импрессионистов.

Культурологи называют его великим мастером искусства света и тени и одним из самых видных представителей золотого века голландской живописи. Самые известные картины Рембрандта — "Иуда, возвращающий тридцать сребреников", "Даная", "Ночной дозор", "Возвращение блудного сына", "Синдики", а также многочисленные портреты.

Наконец, Рембрандт часто вставлял свои автопортреты в картины, написанные по библейским сюжетам. Особенно много автопортретов он создал на раннем этапе до конца 1630-х годов , хотя автопортреты описывают почти всю жизнь художника. Беднее всего в этом ряду представлены 1640-е годы, когда художник переживал одно несчастье за другим. В такой ситуации ему было просто не до автопортретов. Гравюры Рембрандт был выдающимся гравёром.

Техника гравюры появилась в начале XVI века, и он стал первым художником, оценившим её огромные возможности. Гравюра «Доктор Фаустус» демонстрирует зрителю эти возможности, дающие право гравюре соперничать с «полноценной» картиной. Для создания гравюры на металле металлическая пластина покрывается слоем кислотоустойчивого лака, который затем процарапывается иглой. Готовую пластину опускают в кислоту,вытравливающую процарапанное изображение. Остальные части гравюры при этом остаются защищенными слоем лака.

Затем лак счищают, смазывают пластину типографской краской и помещают в типографский пресс, делая её отпечаток на бумаге. Другой гравировальный метод - создание изображения непосредственно на металле, не покрытым лаком. Такая техника называется «сухой иглой». Рембрандт часто совмещал обе техники в пределах одной гравюры, но есть у него и несколько работ, выполненных исключительно «сухой иглой». И это далеко не полная характеристика эволюции Рембрандта.

Менялся сам художественный мир, эволюционировала вся система в совокупности составляющих её элементов. Ещё несколько примеров. Его ранние картины построены на принципе активного действия, борьбы, а поздние, в большинстве своём, - созерцательны. На ранних автопортретах художник изображает себя в картинных позах и необычных роскошных нарядах, поздние же лишены этой театральности. С годами Рембрандт всё меньше интересуется отделкой поверхности картины, сосредоточиваясь на характерах людей и их внутренних переживаниях.

Всё это роднит Рембрандта с ведущими художниками XX века. Современники же художника, как водится, страдали некоторой эстетической слепотой. Уже при жизни Рембрандт был хорошо известен - славу ему принесли его портреты и гравюры. Они пользовались спросом, но при этом далеко не все считали Рембрандта большим мастером. Некоторые критики находили его зрелый стиль слишком грубым.

Их смущало то, что художник творит без оглядки на классические образцы «высокого искусства», а его принципиальный отказ от рафинированной техники раннего периода вызывал лишь недоумения. Известно высказывание, описывающее картины Рембрандта как «навоз, стекающий с холста через раму».

Беднее всего в этом ряду представлены 1640-е годы, когда художник переживал одно несчастье за другим. В такой ситуации ему было просто не до автопортретов. Гравюры Рембрандт был выдающимся гравёром. Техника гравюры появилась в начале XVI века, и он стал первым художником, оценившим её огромные возможности. Гравюра «Доктор Фаустус» демонстрирует зрителю эти возможности, дающие право гравюре соперничать с «полноценной» картиной. Для создания гравюры на металле металлическая пластина покрывается слоем кислотоустойчивого лака, который затем процарапывается иглой. Готовую пластину опускают в кислоту,вытравливающую процарапанное изображение. Остальные части гравюры при этом остаются защищенными слоем лака.

Затем лак счищают, смазывают пластину типографской краской и помещают в типографский пресс, делая её отпечаток на бумаге. Другой гравировальный метод - создание изображения непосредственно на металле, не покрытым лаком. Такая техника называется «сухой иглой». Рембрандт часто совмещал обе техники в пределах одной гравюры, но есть у него и несколько работ, выполненных исключительно «сухой иглой». И это далеко не полная характеристика эволюции Рембрандта. Менялся сам художественный мир, эволюционировала вся система в совокупности составляющих её элементов. Ещё несколько примеров. Его ранние картины построены на принципе активного действия, борьбы, а поздние, в большинстве своём, - созерцательны. На ранних автопортретах художник изображает себя в картинных позах и необычных роскошных нарядах, поздние же лишены этой театральности. С годами Рембрандт всё меньше интересуется отделкой поверхности картины, сосредоточиваясь на характерах людей и их внутренних переживаниях.

Всё это роднит Рембрандта с ведущими художниками XX века. Современники же художника, как водится, страдали некоторой эстетической слепотой. Уже при жизни Рембрандт был хорошо известен - славу ему принесли его портреты и гравюры. Они пользовались спросом, но при этом далеко не все считали Рембрандта большим мастером. Некоторые критики находили его зрелый стиль слишком грубым. Их смущало то, что художник творит без оглядки на классические образцы «высокого искусства», а его принципиальный отказ от рафинированной техники раннего периода вызывал лишь недоумения. Известно высказывание, описывающее картины Рембрандта как «навоз, стекающий с холста через раму». Уже в XIX веке Майкл Брайан в классическом для своего времени «Справочнике по художникам и гравёрам», 1816 год, писал о Рембрандте: «Его фигуры примечательны, прежде всего, не своей красотой, а искажениями; они выглядят скорее вульгарными, чем грациозными». Религиозные образы Второе место после портретов в наследии Рембрандта занимают картины на религиозные темы.

Свет и тень: 15 удивительных фактов о Рембрандте

Financial Times сообщает, что два неизвестных портрета голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна были обнаружены в частной коллекции британской семьи после более. Шедевры Рембрандта и Вермеера можно увидеть в Эрмитаже. Произведения Рембрандта зрелого и особенно позднего периода его творчества впечатляют глубиной проникновения во внутренний мир человека.

Рембрандт в Эрмитаже

При создании четырёхметровой картины «Ночной дозор» — самого масштабного из своих произведений — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два. Рембрандт написал полотно, которое позднее получило название «Ночной Дозор», в 1642 году. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn) родился в Нидерландах, в Лейдене, 15 июля 1606 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий