Новости демон сидящий михаил врубель

Первый демон – это «Демон» (сидящий) 1890 года представляет переживания человека эпохи fin de siècle.

Демон сидящий врубель обои

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Мифические сущности, по мысли художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного.

И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского.

Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком.

С одной стороны, это даёт возможность сквозного видения и создания визуальных параллелей, но с другой, провоцирует тревожное ощущение невозможности преодоления пространства. Зритель всё время смотрит в замочную скважину, а чтобы попасть в пространство за ней, ему нужно не только пройти некоторый путь, но и желательно всё-таки задержаться в предыдущем зале. Уже во втором зале зритель сталкивается сразу с тремя «Демонами», что вызывает сильные эмоции. Три эти работы никогда не экспонировались вместе, и выставка в Третьяковке даёт уникальную возможность сопоставить их в едином пространстве и увидеть те изменения, которые претерпевал образ в сознании художника. Правда, впечатление складывается достаточно скачкообразное: очевидно, что между работами 1890 и 1902 годов пролегает некоторая внутренняя эволюция, но поступательность этого пути при таком экспонировании совершенно стирается.

Акварельный эскиз к «Демону летящему» Михаил Врубель, 1891 «Демон летящий» Михаил Врубель, 1899 Самой интересной частью выставки является графика Врубеля, как минимум, потому что эти работы никогда не демонстрировались зрителю в таком объёме. С 1902 года начинается трагический период жизни художника — госпитализация в клинику для душевнобольных, периодические периоды выздоровления, за которыми следовали новые приступы. Именно рисунки, созданные в больничных стенах, производят наибольшее впечатление. Точные, но очень нервные штрихи, которыми создаются лица санитаров и докторов, выражают ту боль и напряжение, которыми были ознаменованы эти годы.

Вполне конкретное инфекционное заболевание Врубеля, закончившееся среди прочего слепотой художника, описывалось предельно высокопарно — «он сгорел на костре собственного вдохновения», а про его главную картину писали: «Его безумие явилось логичным финалом его демонизма». Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно не подходящее к Демону. Рисунок был восхитителен и так особенен, что я с того времени не видел формы подобной» — так о встрече с Врубелем во время написания «Демона» вспоминает его коллега и друг Константин Коровин.

Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Стоит заметить, что сам автор от нее, скорее всего, был бы не в восторге. Тут тоже помог Блок, провозглашенный с легкой руки поэта Иннокентия Анненского андрогином «под беломраморным обличьем андрогина». Русские травести начала 20-го века Таким образом, у Врубеля лермонтовский Демон — герой максимально, как сейчас бы сказали, гетеронормативной истории вдруг стал предвестником новых времен: русская травести-сцена, зародившаяся еще при Петре I, в те годы наконец начинала выбираться из подполья. От написания картины до организации одного из первых домашних дрэг-ревю Петербурга, куда будут ходить премьер Мариинского театра Владимир Пономарев, поэт Михаил Кузмин и князь Георгий Авалов, оставалось чуть больше десяти лет.

На экспозиции рисунки распределены по галереям, где можно проследить, как сменялось самочувствие художника. На выставке «Михаил Врубель». Раковина перламутровая «Морское ушко». Сопровождает проект междисциплинарная культурно-просветительская программа.

10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля

Спустя 10 лет после «Демона сидящего» Врубель создал «Демона поверженного». В 1890 году, после многих попыток подступиться к образу Демона в предшествующие годы, Врубель создал шедевр национальной живописи — холст «Демон (сидящий)». На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Голова Демона из собрания Русского музея – единственная сохранившаяся вариация из серии скульптур, которые Михаил Врубель создавал на протяжении нескольких лет как идеальную натуру мятущегося человеческого духа для своей живописи. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника.

Обзор картины Михаила Врубеля “Демон Сидящий”. Расплата за гениальность

произведение русского художника Михаила Врубеля в стиле символизма 1890 года.[1]. Первый демон – это «Демон» (сидящий) 1890 года представляет переживания человека эпохи fin de siècle. женой искусствоведа Адриана Прахова. Третьяковка открыла крупнейшую ретроспективу Михаила Врубеля, призванную стать главным музейным блокбастером года. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве.

Демоны Врубеля

Это не было просто увлечением, и все, кто его окружал, замечали, что Врубель уже не тот. Его разум поглощали, мыли о картине. Он уходил в себя. Изображение «Демона» было нечто запретное, никто до Врубеля не решался переходить эту черту. Ведь многие люди верят, что «играть с огнём», с дьяволом, нельзя. Его мысли, самобичевание, разрушали, убивали не только морально, а и физически. Порой художник мог заплакать над полотном, настолько сильно он прочувствовал своего «Демона». К сожалению, работа Врубеля не принесла ему ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на планете, размышлениями о жизни, что постепенно начал теряться в реальности. Впоследствии, художника отвезли в психиатрическую клинику, так как он находился в состоянии маниакального возбуждения. Психическое здоровье Врубеля со временем только ухудшалось.

Последним его творением был портрет поэта В. Брюсова, который он написал перед тем, как ослеп, в 1906 году. В 1910 году неповторимый и талантливый живописец скончался в клиники доктора Бари. Врубель показывает зрителю усталого, бессильного, страдающего «Демона», но в тоже время оживляет полотно необыкновенно-переливающемся на свету одеянием героя в голубых, синих оттенках. Так же на картине можно увидеть необыкновенные цветы, которые расположены за главным героем картины. В целом полотно наполнено золотистыми, красными, сиреневыми, охристыми, лилово-синими тонами, которые при разном освещении совершенно меняют вид картины. Михаил Александрович не случайно пишет цветы вокруг главного героя размыто, как бы обозначая их присутствие. Это сделано, что бы вывести на первый план главного героя. По моему мнению, автор не случайно выбрал в качестве фоновых оттенков фиолетовый и сиреневый цвет.

Уже в ранних работах Врубеля были черты, резко выделявшие его из ряда академистов. Он заслуженно слыл мастером акварели и прирожденным композитором массовых сцен. Свои дарования Врубель мастерски продемонстрировал на многофигурных библейских сценах во "Введении в храм" 1882. Одновременно с этим он создавал портреты, передающие не черты человека, а скорее, его душевное состояние. В 1884 году Врубель бросил академию - ему предложили поехать в Киев, чтобы реставрировать фрески в древней Кирилловской церкви. Ему предложили не только восстановить старые фрески, но и написать новые взамен утраченных. Художник серьёзно подходил к работе, изучая не только отечественные росписи, но и венецианские произведения. К сожалению, росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем, так и не были исполнены ввиду их крайней необычности - художник отошёл от церковного канона, создав свободные композиции, придерживаясь темы, но отойдя от привычного канона. Он написал акварелью "Ангела с кадилом и свечой", четыре варианта "Надгробного плача", два варианта "Воскресения". Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Он описывал своего демона отцу как "духа не столько злобного, сколько страдающего и скорбного, но при всём том Духа властного и величавого". Художник показал своего "Сидящего Демона" уже в Москве, куда он приехал в 1889 году. В то время Врубель много работал над лицами. Как и вся живопись художника, его портреты остропсихологичны.

На наших глазах как бы формируются поразительные по красоте минералы. Но радость бытия уходит вместе с тающими лучами зари. Холодными голубыми гранями поблескивают ребристые лепестки огромных цветов. И в этой душной багровой мгле неожиданно и пронзительно звучит кобальт ткани одежды юноши. Здесь синий - символ надежды. Врубель создал ещё два полотна о демоне. Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время воплотилось в самое красивое и самое трагичное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением...

Но близко знавшие Врубеля друзья К. Коровин, Н. Прахов отвергали эти домыслы, утверждая, что в натуре Врубеля совершенно не было ничего демонического. Пытался ли Врубель «воспеть зло», эстетизировать его? Ответ зритель будет находить каждый раз сам, но нам он представляется отрицательным. Если это образ человеческой души, то она — арена вечной борьбы: «тут дьявол с Богом борется», по слову Достоевского. Финал открыт и часто трагичен. В мучительном противоборстве «демонического» и «ангельского» в искусстве Врубеля, а порой — в их слиянии до неразличимости, — отразилась не только личная драма художника, но весь трагический излом эпохи Серебряного века. Врубель и его раковина. Болезнь как путь смирения Раковина «Морское ушко». Государственный Русский музей, СПб. Звучит парадоксально, но может быть, именно после катастрофы начинается самое драгоценное в творчестве художника — когда его физические возможности оказались сильно ограниченными. Мир человека в болезни резко сужается — до комнаты в лечебнице. Смятая постель, брошенный на стул плед, стол со стаканом воды и подсвечником. Лица врачей и санитаров. Это то, что теперь окружает художника. Глобальные замыслы и мифические образы отдалились, холсты и краски стали недоступны. Но у Врубеля есть карандаши и бумага. И его прежнее кредо — «культ глубокой натуры», которое разворачивается теперь в новом аспекте. Он достигнет небывалого максимума самыми скупыми средствами и сможет передавать в черно-белом рисунке все оттенки фактуры и переходы тонов, но главное — внутреннюю, «сущностную» структуру изображаемой вещи или лица — с помощью сеток штрихов, положенных на лист с хирургической точностью. Конец 1904 — начало 1905 гг. Государственный Русский музей И нет, наверное, ничего более пронзительного, чем его «Бессонница» и зимние виды из окна — заснеженный палисадник и край улочки с крышами домов и деревьями, протягивающими сухие ветки через забор. Из необычного у Врубеля при себе — раковина. То есть, она тоже безделушка в сущности — красивая большая перламутровая пепельница, которую ему подарили. Он начинает ее рисовать — больше, чем в натуральную величину, — добавляя к графитному карандашу черную пастель, иногда — акварель и белила. Получилась серия, где художник бросает вызов самой необходимости пользоваться красками для передачи цвета. Он даже утверждает, что «художники в будущем их совсем забросят, и публика в конце концов научится видеть в этих рисунках краски, как я их теперь вижу». Что ж, Врубель действительно научил нас и этому, но магия его мастерства простирается много дальше. Художник властно «захватывает» зрителя и погружает в стихию природных и духовных метаморфоз. Раковина Врубеля — это целая вселенная, зарождающаяся на наших глазах. Мы словно становимся очевидцами акта творения, когда из водоворота хаоса возникает сама жизнь. Каждый из листов этой монохромной серии — целая музыкальная поэма или даже симфония, предвозвещающая миры абстракций Василия Кандинского. Слева — Пророк.

«Искусство — вот наша религия»

  • Другие картины Михаила Врубеля
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Русский музей сделал тактильную копию скульптуры Врубеля «Демон»
  • МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ «ДЕМОН». Художественное описание картины — Журнал Клаузура
  • 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

Русский музей продублировал скульптуру Врубеля "Демон" тактильной копией для незрячих

Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него. Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол.

Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев.

Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов — он считал, что после них в литературе русской был упадок. Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека.

Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем». Максимилиан Волошин поэт, переводчик : Максимилиан Волошин.

Точно дух переступил запретную грань и уже не мог вернуться в темницу тела. Рядом с картинами Врубеля смеялись и негодовали каждый раз элегантно одетые господа и светские дамы. Неужели же невежество петербургской публики простирается до того, что она ничего не знает о безумии и слепоте Врубеля, о трагедии, достигшей русское искусство? Разве не подобает перед этими полотнами такое же молчание; как в той комнате, в которой умер Пушкин?

У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел до конца.

Его сродство с Лермонтовым в том выражении глаз, которое он ищет в лице «Демона», и в горьких, запекшихся губах. Врубель — живописец одного взгляда. Это страшно чувствуется на большом, незаконченном эскизе «Демона» на выставке «Нового общества», где закончены лишь одни глаза.

Одно из самых значимых произведений Врубеля при росписи Кирилловской церкви — фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" на сводах хора. В этой вполне зрелой работе соединились и классические византийские принципы, и традиции древнерусского искусства, и новые модерновые мотивы. Изображение во многом портретное. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы Ершовой она вышла замуж за одного из художников-участников реставрации , второй апостол от левой руки Богородицы — с протоиерея Петра Лебединцева , преподававшего в Ришельевской гимназии, второй апостол от правой руки — с киевского археолога Виктора Гошкевича, третий апостол — с настоятеля Кирилловского прихода Петра Орловского , который, собственно, и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество, четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — с Адриана Прахова.

Ну и автопортрет — апостол Лука — третий справа от Богородицы. Естественно, он был вхож в тот круг, который Праховы создали вокруг себя. И Врубеля угораздило влюбиться в хозяйку дома Эмилию Львовну. Прахова, блестящая пианистка и очень образованный человек, действительно была необычайно интересна, хотя отпугивала многих своеобразной внешностью и ещё более своеобразным характером. Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России16 марта 1846 года в белорусском городке Мстиславле родился Адриан Викторович Прахов. Сейчас об этом человеке в Киеве помнят немногие. Историк искусства?

Ну и что… Художник Мурашко вежливо называл её "неудержимой крикухой", а внучка Александра писала без сантиментов: "Эмилия Львовна была дамой с придурью. В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю, ведь она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха". Кстати, имела основания так писать — благодаря маме не вышла замуж Елена Прахова, хотя её руки просил будущий знаменитый художник Михаил Нестеров. Ко всему прочему Прахова была на 7 лет старше Врубеля. Но… красота, как известно, в глазах смотрящего. Безусловно, никаких полноценных отношений возникнуть не могло, но влюблённость присутствовала.

Прахов отлично это видел, но, понимая, что художнику нужно вдохновение, решил воспользоваться ситуацией по-своему. Он поручил Врубелю написание четырёх больших икон для модерного мраморного иконостаса и отправил его делать эту работу в Италию. Не обошлось без приключений: в Вене при пересадке Врубель "загулял" в обществе петербургского приятеля, а Гайдук к слову сказать, не знавший ни слова по-итальянски , благополучно прибывший в Венецию, прождал его там два дня. Художники сняли на двоих одну студию в центре города. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. Жить в Италии пришлось довольно долго, плохо было с русскоязычным обществом. Правда, Врубеля посетил там Дмитрий Менделеев.

Их, кстати, и дальше связывали тесные отношения, Дмитрий Иванович помогал Врубелю в опытах с красками и смесями для керамики. Ещё в Киеве, дома и на даче Праховых, Врубель сделал несколько карандашных набросков, изображающих Эмилию и Ольгу младшую дочь Праховых.

Царевна-Лебедь, 1900 г. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона.

Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Михаил Врубель.

Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника.

Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем».

Холст, масло. Врубель 1856-1910 был универсальным художником, создавшим произведения станковой живописи и монументальные росписи, превосходным рисовальщиком и скульптором, много работал в области декоративно-прикладного искусства.

Главной темой творчества Врубеля в «московский период» стала тема Демона. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо.

Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа

Картина Михаила Врубеля Летящий Демон (1899 г.) на выставке Михаил Врубель, приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Третьяковка открыла крупнейшую ретроспективу Михаила Врубеля, призванную стать главным музейным блокбастером года. Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. Михаил Врубель — одна из самых ярких и сложных фигур в русском искусстве конца XIX столетия. Выставка старается показать в «Демоне сидящем» и других хрестоматийных вещах провозвестие художественных революций ХХ века. В Петербурге незрячие посетители Русского музея теперь смогут ознакомиться с копией скульптуры Михаила Врубеля «Демон».

Статьи по теме

  • Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа
  • Русский музей продублировал скульптуру Врубеля "Демон" тактильной копией для незрячих
  • МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ «ДЕМОН». Художественное описание картины
  • Русский музей продублировал скульптуру Врубеля "Демон" тактильной копией для незрячих
  • Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
  • Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра

Михаил Врубель в 10 шедеврах

Счастливый первенец творенья: Демон сидящий. Врубель Врубель написал свою картину «Демон сидящий» в Москве в доме Саввы Мамонтова.
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ «ДЕМОН». Художественное описание картины — Журнал Клаузура Михаил Врубель. Демон сидящий.
Демоны Врубеля - Сюльдяева Варвара Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова.
Русский музей продублировал скульптуру Врубеля "Демон" тактильной копией для незрячих Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве.
Обзор картины Михаила Врубеля “Демон Сидящий”. Расплата за гениальность Демон поверженный Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником.

«Михаил Врубель» в Новой Третьяковке: выставка-блокбастер, о которой стоит поспорить

Демоны Врубеля В Третьяковской галерее с 3 ноября по 8 марта проходит крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля. На выставке представлено более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев. Многое случилось впервые: встретились три «Демона», соединились две части картины «Пророк», целый зал отдан рисункам, которые художник создал в психбольницах. Картина приснилась художнику. Согласно другим источникам, в образе демона художник изобразил Эмилию Прахову, которая отвергла его.

Её глаза мы можем найти буквально на каждой картине Врубеля в то время. Даже в глазах Богородицы, изображённой на иконе «Богоматерь с младенцем», которую художник создал в монастыре Киева при психиатрической лечебнице, куда позже он поступил на лечение. Он страдал от неразделённой любви, и муж Эмилии, наблюдая за тем, как художник и собственный ученик хочет увести его жену, отправляет Михаила Врубеля на обучение в Венецию. Перед своим отъездом он уничтожает картину — первый образ демона.

В 1891 году к полувековому юбилею смерти Лермонтова власти решают выпустить большой двухтомник, посвящённый великому поэту и приглашают 17 художников иллюстрировать произведения автора. Врубелю достаётся поэма «Демон».

Фактически, это уже абстракционизм. Полеты во сне и наяву Как художник стал главным «феминистом» советского искусства Цветные и графические «Жемчужины» размещены в специально выстроенной полукруглой конструкции, формой напоминающей раковину. В одной из витрин, кстати, выставлена настоящая раковина — та самая, которая вдохновила Врубеля. Что еще важнее, полые «окна» комнаты позволяют увидеть обе поверхности двусторонних рисунков. Никогда эта серия столь весомо не демонстрировалась. И вещи эти, вне зависимости от размера и техники — карандаш, краски, пастель, а зачастую все вместе, — гипнотизируют.

От макромира — огромных панно их на выставке немало — гений пришел к микромиру, но и в нем он видит Вселенную. Впрочем, даже здесь не уйти от «крылатых» ассоциаций. На одном из рисунков карандашные штрихи, из которых складывается форма жемчужины, вдруг превращаются в крылья, перья — прямо как у Демона. Ну а на самой известной, главной работе цикла внимательные зрители и вовсе могут рассмотреть настоящую муху, застрявшую в краске. Художник не стал ее убирать, но бережно покрыл бронзовым цветом. И получается удивительная рифма с самым началом выставки: «Царевной-Лебедью». Но если знаменитый портрет Забелы-Врубель размещен на уровне глаз, он встречает и завлекает зрителя в сказочный мир, недоступный «Серафим» поднят — так, что приходится смотреть на него снизу вверх.

Здесь вечный сумеречный или закатный свет: «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Вокруг поднимаются нездешние цветы, подобные твердым кристаллам. Сам Демон неподвижен — словно камень, его титаническая фигура скована бездействием. Он не смотрит на нас: как истинно романтический герой он погружен в свои думы. Удивительный эффект создаёт сама техника Врубеля — столь же новая, как и тема его полотна. Необычно крупные, разнонаправленные яркие цветные мазки, структурирующие изображение, не имеют ничего общего ни с академическим письмом, ни с передвижнической манерой, ни с импрессионизмом. Последний уже практикуют его друзья, Серов и Коровин. Но Врубеля не интересует мимолетное. Он углубляется в надмирное, в вечность. Технику Врубеля сравнивали с мозаикой, витражом, с работой скульптора. Контраст между «бесплотностью» самой идеи и скульптурной осязаемостью, «вырубленностью» форм на картине создаёт гипнотический эффект. Пройдет почти 10 лет — напряженной творческой работы, скандального дебюта на Нижегородской выставке, где его панно будут отвергнуты жюри Императорской Академии художеств, — прежде чем он напишет следующего, «Летящего Демона». Исполненный мрачной решимости, совершает свой полет над горами и целым миром внезапно пробудившийся к действию герой. Исследователи отмечают, что нет ни одного подготовительного эскиза к этой картине, но настолько был велик потенциал этой темы внутри художника, что она могла актуализироваться в любой момент. Дворик зимой. Полотно осталось не завершенным до конца, но эта «нон-финитность», уже ставшая знаком врубелевских произведений, здесь «работает» особенно остро. Незакрашенные куски холста, орнаментальные изломы края плаща Демона, детально вылепленная голова с сапфировыми очами и «теряющиеся» части фигуры образуют резкие перепады, заостряя как бы балансирование образа на грани бытия и небытия. И вот финал — падение горделивого духа. Поверженный Демон, изломанный, с рассыпавшимся павлиньим оперением, лежит в воронке среди тех же гор, как бы недоумевая, еще не веря в произошедшее… Художнику словно самому было не до конца понятно, — что случилось с его героем? Он лихорадочно работает над разными вариантами композиции и лицом Демона, переписывая картину даже когда она уже висела на выставке, — к удивлению и ужасу посетителей и друзей. Поиски необходимого решения, так и не найденного до конца, привели к душевному кризису. Врубель оказывается в психиатрической больнице, из которой он теперь будет возвращаться в обычную жизнь лишь ненадолго. Демон поверженный. Так считали не только отрицатели творчества Врубеля, провозгласившие его «вождем декадентов», но и некоторые из сочувствовавших и ценивших его критиков. Но близко знавшие Врубеля друзья К. Коровин, Н. Прахов отвергали эти домыслы, утверждая, что в натуре Врубеля совершенно не было ничего демонического. Пытался ли Врубель «воспеть зло», эстетизировать его? Ответ зритель будет находить каждый раз сам, но нам он представляется отрицательным. Если это образ человеческой души, то она — арена вечной борьбы: «тут дьявол с Богом борется», по слову Достоевского. Финал открыт и часто трагичен. В мучительном противоборстве «демонического» и «ангельского» в искусстве Врубеля, а порой — в их слиянии до неразличимости, — отразилась не только личная драма художника, но весь трагический излом эпохи Серебряного века. Врубель и его раковина.

Врубель 1856-1910 был универсальным художником, создавшим произведения станковой живописи и монументальные росписи, превосходным рисовальщиком и скульптором, много работал в области декоративно-прикладного искусства. Главной темой творчества Врубеля в «московский период» стала тема Демона. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий