Новости сколько лет садовничему ректору мгу

От имени Научного парка МГУ поздравляем с юбилеем ректора МГУ, президента Российского Союза ректоров академика Виктора Антоновича Садовничего. Ректор Московского государственного университета. С 1994 года В. А. Садовничий – президент Российского Союза ректоров, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны. ректор. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ, директор Института математических исследований сложных систем при МГУ.

Истинный украинец. К юбилею Виктора Садовничего

САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему 3 апреля исполнилось 85 лет. Лауреат Государственной премии СССР 1989 года, Госпремии РФ в области науки и техники (2002), премии им. М. В. Ломоносова (1973). Виктор Садовничий руководит Московским государственным университетом на протяжении последних 20 лет. Почетное звание ректору Московского государственного университета присвоено указом президента.

Поздравляем Виктора Садовничего с днем рождения!

Здесь началось знакомство будущего ректора с царицей наук — математикой. Правда, первый день в университете не заладился. В списках зачисленных абитуриент себя не нашел. Повезло однофамильцу, подумал он. Оказалось, приемная комиссия опечаталась. Потом была аспирантура. Отличника пригласили читать лекции на факультет вычислительной математики и кибернетики. Теорема его имени вошла во все учебники. Сконструированный под его руководством тренажер позволил космонавтам почувствовать невесомость на земле.

В 1992-м ученого выбрали ректором МГУ. Он лично выселял стихийный бизнес с земель Московского университета.

В своих выступлениях он осторожно отмечал, что для него «связь с Православием не пустой звук» и он «всегда придавал особое значение нашим контактам с Православной Церковью», а также негативно отзывался о религиозных сектах «Секты — очевидное зло», «Конечно, с сектами надо бороться», «Если где-то появится хоть малейший намёк на деятельность в Университете какой-либо секты — здесь нужна объективная информация — дальше пойдет административная работа. Мы должны защитить наших студентов от влияния сектантства, по крайней мере, в стенах Университета» [44]. Критически отнёсся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру , а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий призвал министерство подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно. Он отметил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы. Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос [5].

Неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ. Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей. Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО. По плану правительства, за каждым выпускником школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал на ЕГЭ, должны быть закреплены бюджетные деньги в размере от 5 до 17 тысяч рублей. Однако Садовничий отметил, что обучение одного студента в МГУ обходится более чем в 100 тысяч рублей, следовательно, выделенных сумм будет недостаточно. В связи с этим ректор МГУ много раз выражал опасение, что реформа образования закончится повсеместным введением платного обучения в вузах, что, по его мнению, недопустимо. В 2006 году под давлением В. Садовничего и значительной части ректорского корпуса в этом документе были предусмотрены исключения, позволяющие некоторым университетам, и в первую очередь МГУ, принимать студентов, помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных всероссийских олимпиад. В ноябре 2006 года правительство Москвы сообщило о проведении летом 2007 года ЕГЭ по русскому языку во всех столичных школах.

Antoniou, V. Акаевым и А. Садовничий В. Применение методов механики контактных взаимодействий при диагностике патологических состояний мягких биологических тканей. Трудовая деятельность Трудовую деятельность начал в 1956 г.

Горловка, Донецкая область. Окончил механико-математический факультет в 1963 г. Кандидат физико-математических наук 1967. После окончания аспирантуры работал в МГУ ассистентом, доцентом, профессором, заместителем декана механико-математического факультета по научной работе, заведующим кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики 1981—1982. Доктор физико-математических наук 1974.

Профессор 1975. Профессор, и. Первый заместитель первого проректора 1980—1982. Проректор по учебно-научной работе естественных факультетов 1982—1984.

Старший товарищ был женат на заведующей почтовым отделением, благодаря чему за ночь документы Садовничего были перенаправлены в МГУ. Успешно сдав вступительные экзамены на механико-математический факультет университета, абитуриент обнаружил, что в списке зачисленных значится "Садовничий Виктор Анатольевич", тогда как его отчество - Антонович. Но это, по его словам, была "приятная ошибка". Мы серьезно поддержали людей, сохранили научную школу, не снизили планку приема и обучения, добились собственного диплома. У нас оснащение, сравнимое с зарубежными университетами, а может быть и лучше.

Ну, и, конечно, успех может быть только тогда, когда хорошая инфраструктура.

Садовничий, Виктор Антонович

Сегодня ректору МГУ Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. : В эфире программа “Познер”, гость программы – ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий. Сегодня, 3 апреля, 75 лет исполняется ректору Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктору Садовничему. Ректор Московского государственного университета отмечает 80-летие.

Союз бизнеса и науки

  • Навигация по записям
  • Юбилей ректора МГУ имени М.В. Ломоносова: Виктору Антоновичу Садовничему исполнилось 85 лет!
  • Виктор Садовничий: биография
  • Лентапедия/Садовничий, Виктор/Полная версия — Викитека
  • Навигация по записям
  • Ректору МГУ Виктору Садовничему присвоено звание Героя Труда

Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?

От имени многотысячного коллектива Воронежского государственного университета, Совета ректоров вузов Воронежской области и от себя лично сердечно поздравляю Вас с днем рождения! Владимир Путин провел встречу с ректором МГУ Виктором Садовничим, которому сегодня исполнилось 85 лет. И 4 декабря президент Путин подписал указ о переназначении 80-летнего Виктора Садовничего на должность ректора МГУ ещё на 5 лет. Новости храма святых Кирилла и Мефодия при МГУ 03-04-2024. ↑ САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович — Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Ректор МГУ Виктор Садовничий показал, как варят знаменитую медовуху на Татьянин день.

Садовничий Виктор Антонович

Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (с 1992)[2]. Президент Российского Союза ректоров (с 1994), председатель Российского совета олимпиад школьников. Ректор Московского государственного университета. Ректору Московского государственного университета Виктору Антоновичу Садовничему — 80 лет. 3 апреля ректору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. Новости ТВЦ5 443 подписчика. Стоит добавить, что Московский государственный университет имени Ломоносова является для Виктора Антоновича Садовничего вторым домом. В 1958 году он поступил туда на механико-математический факультет, через пять лет окончил его с отличием.

День рождения ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего

Более 30 лет у руля: ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие. это были первые ректорские выборы на альтернативной основе в условиях нового государства, отмечает ИТАР-ТАСС. Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. ичий: Владимир Владимирович, я как ректор Московского университета, конечно, очень хотел бы получить поддержку: у нас недоразвит кампус. Лауреат Государственной премии СССР 1989 года, Госпремии РФ в области науки и техники (2002), премии им. М. В. Ломоносова (1973).

Регистрация

  • Виктор Садовничий: биография
  • Владимир Путин присвоил звание Героя Труда ректору МГУ Садовничему
  • Госдума разрешила Садовничему остаться во главе МГУ после 80-летия
  • 80 лет исполнилось ректору МГУ Виктору Садовничему » Образование и Православие
  • Союз бизнеса и науки

Виктору Садовничему — 75 лет

На последующих выборах — в 1996, 2001 и 2005 годах — он вновь избирался ректором, затем эта должность стала назначаемой, так что в 2009 году Садовничий остался на этой должности уже в связи с президентским указом и неоднократно переназначался в дальнейшем. За годы ректорства Садовничего МГУ получил статус российского самоуправляемого автономного высшего учебного заведения 1992 , возобновлена деятельность Татианинской церкви 1995 , был принят новый устав МГУ 2008 и Федеральный закон, закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса 2009.

В 1995 году Садовничий создал и возглавил Институт математических исследований сложных систем при МГУ. Садовничий критически отнесся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими.

В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру, а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий заявил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы. Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос. Также Садовничий неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ — проводимого в виде теста единого экзамена в школах, по результатам которого школьники могут поступить в вуз.

Оценивая ЕГЭ, Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей. Однако впоследствии было решено, что МГУ все-таки будет учитывать результаты ЕГЭ, суммируя его результаты с баллами, набранными абитуриентами на вступительных экзаменах. Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО. По плану правительства, за каждым выпускником школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал на ЕГЭ, должны быть закреплены бюджетные деньги в размере от 5 до 17 тысяч рублей.

Однако Садовничий отметил, что обучение одного студента в МГУ обходится более чем в 100 тысяч рублей, следовательно, выделенных средств будет недостаточно. В связи с этим ректор МГУ много раз выражал опасение, что реформа образования закончится повсеместным введением платного обучения в вузах, что, по его мнению, недопустимо.

Но что я могу сказать? Я, безусловно, считаю, и сейчас считаю, что единый государственный экзамен не должен быть единственной, абсолютизированной формой и оценки, и поступления в высшее учебное заведение. Особенно при поступлении. И, как известно, я предлагал другие методы, и нам кое-что удалось. Мы создали сейчас сесть школьных олимпиад, и в этом году через эти школьные олимпиады прошло 450 тысяч школьников. Это очень большое количество. Я считаю, что олимпиады — это хороший способ поиска талантливых ребят.

И вот здесь как раз, может быть, не так важно ошибиться в числе, а важно, что в тебе есть изюминка. Познер: Но она не является заменой ЕГЭ? Садовничий: Нет, льготы, которые предоставляются отдельным олимпиадам, исключают ЕГЭ. Познер: Ах вот так даже! Садовничий: Да, конечно. Он поступает по результатам олимпиады. Причем это российские олимпиады, всероссийские олимпиады, международные олимпиады. То есть это стало понятным, что в таком виде его нельзя держать, его надо совершенствовать. Я вхожу в эту комиссию, и многие идеи принимаются.

Возглавляет комиссию Нарышкин Сергей Евгеньевич. Но, в частности, например, я думаю, будет два раздела в ЕГЭ по математике: профильный, для тех, кто хочет поступать дальше, и общий, если ты хочешь просто. Я думаю, что есть проблемы с преподаванием и в смысле ЕГЭ по истории, по русскому языку. И вот в этом направлении должно идти совершенствование. В общем, поживем-увидим, но, безусловно, совершенствование идет. Познер: Было много вопросов — я не буду перечислять авторов этих вопросов — по поводу того, что… Много противников ЕГЭ, очень надеются на то, что вам все-таки удастся, ну и людям, которые придерживаются вашего мнения в сфере образования, каким-то образом с этим справиться. Что это натаскивание, что это, на самом деле, ничего хорошего не дает. Кроме одного человека. Как известно, вы являетесь отчаянным противником ЕГЭ.

Стоит ли это ваше сопротивление расценивать как откровенную защиту существующей коррупции? Садовничий: Здесь две натяжки. Первое — что я являюсь таким решительным противником ЕГЭ. Я оппонировал, и, действительно, многое из того, что я говорил, было принято еще до закона. Так что в этом смысле если говорить, не запрещено конструктивно разговаривать — собственно, моя позиция была именно в этом. Сейчас закон принят, и мы его выполняем. И более того, я же сказал, какие пути мы намечаем. Что касается коррупции… Кого же мне защищать по коррупции? Вы знаете, я не сторонник тех цифр и тех идей, такой массовой коррупции в вузах.

Хотя, конечно, общество есть общество, и всe везде есть. Поэтому, скорее всего, постановка такая: мы в обществе должны бороться с коррупцией, а в отдельно взятом направлении или оазисе побороть ее нельзя. Так что ее нельзя побороть нигде просто в отдельном направлении. А в целом — да, это, конечно, задача государственная. А паспорт в сельской местности тогда не давали, удерживая там молодежь. Тогда что, паспорт дали вам? Садовничий: Да, да, на шахте я получил паспорт. Познер: А, можно было, да? Садовничий: Да, это уже считалось шахта, рабочий поселок или город.

Я поехал в Горловку. Правда, мы вчетвером поехали, но двое не выдержали на второй день и вернулись. Познер: И сколько вы проработали там? Садовничий: Два года. Познер: Два года на шахте? Садовничий: Да, под землей. А он тогда ведь находился на Моховой. Но послушайте, вы в каком году поступали? Садовничий: В 1958 году.

Познер: Я в этом году кончил. Университет был на Ленинских горах, мехмат был на Ленинских горах, деканат был на Ленинских горах. Тут был только филфак и юридический, юрфак. Так почему? Садовничий: В этом и загвоздка. Дело в том, что я не собирался поступать в университет и документы свои послал в белорусскую сельхозакадемию. Поехали на мехмат. Оказалось, его супруга была начальником почты. Вот так получилось.

Мы с ним приехали вдвоем, и он поступал на юрфак, и договорились, что мы идем вдвоем сдавать его документы на юрфак на Моховой, а потом на автобусе переезжаем на Ленинские горы. Так мы и сделали, и все это было. Он сдал на юрфак. А когда я пришел сдавать… В. Познер: Значит, вы проспорили, выходит? Садовничий: Я проспорил. Познер: И на что вы спорили? Небось, на книгу? Садовничий: На книгу, на такую, интересную книгу.

Но было еще одно обстоятельство. Когда я пришел в приемную комиссию мехмата на 12 этаж, у меня не было характеристики, и у меня документы не приняли. И вот удивительное дело. Я дал телеграмму своему начальнику, настоящему начальнику Ершову Анатолию Петровичу, как сейчас помню. Познер: Это начальник на шахте? Садовничий: На шахте. Не директор шахты, а мой начальник, который меня очень любил, принимал как сына. И вот телеграммой в тот же день он прислал характеристику, и она была принята на мехмат. Познер: Здорово.

Несколько вопросов еще из вашего прошлого все-таки. С первого курса вы ходили, в общем, в начальниках. Вы были старостой курса, потом вы стали председателем студкома, потом секретарем комсомольской организации курса, потом всего факультета. Это нравилось вам, быть таким начальником, в общем? Вы от этого ловили кайф? Садовничий: Здесь трудно сказать. Началось-то все там тоже случайно, в жизни так бывает. Я вывел ночью под дождем группу девчонок на станцию, а потом меня избрали, на следующий день. Познер: Из-за того, что вы вывели их.

Садовничий: Ну, Сусанин как бы такой. Познер: Да, такой Иван Сусанин, и решили, что Сусанину быть и старостой курса. Затем была система. Я был старостой курса, потом комсомольской организации, и, в принципе, оно как-то в жизни так, как бы требовалось мне уже, в том числе и так. Познер: Но вам это нравилось? Садовничий: Я бы сказал, да. Но была трудность. Первые годы надо было учиться. Я ведь окончил с отличием мехмат, поэтому надо было… В.

Познер: Кстати, вы школу окончили как? Садовничий: Без медали. Познер: Без медали? То есть ни золотой, и ни серебряной? Садовничий: Нет, нет. Но это отдельный разговор. Был момент. Я вам расскажу после передачи. Познер: То есть в эфире не хотите?

Садовничий: Не хочу, да. Моя медаль пошла по назначению и сыграла хорошую роль для другого человека. Познер: Понятно. Садовничий: Ну неважно. Несколько раз меня приглашали в руководство страны. В руководство страны — это как понимать? Садовничий: Тогда были резервы ЦК, были резервы правительства. Познер: Это о каких годах мы говорим с вами? Садовничий: Это уже я защитил кандидатскую, защитил докторскую.

Познер: Вообще, для математиков это характерно — довольно ранняя защита. Садовничий: В целом — да. Познер: Значит, вас хотели?.. Садовничий: Но я был самым молодым профессором в университете в то время. Познер: А скажите, пожалуйста, Виктор Антонович. Вопрос, может, неприятный, но ваше раннее профессорство не связано с вашей очень заметной общественной работой: комсомолец, член партии и так далее? Садовничий: Думаю, нет. Потому что моя докторская — это все-таки была серьезная научная работа, она до сих пор является новым направлением. Поэтому я защитил докторскую по математике, это все знают.

Мне повезло сделать одно открытие. И мы работали тогда в соавторстве с Виктором Борисовичем Лидским, крупнейшим математиком. И вот эта работа до сих пор является… По крайней мере, под моим руководством по этому направлению защищено 60 кандидатских, около 20 докторских диссертаций. То есть повезло. А что касается профессора, если ты доктор, то это уже автомат. Я был молодым математиком, собирался и дальше заниматься только наукой. Но по воле случая попал на обсуждение в высокие кабинеты и услышал, что в ректоры МГУ рекомендуется человек, который, с моей точки зрения, никак не мог эффективно эту роль осуществлять. Тогда-то я и решил бороться. Так что это был случай.

Если не секрет, кто это был? Садовничий: Человек уже ушел из жизни, но это было в самом высоком кабинете в моем присутствии. И даже этого товарища уже поздравил руководитель. Познер: Это в ЦК, в самом высоком кабинете? Садовничий: Нет. Это уже было в 1992 году.

Почему это происходит? И можно ли изменить сложившуюся ситуацию? То есть они досрочно стали доцентами или профессорами в зависимости от научной степени, которая у них. Что получается? В итоге мы, конечно, возраст стабилизировали, сейчас средний возраст по МГУ — 52 года. Если бы не было этих программ, он бы был гораздо выше. Но, видимо, коллега прав, что многие молодые люди, в том числе и получившие эти звания, уходят. По разным причинам. Это серьезный разговор. Условия лучше. Познер: Материальные условия? Познер: И возможности профессиональной работы. Садовничий: Университеты все-таки требуют повседневной работы. Но делается много. Но теперешний вклад российской науки в мировую довольно незначителен. Прокомментируйте, почему такое, скажем, не очень заметное представительство? Садовничий: Я хочу защитить нашу науку. Если посмотреть финансирование на одного человека в Академии наук и продуктивность по статьям, то мы здесь лидеры. Вопрос еще и в финансировании науки, той, которая бы была такой же, как наука, скажем, в США или в Германии. Это существенный вопрос. И сейчас делаются попытки — может быть, не всем фронтом, но по отдельным направлениям — это финансирование дотянуть до приемлемого уровня. И тогда многие вопросы будут решаться. Утечка умов, безусловно, остановится, приборная база улучшится. Вот самое главное — научная среда, школа должна быть. Познер: Внимание на экран, следующий вопрос. Зритель: Добрый день, Виктор Антонович. Такой вопрос. Как вы оцениваете состояние отечественной математики в мировой сфере? И какие вы видите перспективы наших, отечественных, российских ученых? Садовничий: Вопрос профессиональный и ко мне. Известно, что сейчас в США есть несколько университетов, где семинары по математике идут на русском языке. Потому что нет необходимости на этом семинаре говорить на английском. И, конечно, многие выдающиеся наши математики как раз с мехмата уехали в девяностые годы за рубеж. И были открыты все барьеры, созданы все условия. Многие уехали. Из Московского университета с мехмата уехала до трети молодых. Познер: Треть? Садовничий: Треть молодых ученых. Поэтому, безусловно, мы подпитывали другие страны нашими талантами. Это, может быть, не так трагично, поскольку наука интернациональна, но все-таки нельзя допустить потери тех же научных школ. Что касается сейчас. Несколько дней назад мы проводили в путь выдающегося математика Владимира Игоревича Арнольда, моего товарища, с которым мы учились вместе. У меня были с ним многие беседы. Надо сказать, что он однозначно считал, что в России, в Московском университете условия для роста математиков лучшие. Здесь есть та начальная школа, которая формирует базис. Это начальные курсы, матанализ, алгебра, геометрия. И нигде так не подготовят базового математика, как у нас. Другое дело, что потом возникает вопрос: вот он вырос, а куда? И многие уезжают. Но тот же Арнольд имел позицию и в России. Новиков, второй выдающийся наш математик, работая в США, имеет позицию в Московском университете. И школа Гельфанда сохранилась и в Московском университете. В целом у нас в октябре съезд учителей математики. Мы соберемся всей Россией, учителя математики, в Московский университет. Приедет более тысячи. И мы посмотрим на школьную среду, потому что оттуда все. Несколько лет назад в вузе была закрыта военная кафедра. Как, по-вашему, доктора должны ходить в караул? А другие специалисты? Вы вообще как к этому относитесь, в принципе? Садовничий: Вообще говоря, сейчас студент освобожден пока от службы в армии до окончания вуза, не призывают. Садовничий: В специальных вузах по перечню есть военная кафедра. В том числе в МГУ она есть. Но, правда, наборы туда уже не такие большие. В МГУ где-то 600 человек на весь университет — это мало. Но тем не менее есть. Сейчас возникла идея, чтобы студентов призывать в армию, прерывая учебу. Познер: Да, и такая идея есть. Садовничий: Есть такая. И сокращается число военных кафедр. Вообще говоря, я выскажу мысль, которая, может быть, и не всем понравится, но я считаю, что студент должен окончить университет, не прерывая. Потому что неизвестно, где он принесет пользы больше. И мне кажется, что потом ничто не мешает отдать свой долг Родине — это святое. Но был опыт, когда прерывалась учеба. Хорошего было мало. Познер: Вот именно. Внимание на экран. Это просто метод учесть затраты, но это не метод учесть знания. Когда его отменят? Вы, по-моему, должны делать все, чтобы его отменили. Есть ли надежда? Садовничий: Это вопрос, конечно, для меня сложный. Но что я могу сказать? Я, безусловно, считаю, и сейчас считаю, что единый государственный экзамен не должен быть единственной, абсолютизированной формой и оценки, и поступления в высшее учебное заведение. Особенно при поступлении. И, как известно, я предлагал другие методы, и нам кое-что удалось. Мы создали сейчас сесть школьных олимпиад, и в этом году через эти школьные олимпиады прошло 450 тысяч школьников. Это очень большое количество. Я считаю, что олимпиады — это хороший способ поиска талантливых ребят. И вот здесь как раз, может быть, не так важно ошибиться в числе, а важно, что в тебе есть изюминка. Познер: Но она не является заменой ЕГЭ? Садовничий: Нет, льготы, которые предоставляются отдельным олимпиадам, исключают ЕГЭ. Познер: Ах вот так даже! Садовничий: Да, конечно. Он поступает по результатам олимпиады. Причем это российские олимпиады, всероссийские олимпиады, международные олимпиады. То есть это стало понятным, что в таком виде его нельзя держать, его надо совершенствовать. Я вхожу в эту комиссию, и многие идеи принимаются. Возглавляет комиссию Нарышкин Сергей Евгеньевич. Но, в частности, например, я думаю, будет два раздела в ЕГЭ по математике: профильный, для тех, кто хочет поступать дальше, и общий, если ты хочешь просто. Я думаю, что есть проблемы с преподаванием и в смысле ЕГЭ по истории, по русскому языку. И вот в этом направлении должно идти совершенствование. В общем, поживем-увидим, но, безусловно, совершенствование идет. Познер: Было много вопросов — я не буду перечислять авторов этих вопросов — по поводу того, что… Много противников ЕГЭ, очень надеются на то, что вам все-таки удастся, ну и людям, которые придерживаются вашего мнения в сфере образования, каким-то образом с этим справиться. Что это натаскивание, что это, на самом деле, ничего хорошего не дает. Кроме одного человека. Как известно, вы являетесь отчаянным противником ЕГЭ. Стоит ли это ваше сопротивление расценивать как откровенную защиту существующей коррупции? Садовничий: Здесь две натяжки. Первое — что я являюсь таким решительным противником ЕГЭ. Я оппонировал, и, действительно, многое из того, что я говорил, было принято еще до закона. Так что в этом смысле если говорить, не запрещено конструктивно разговаривать — собственно, моя позиция была именно в этом. Сейчас закон принят, и мы его выполняем. И более того, я же сказал, какие пути мы намечаем. Что касается коррупции… Кого же мне защищать по коррупции? Вы знаете, я не сторонник тех цифр и тех идей, такой массовой коррупции в вузах. Хотя, конечно, общество есть общество, и всe везде есть. Поэтому, скорее всего, постановка такая: мы в обществе должны бороться с коррупцией, а в отдельно взятом направлении или оазисе побороть ее нельзя. Так что ее нельзя побороть нигде просто в отдельном направлении. А в целом — да, это, конечно, задача государственная. А паспорт в сельской местности тогда не давали, удерживая там молодежь. Тогда что, паспорт дали вам? Садовничий: Да, да, на шахте я получил паспорт. Познер: А, можно было, да? Садовничий: Да, это уже считалось шахта, рабочий поселок или город. Я поехал в Горловку. Правда, мы вчетвером поехали, но двое не выдержали на второй день и вернулись. Познер: И сколько вы проработали там? Садовничий: Два года. Познер: Два года на шахте? Садовничий: Да, под землей. А он тогда ведь находился на Моховой. Но послушайте, вы в каком году поступали? Садовничий: В 1958 году. Познер: Я в этом году кончил. Университет был на Ленинских горах, мехмат был на Ленинских горах, деканат был на Ленинских горах. Тут был только филфак и юридический, юрфак. Так почему? Садовничий: В этом и загвоздка.

В чем феномен ректора МГУ имени Ломоносова, академика РАН Виктора Садовничего

Под его руководством МГУ был и остается одним из лидеров мирового образования. Желаем любимому ректору крепкого здоровья, благополучия и счастья!

Желаем крепкого здоровья, терпения и сил в трудах на благо Отечества и Московского университета!

Мы выражаем Вам искреннюю признательность за Ваш труд и преданность идеалам высшего образования. Пусть Ваши энергия, мудрость и опыт продолжают вдохновлять нас всех на новые свершения! Разрешите пожелать Вам новых достижений на избранном Вами пути, крепкого здоровья, счастья!

Награжден российскими и зарубежными наградами. Один из главных противников реформы образования в России, проводимой под руководством главы Министерства образования и науки Андрея Фурсенко. Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Лозовского района Харьковской области. Отец, Антон Григорьевич, был рабочим. Мать, Анна Матвеевна — домохозяйкой. В 1963 году Садовничий окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, в 1966 году — аспирантуру. С этого же года начал работать на мехмате МГУ, сначала в должности ассистента, затем доцента. В 1972 году был назначен заместителем декана факультета по научной работе. В 1974 году защитил диссертацию на соискание научной степени доктора физико-математических наук.

В 1975 году стал профессором. В 1980 году занял пост первого заместителя проректора. В 1981-1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа факультета вычислительной математики и кибернетики.

Виктор Садовничий

В 58-м будущий ректор приезжает в Москву. Главный вуз страны встречает его холодно. Здесь началось знакомство будущего ректора с царицей наук — математикой. Правда, первый день в университете не заладился. В списках зачисленных абитуриент себя не нашел. Повезло однофамильцу, подумал он. Оказалось, приемная комиссия опечаталась. Потом была аспирантура. Отличника пригласили читать лекции на факультет вычислительной математики и кибернетики. Теорема его имени вошла во все учебники.

Сконструированный под его руководством тренажер позволил космонавтам почувствовать невесомость на земле.

Анастасия Цой 20 ноября 2019 в 17:03 Госдума приняла поправку к законодательству, которая снимает возрастные ограничения для нахождения в должности ректоров Московского государственного университета МГУ и Санкт-Петербургского государственного университета СПбГУ. Об этом пишет «Интерфакс». Согласно Трудовому кодексу, ректором вуза можно быть до 65 лет. При этом, если ректором доволен ученый совет, то он может оставаться на должности до 70 лет.

Выяснилось: на медицинские институты и академии, которые в родительском рейтинге числятся среди наиболее коррумпированных, ни один родитель не потрудился написать ни слова жалобы - даже анонимно. Мы очень любим критиковать коррумпированность высших эшелонов власти, а вот к взяточничеству в системе высшего образования относимся, как выясняется, весьма либерально.

А ведь именно с него-то эта самая коррупция и начинается. Допустим, студент-юрист все пять лет учебы в МГУ «давал на лапу». А после, по иронии судьбы, попал на работу как раз в одну из структур высших эшелонов власти. Сложившийся за годы учебы "менталитет", скорее всего, и будет диктовать ему дальнейшие условия игры. Многие по поводу поднятой темы усмехнутся: да ведь это утопия - бороться со взяточничеством в вузах! Прислушаемся к ним? Так что же тогда говорить о процветании страны?

Ведь ни для кого не секрет, что в нашей суматошной жизни, в рыночных отношениях действует жесткий принцип: выживает профессионал, образованный. Противоположные же качества являются источниками многих неудач. Основная часть студентов это понимает, но успокаивает себя мыслью, что у них все впереди. И продолжает лениться и «вынужденно» давать на лапу «преподу». Если, конечно, кошелек позволяет. А что «преподы»? Из них берут те, у кого недостаточный уровень доходов, а одной из основных черт характера является алчность.

И что примечательно, в большинстве своем в этих делах грешны именно новые, молодые преподаватели. Вот так и получается, что сегодня образование в вузах все больше приобретает вид распродажи. Для многих студентов это начинается еще со вступительных экзаменов. Ни для кого не секрет, что во многих московских вузах конкурс знаний заменяется конкурсом родительских кошельков ну, совсем как в известной песенке; «…если кто-то, кое-где у нас порой…». Злые языки утверждают, например, что поступить без взятки на факультет журналистики, экономический, и юридический факультеты МГУ невозможно. Называют и сумму. Например, поступление на факультет журналистики одному юноше, которому в случае провала на конкурсных экзаменах грозила армия, обошлось в 15 тысяч долларов США правда, говорят, это было до обвала курса родного «деревянного» по отношению к «валюте агрессора».

Утверждают, что «тарифы» на экономический факультет еще выше, а уж для «лиц кавказской национальности» эти ставки еще выше. Ну, мафиозная «семья», да и только! Затем, уже во время учебы, вырабатывается стойкая привычка не учиться, а «давать на лапу». Иными словами, не знания приобретать, а навыки дачи взяток. Но это, повторим, из разряда слухов. А чтобы не распространять их дальше, не чернить незаслуженно ни знаменитый ВУЗ, ни его заслуженных руководителей и, как говорят итальянцы, «отделить мух от котлет», два года тому назад аудиторы Счетной палаты при участии компетентных экспертов из нескольких профильных министерств, а также Федеральных служб безопасности и налоговой полиции, провели, по их же словам, плановую она же выборочная, она же историческая проверку. Надо сказать, что эта акция не вызвала большого восторга ни у ректора, ни у педагогического бомонда Университета.

Это пренеприятнейшее известие «озвучил» среди своего профессорского корпуса сам ректор МГУ на очередных парламентских слушаниях по образованию, которые состоялись 20 января 1998 года, за несколько дней до очередного дня рождения МГУ, в главном его здании на Воробьевых горах. Заканчивая приветственную речь на высоком парламентском к тому же выездном форуме, ректор сказал: «Надо думать о будущем, конечно. Важно не навредить, не стоять на месте. Но вот вчера в МГУ приехала Счетная палата, проверять…». Внутренняя логика в этой фразе члена Совета по русскому языку, вероятнее всего, просто отсутствует, но новость эта вызвала среди присутствовавших в зале профессоров, доцентов и просто преподавателей неодобрительный гул и ропот. В самом деле, зачем же проверять, если последняя проверка была всего-то 33 года назад, во времена любимого товарища Леонида Ильича Брежнева? А в те времена, помнится, все ВУЗы находились в полной зависимости от министерских стандартов и инструкций: регламентировалось все, от набора учебных дисциплин до размера студенческих стипендий.

Теперь настали другие времена. Нынче тот же самый Московский университет, коли уж о нем зашла речь , получил, наконец, вполне заслуженный статус самоуправляемого высшего учебного заведения, финансируемого из государственной казны, причем, в отличие других учреждений отечественной высшей школы, по отдельной строке в госбюджете. Причисленный специальным нормативным актом к особо ценным объектам нашего национального наследия, старейший и крупнейший Московский университет де-юре и де-факто имеет такие возможности и полномочия, какие не имеет иное отраслевое министерство. Завистники, правда, опять распускали слухи, что МГУ-де злоупотребляет предоставленными ему благами, но на то и упоминавшаяся аудиторская проверка, чтобы, как говорится, «отмести и пресечь». Аудиторы потрудились на славу и выявили в деятельности Университета много интересного, в том числе и для правоохранительных органов. Выяснилось, в частности, что университетский устав грубо противоречит действующему Гражданскому кодексу РФ и ряду других профильных законов, что имеет место не целевое использование руководством МГУ государственных финансовых средств. Так, на бесплатное обучение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, было истрачено не менее 5 миллионов американских долларов из государственного бюджета.

Однако Виктору Антоновичу Садовничему удалось добиться понимания депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, которые, в частности, признали, что университет имеет право обучать «нерезидентов» на средства российского бюджета, поскольку это записано в уставе МГУ! Вот уж воистину, «хвост виляет собакой». О нарушениях, творимых за фасадом МГУ, многие госчиновники догадываются. Первый серьезный сигнал прозвучал, когда в печати появилось сообщение о том, что ректор юридического колледжа МГУ был объявлен в федеральный розыск. Из публикаций следовало, что упомянутый негосударственный! Гром среди ясного неба: крупный политик и государственный деятель , известный своей давней нелюбовью к «самозванцам», «липовым» коллегам-частникам, с легкостью визирует дипломы колледжа, где со студентов, кроме платы за учение и «добровольных» взносов на развитие учебного процесса, планомерно собирают дань едва ли не за каждый шаг. За пропуск занятий, пересдачу отчетов и курсовых, за неубранную посуду в столовой… Самое пикантное, однако в том, что скандально прославившийся юридический колледж, руководитель которого скрывается от правоохранительных органов, ведет образовательный процесс и поныне, будто ничего и не было, под той же маркой МГУ.

В прошлом году на праздновании, посвященном подведению итогов конкурса «Учитель года-99» вице-премьер по социальным вопросам Валентина Матвиенко предложила устроить всероссийский родительский заговор. Все родители страны сговорились, и ни один не дает взятку за поступление. Ни один. Представляете, как было бы здорово? Мы сами развращаем недобросовестных людей. Сами даем взятки. Ведь бесплатный прием в вузы не сокращается.

Государство обеспечивает, финансирует высшее образование". В конце этой пламенной речи Валентина Ивановна призвала Министерство образования усилить контроль за вступительными экзаменами и беспощадно наказывать взяточников - вплоть до уголовной ответственности. Однако, как упоминалось в самом начале нашего материала наказать взяточника очень сложно, так как нет ни одного заявления о взяточничестве в сфере высшего образования а, следовательно, нет и фактов получения взяток. Как же так нет? Вновь возмутится «бывалый» читатель? А разве та «десятка», что я уплатил в прошлом году жулику из МГУ за поступление моей дочки на юридический факультет, не является фактом? Нет, уважаемый читатель, не является!

Так как об этом нет соответствующего заявления в органах внутренних дел. Почему нет? Потому что вы его не написали! Глава 5. Я всегда с нетерпением ждала, когда, наконец, станет тепло, начнется отпуск, и мы с мужем и с сыном уедем на море отдыхать. В этом году лето началось поистине ужасно. Судя по всему, отдыхать мы никуда не поедем, — сын заканчивает 11 класс.

Впереди выпускные экзамены в школе и затем, самое страшное, — вступительные в институт. Сыночек мой, как, впрочем, наверное, и большинство его сверстников учиться никогда особенно не любил. Да и сейчас я с трудом заставляю его готовиться к выпускным экзаменам. Сомнений в том, что этот злосчастный аттестат зрелости мой Миша получит, у меня нет. Гораздо страшнее то, что грядет после этого. Миллионы матерей волнует сегодня эта проблема — поступление в институт. Родителям девочек, наверное, немного спокойнее.

Моему же, сами понимаете. Причем освободить его или дать отсрочку по причине какой-либо болезни абсолютно нереально - бугай у меня вырос здоровый и ни один светила медицинской науки при всем желании не найдет в его организме даже намеков на какое-либо заболевание. Поэтому, дабы, сильно затянувшаяся «решающая» фаза операции по ликвидации бандформирований на территории Чечни проходила бы без участия моего сына, я решила, во что бы то ни стало, «поступить» его в один из ВУЗов страны. Выбор пал естественно на МГУ, на факультет журналистики. Сама я заканчивала этот факультет, муж мой учился там же, ну и решили на семейном совете, что нашему, с позволения сказать, потомку журфак МГУ будет самым подходящим местом. На следующий же день мы с мужем принялись обзванивать всех наших влиятельных знакомых, которые в той или иной степени по нашему мнению могли бы хоть как-то посодействовать в решении нашей непростой задачи. Или же, по крайней мере, подсказать, к кому можно обратиться за помощью.

Понятно, что никаких иллюзий по поводу самостоятельного поступления Миши на один из самых престижных и «блатных» факультетов главного ВУЗа страны мы не питали. Так или иначе, поиски наши особых результатов не дали. Максимум, что мне пообещали это поискать, поговорить, посоветоваться с некими загадочными знакомыми, которые, вероятно, смогут чем-то помочь. Но на этом все и заканчивалось. В какой-то момент я осознала, что этот путь результатов не даст. Все наши влиятельные знакомые, неоднократно кичившиеся своими связями отступали перед случайно возникшими трудностями. И тогда я решила сама поехать в МГУ и разузнать, что да как.

Почему я так решила и на что я надеялась ответить сложно. Я знала только одно — где-то должен быть этот маг и волшебник, который за определенное вознаграждение распределяет места в высших учебных заведениях. Поиски я решила начать места с главного здания на Воробьевых горах. Выбор места был обусловлен следующим: я подумала, что если где-то и есть такие люди, которые «продают» места на факультетах, то должны они быть где-то в одном месте и так сказать «торговать оптом», то есть предлагать все факультеты сразу. Самое оптимальное место, решила я — сквер перед главным зданием МГУ. Забегая немного вперед, скажу, что я не ошиблась. Все-таки за спиной был многолетний опыт журналистских расследований, поиска сенсаций и прочее, без чего журналисту не обойтись.

В какой-то мере это я уже потом поняла я подошла к решению вопроса именно как к журналистскому расследованию. Может поэтому, мне и улыбнулась удача. Сидя на скамеечке, я наблюдала за растрепанной встревоженной женщиной лет 40, которая нервно курила одну сигарету за другой и нарезала круги вокруг скульптуры великому русскому ученому. Минут десять я не решалась к ней подойти, но, глядя на нее, я четко нарисовала ее портрет: это мать то ли студента, то ли абитуриента и она кого-то ждет, а этот кто-то запаздывает. Наконец, я придумала вопрос, который стал поводом для знакомства с ней. Я встала со скамейки и подошла. Это название я вспомнила из одной прошлогодней статьи, в которой рассказывалось о результатах проверки финансовой деятельности МГУ, проведенной Счетной палатой Государственной Думы.

Женщина остановилась и я поняла, что каким-то боком я попала в точку. Я загадочно улыбнулась и неуловимо кивнула головой, якобы выражая согласие. Мы договорились с ним на 12, а вот уже пол первого, - она грустно взглянула на часы, - а его все нет и нет. А вам он, во сколько обещал подойти? Руки у нее слегка дрожали. Их дети в прошлом году сюда поступили, - она махнула рукой в сторону гигантского здания — именно через эту фирму! Гарантия, говорят, сто процентов!

Но цены у них, конечно, это что-то страшное — придется продавать дачу и машину, но это же лучше, чем в Чечню попадет! Это что-то - маг и волшебник потерявших веру родителей абитуриентов, оказался человек с простым русским именем Иван Сергеевич. Ах, как мне не хватало в тот момент диктофона, я бы записала ту волшебную беседу, которая произошла чуть позже между этой женщиной и главным торговцем мест на любые факультеты МГУ. Для МВД это бы был замечательный материал. Сама по себе ситуация действительно сложилась уникальная. Вот оказывается, что такое настоящий рынок, настоящая рыночная экономика , настоящая демократия, когда все покупается и все продается. Я то — дура.

Звонила по разным знакомым, искала пути, выходы, а так все просто оказалось, — купи газету и позвони. Я потом проверила, действительно в выпусках газеты «Из рук в руки» есть такое объявление, в котором коротко и ясно написано: реальная помощь абитуриентам в поступлении на любой факультет МГУ. И телефончик дан той самой конторы, которую представлял Иван Сергеевич. Так вот, где-то минут через десять после нашего знакомства с растрепанной женщиной «пунктуальный» представитель фирмы с громким и непонятным названием «ИниЦЕНТР» появился из-за зарослей сирени. Немного запыхавшийся он подошел к моей новой знакомой, извинился за опоздание и деловито заговорил. Передаю их диалог, возможно с некоторыми неточностями, но так или иначе я старалась ловить каждое слово и запоминать. Женщина: Да, МГУ — экономический факультет.

Надо же было так все предугадать! Он открыл элегантный портфель из нежно коричневой кожи, порылся и извлек оттуда какой-то листок.

Его стараниями в главном ВУЗе страны были созданы суперкомпьютер «Ломоносов» и целая космическая флотилия спутников. Ломоносова Всеволод Ткачук. Накануне юбилея Виктора Садовничего в Москву на Международный форум съехались больше тысячи гостей — представители научного сообщества из разных стран мира. И вот с какими словами Садовничий обратился к международной элите образования: «Все прогрессы бесчеловечны, если рушится человек», сказал наш поэт Андрей Вознесенский. Чтобы преодолеть глобальный кризис морали, наступление массовой культуры, необходимо развитие гуманитарного образования». Находит Виктор Садовничий в своем плотном графике время и для общения с будущими студентами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий