Новости группировки казани список

" Казанская организованная преступная группировка действует в Москве около пяти лет. По оперативным данным, молодежная группировка, из которой позже выросло организованное преступное сообщество “Мамшовцы”, образовалась в Нижнекамске в конце 1980-х.

Группировка «Хади Такташ»

  • Этнические ОПГ в Татарстане: кто создал почву для их появления?
  • "Позвали и забили": трагедия казанских женских группировок
  • Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице | АиФ Санкт-Петербург
  • Банды из сериала «Слово пацана»: 5 самых страшных ОПГ Казани | Ямал-Медиа
  • Report Page
  • Как банда «Хади Такташ» контролировала всю Казань

АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»?

Она стала самой крупной по числу освобождённых за всю историю страны: из лагерей вышли больше 1,2 млн человек. Наконец, ещё одним важным фактором было появление в Казани известной группировки «Тяп-Ляп» — тех самых Тепловских, которые стали примером для других банд. Это казалось невероятным», — рассказал «Секрету» автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев, который сам состоял в одной из группировок на рубеже 1980—90-х.

Также существует распространённая теория, согласно которой к расцвету «казанского феномена» был причастен КГБ. Якобы советские спецслужбы проводили в Казани социальный эксперимент по управлению группами молодёжи, которых в дальнейшем хотели использовать в своих целях — например, для разгона неформалов или акций протеста, при котором задействовать силы милиции было нежелательно. По другой версии, КГБ могла быть выгодна активизация уличных банд.

Таким образом ведомство якобы дискредитировало своего главного конкурента — МВД война двух силовых ведомств продолжалась всю брежневскую эпоху. Сотрудники КГБ действительно вербовали по меньшей мере отдельных участников группировок — так, лидер Тепловских Завдат Хантимиров Джавда в разговорах с приятелями не скрывал, что работает на «контору». Претензий у его подчинённых это не вызывало: «западло» было сотрудничать с милицией, но не с КГБ.

Некоторые из них получили широкую известность и за пределами Казани. Одной из старейших и самых знаменитых была уже упомянутая банда из района завода «Теплоконтроль», известная как «Тяп-Ляп». Её участники называли себя Тепловскими.

Группировка сформировалась во второй половине 60-х вокруг «качалки», куда молодые люди приходили заниматься спортом. Тогда она напоминала скорее дворовое сообщество, чем полноценную ОПГ. Первым лидером «Тяп-Ляп» был местный житель Сергей Антипов.

Его личность сильно повлияла на все казанские банды — к примеру, именно с подачи Антипова среди посетителей «качалки» начал действовать запрет на курение и употребление алкоголя, который постепенно распространился на всё уличное движение. Однако самое знаковое событие в истории «Тяп-Ляп» — тот самый пробег 31 августа 1978 года — произошло уже после того, как Антипов утратил основные рычаги управления группировкой. На первый план вышел Завдат Хантимиров.

При нём отношения с другими бандами сильно ухудшились. Одними из главных соперников Тепловских стали Новотатарские, получившие название по району Ново-Татарская слобода в центре Казани. Пробег по территории врага с избиением случайных прохожих тогда был привычным форматом выяснения отношений — в зависимости от времени суток такие акции устрашения называли «с добрым утром» и «с добрым вечером».

На 31 августа был назначен особенно масштабный пробег по территории Новотатарских. В нём приняли участие несколько десятков человек, вооружённые арматурами, обрезами, пистолетами Люгера и даже гранатой Ф-1 которая, правда, не взорвалась — оказалось, что это был муляж. В ходе пробега пострадало множество людей, среди которых были как обычные жители района, так и сами Тепловские, раненные случайными выстрелами своих же подельников.

Кроме того, огнём из обреза убили 74-летнего пенсионера. На такой беспредел в центре Казани правоохранительные органы уже не могли закрыть глаза. Вскоре после пробега 30 членов группировки задержали.

В дальнейшем Каюмову и Масленцеву смягчили приговор, но двоих других преступников всё же казнили в 1982 году. После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. Однако этого так и не произошло — в основном потому, что у правоохранительных органов не было инструментов для борьбы с бандами.

До 1996 года в стране даже не существовало статьи, предусматривающей ответственность за создание и участие в организованных преступных сообществах ОПС : считалось, что в советском государстве не может быть никаких крупных банд. Кроме того, существовал и психологический фактор, из-за которого к малолетним преступникам не относились всерьёз. По его словам, существовала и круговая порука: даже своих врагов «сдавать» было не принято.

Между тем уже в 80-е тяп-ляповцы превратились в живых легенд и открыли дорогу новым группировкам. Город фактически превратился в зону боевых действий. По примерной оценке Гараева, в то время в группировках состояло около четверти мужского населения Казани.

Особенно высокой была концентрация юных бандитов в городских ПТУ. Порядки Чаще всего молодежь попадала в группировки по двум причинам. Первой было «призвание» — в таких случаях юноша следовал примеру старших товарищей, которые уже состояли в банде, и искренне разделял пацанские ценности.

Часть подростков искала в уличных кланах защиты. Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги.

Но это не помогло, и Радик Галиакберов вместе с его правой рукой получили пожизненные сроки, остальные члены банды — от 8 до 22 лет. Приговоры были суровыми, но справедливыми.

Это не была организованная преступность, просто толпы подростков из разных районов хаотично избивали друг друга иногда до смерти и грабили людей. Сегодня про этот эпизод советской истории сняли нашумевший сериал «Слово пацана», основанный на книге российского журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Многие города медленно разрушающегося СССР столкнулись с теми же проблемами — «структурные изменения семейного уклада», «деформация общественного воспитания».

И лишь по стечению обстоятельств именно в Казани эти процессы вылились в нечто ужасающее. Ярлык «казанский феномен» стал вирусным, и в советской прессе Казань стали изображать неким Городом грехов. Но только после распада СССР столица Татарстана столкнулась с чем-то более серьезным, чем молодежные банды, терроризирующие местных жителей. Появилась настоящая мафия.

Убийцы, взявшие имя поэта Банда «Хади Такташ» действовала в Казани с конца 1970-х и по 1990-е.

Гараев ссылается на одно из заявлений Юрия Андропова о диссидентах, космополитах и неформальной молодёжи как главных врагах советской власти, против последних должна была бороться «крепкая пролетарская молодежь» [25]. Предполагалось, что КГБ намеревался таким образом отвлечь молодёжь от реальных проблем общества [26]. По воспоминаниям современников, сотрудники КГБ действительно часто контактировали с представителями групп и, возможно, получали от них информацию о списке участников каждой из банд. В 1990-е годы появились слухи о том, что у каждой банды был куратор из спецслужб, однако эти слухи не выходили за пределы «старших» групп: младшим рассказывать об этом запрещалось. Боевые комсомольские дружины БКД, расшифровывались как «Бей, кого догонишь» , в которые уходили и некоторые из бандитов, затаившие обиду на своих друзей, стали злейшими врагами казанских банд [3]. Духовный кризис Агеева утверждала, что учёные только в последние годы существования СССР начали серьёзно исследовать причины молодёжных проблем: на первых порах всё списывали на ошибки в воспитании.

Одним из факторов «группировочной чумы» стал низкий уровень культуры в Казани, связанный с рядом запретов: были закрыты многие дискуссионные клубы, а люди с активной жизненной позицией подвергались преследованиям. Была слабо развита социальная инфраструктура, что отражалось в виде нехватки школ, детских садов, бассейнов, кинотеатров. О социальной обусловленности молодёжных проблем центральная пресса начала писать в 1985 году [27]. Одним из факторов слабого развития духовной культуры в Казани было огромное выделение средств на строительство крупных промышленных объектов типа «Атоммаш», « КамАЗ » и «Химмаш» при слабо развитой социальной инфраструктуре на микрорайон, где проживали 150 тысяч человек, приходился всего один кинотеатр на 200 посадочных мест [5]. Агеева соглашалась с тем фактом, что многие «естественные формы социализации подрастающего поколения» перестали действовать [28] : по её словам, «жёсткая регламентация школьной жизни» и «авторитарность отношения со взрослыми» привели к выталкиванию ребят из основных институтов социализации и позволили им войти в группировки [29]. Граждане оставались сторонними наблюдателями, давая советы только в «приказном тоне», а наиболее презрительное отношение к подросткам было со стороны студентов, которые реже брали подростков на летние работы в стройотряды и перестали возглавлять кружки и секции при школах и ПТУ [30]. Отсутствие развлечений и вражда с соседями мотивировали молодёжь из района «Теплоконтроль» на занятия спортом, позднее группировки стали совершать вылазки в соседние районы и устраивать побоища [5].

По версии кандидата философских наук, доцента Казанского филиала Высшей юридической заочной школы Н. Фатхуллина , последствия упущений в школьной практике, семейном воспитании, социальном управлении и идеологической работе приводили к росту правонарушений среди подростков, которые действовали спонтанно, порой не осознавая последствий своих действий [31]. По словам кандидата педагогических наук А. Вайсбурга, социально-политические условия жизни не соответствовали воспитанию нравственных качеств из-за масштабов сталинских репрессий и последствий брежневского « застоя » [32]. Уголовный аспект Любовь Агеева писала, что преступный мир Казани, имевший глубокие исторические корни, мог увидеть в молодёжных группировках своеобразную подрастающую смену. Поэтому опытные преступники подталкивали малолетних преступников на кражи, изнасилования, угоны машин и массовые драки, чтобы сковать силы милиции. В то же время влияние уголовного мира на появление «казанского феномена» не могло быть единственным фактором [33] , а члены банд той эпохи опровергали слухи о том, что подростковые банды курировались «урками» из мест лишения свободы, поскольку у заключённых не было организаторских способностей, а собираемая дань с каждого участника подростковой банды в целом была ничтожной [26].

Матвеева, в официальных отчётах и выступлениях всячески занижались данные об уровне преступности среди несовершеннолетних, а говорить открыто опасались: те, кто выступал за предоставление подлинных данных, увольнялись из органов, а когда стала известна правда о малолетних группировках, милиция бросила на них все силы, прекратив заниматься расследованием квартирных краж и семейных дебошей [34]. Гатцука , на момент существования « Тяп-ляп » в городе было ещё несколько мелких группировок, занимавшихся преступной деятельностью с целью обогащения, и разные агрессивные дворовые компании, на базе которых и произрастали молодёжные банды [35]. Некоторые банды заключали союзы против «Тяп-ляпа», хотя и терпели неудачи в войнах против него [6]. Разгром банды «Тяп-ляп» ошибочно внушил жителям Казани чувство безопасности [35]. Количество банд и их численность Кировский район Казани, в котором проживали члены банды «Грязь» Оценка количества банд Данные о количестве казанских банд варьируются в разных источниках. В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тыс. КПСС получила первые сведения о наличии подростковых банд в Казани в 1984—1986 годах от комсомола.

По словам Роберта Гараева, бывшего члена одной такой группировки и автора книги «Слово пацана», в Казани существовало не менее 150 крупных уличных банд, однако речь не шла об одновременном их существовании — в среднем в городе действовало около 100 группировок, из них активными были около 70. Группировка могла контролировать территорию от одного двора до нескольких кварталов или микрорайонов [37]. Порой враждовали не только улицы, но и дворы [3]. Подростки называли каждую такую дворовую компанию «конторой» [38] , «бригадой» [39] , «моталкой» или «улицей» [40] , а членов такой банды — «мотальщиками» [41] , «мотанами» или просто «гопниками» [42]. Согласно Кириллу Рукову, в 1980-е годы число казанских банд составляло не менее сотни [40] ; Анвар Маликов выделял наличие от 70 до 80 банд, из которых около 15 были признаны особо опасными [15]. В 1990-е годы вместо слова «мотаться» чаще употреблялось «лазить» для описания деятельности группировок [13]. Известные группировки Названия банд давались по улицам и районам, где проживали их участники.

По данным прокурора Бауманского района А. Мингазова, в районе орудовали пять группировок численностью по 40 человек каждая; было выявлено 19 главарей в возрасте 30 лет в основном ранее судимые [51]. Традиционным процессом было объединение и поглощение мелких группировок более крупными. Так, группировка «111-й двор» с улицы Тукаевской в 1970-е годы вошла в «Новотатарскую» группировку, куда входили многие другие банды — в частности, там были «Вахитовские», «Сайдашевские», «Ямовские», «Нефтебазовские», «Автовокзаловские», «Центровские», «Речпортовские», «Каримовские» и «Тракторовские». В начале 1990-х годов многие серьёзные группировки района Первые Горки и ряд небольших банд вошли в состав большой банды «Перваки», которая стала крупнейшей бандой в Приволжском районе — туда вошли «Мавлютовская», «Камаевская», «Гарифьяновская», «Старогорковская», «Дружная коробка» и «Пьяная коробка». Одна из мощнейших группировок «Жилка» сформировалась из 13 мелких дворов микрорайона под руководством Хайдара Закирова — это были дворы с названиями «Овражный», «Фашистский», «Московский», «Кошачий», «Шведский», «Средний», «Хайдеровский», «Бочинский», «Римский», «Паспортовский», «Больничный», «Темный» и «Блядский». Попасть на их территорию можно было только по двум дорогам, однако молодёжь во время разборок докладывала о каждой подозрительной машине, ехавшей в район «Жилки» [37].

Союзы группировок Союзы группировок появились в 1970-е годы: так, в печально известном пробеге «Тяп-ляп» участвовали «Павлюхинские», «Тукаевские» и «Мирновские» [52]. Одной из самых мощных группировок того времени была «Грязь» из Кировского района, которая пользовалась авторитетом во всей Казани [1]. В то же время в Авиастроительном районе Казани появился союз банд «Татарский двор», «Соцгород» и «Дементьев» [52]. На стыке десятилетий в Московском районе появилось объединение «Телестудия» из банд «Хитрый двор», «Панели», «Пентагон», «Чайники» и «Звери» — позже к ним присоединились «Шамилька», «Игоряновские», «Квадратовские» и «Брод». Наиболее крупным союзом стал «Золотой союз», куда вошли группировки «Жилка», «Стандартный двор», «Северный», «Чайники», «Левченко», «Сухая река», «Пентагон», «Хитрый двор», «Панели», «56-й квартал» и «Савинка». Этот союз распался во время бандитских войн между «Жилкой» и «Севастопольскими» [52]. Зоны влияния Наименьшее количество банд действовало на улицах с индивидуальной застройкой и тесными старыми двориками, которые были самыми спокойными: поведение соседей контролировалось достаточно прямолинейно, но честно и гласно [54].

Намного больше банд действовало на городской территории заводской застройки со сформировавшимся населением, значительную часть которого составляли ранее судимые: примером таких районов был Соцгород с птичьим рынком [55]. Главными очагами преступности несовершеннолетних считались и спальные районы [56] [15]. По словам дочери одного из лидеров «Перваков», жизнь в Казани в ту эпоху подразумевала, что каждому мужчине рано или поздно придётся оказаться в той или иной молодёжной банде [40]. Продюсер Ильхам Сафиуллин, проживавший в Московском районе ранее он назывался Ленинским , считал этот район самым криминогенным, где люди уже с детства готовились провести много времени за решёткой [43]. Казань была разделена всеми существовавшими в городе бандами на сферы влияния: группировки соседних территорий, как правило, были заклятыми врагами, а союзы заключались с теми бандами, которые находились достаточно далеко [15]. Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47]. Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16].

Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка. Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц. Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы.

Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61]. Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62].

Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи».

Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64]. Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46].

Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68].

Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1]. По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т. Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73].

По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78].

Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины.

Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81].

В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева — журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена.

Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ. Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани. Еще одна проблема — в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности — в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест. В 1973 году Казань признала, что в городе есть трущобы. Спальные районы были прекрасной почвой для роста малолетних преступников.

Плюс ко всему, в Казань приехало очень много выходцев из села. И тут произошел разрыв духовных скреп: от сельского отказались, городское еще не приняли. Еще один огромный пласт проблем: массовые разводы на фоне алкоголизма, эмансипация женщины, безотцовщина, феминизация воспитания. Удивительно, что сам термин «казанский феномен» впервые прозвучал в Москве. Отношение к казанской проблеме было странным. В ответ московские журналисты только писали страшные статьи о том, что происходит в Казани, но помощи не поступало.

Артем Хохорин: «Группировки в Татарстане никуда не пропадали»

В итоге дело кончилось тем, что для большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты. Да и в школу ходить нормальным мальчишкам было некомфортно. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался» — «чушпан».

Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. Они спокойно не могли выйти прогуляться. Обязательно остановят и спросят: «Мотаешься?

По «кодексу» группировщиков, если тебя остановили «враги», ты должен честно сказать, за кого мотаешься и получить свое. А если соврал, что не мотаешься, побьют свои. Кстати, между враждующими группировками шел обмен соответствующей информацией, в том числе и в ходе встреч их главарей в ресторанах.

Такие факты были зафиксированы милицией. Ближе к 90-м появилась прослойка «пишущихся». Эти не состояли в группировках, но манерами подражали их участникам, даже рисовали на стенах названия группировок в сочетании с трехконечной короной.

Большой резонанс вызвала серия убийств в массовых уличных драках середины 80-х. Били обрезками арматуры по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок.

Скрывать это стало уже невозможно. В Казань перестали приезжать школьные экскурсии... В лесопарковых зонах появились тренировочные лагеря группировок.

Особенно запомнился случай на озере Глубоком в январе 1987 года. К парному кавалерийскому наряду на Лебяжьем подбежала женщина и сообщила, что на противоположных сторонах Глубокого собрались агрессивные группы молодежи. Кавалеристы сообщили об этом по рации в дежурную часть и немедленно поскакали к озеру.

Там уже около трехсот человек сбегали с крутых берегов на лед. Отважные всадники выскочили между ними и устроили конную «карусель», не давая враждующим сторонам сойтись. Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, но никак не ожидали, что лошади будут их лягать и кусать, а у милиционеров действенным оружием стали нагайки.

Услышав сирены патрульных машин, шпана разбежалась по лесу. Но несколько десятков задержали, а через травматологические пункты выявили еще некоторое число «активистов». И так получилось, что в республике оказалась самая продвинутая региональная пресса.

Газеты расписывали все ужасы подростковой преступности. Они получили большой резонанс. О нас стали писать московские издания, а потом и зарубежные.

К нам приезжали журналисты чуть ли не из всех существовавших тогда изданий разве что кроме «Мурзилки». Большинство — в поисках «чернухи». Были такие, кто просил меня показать, где тут подростки убивают друг друга.

Прямо хоть организуй специальный аттракцион для приезжих журналистов, невесело шутили мы. В общем, Казань полоскали на весь Советский Союз. Московская пресса чуть ли не всю вину за московскую преступность стала валить на нас.

Стали волной распространяться дикие слухи. Например, мне звонили из московских газет: «Подтвердите или опровергните! Звонили даже руководители соседних регионов нашим властям и требовали «оградите нас от ваших!

Говорит, что на вокзал прибежала толпа местных подростков с палками. Якобы из Казани едут «татары» и нужно защищать своих девушек. Мне поручили изучить тему казанских «гастролеров».

Я поехал в Москву, запросил статистику, побывал в отделе милиции Казанского вокзала столицы. И вот что выяснилось. Процент зафиксированных правонарушений со стороны наших земляков поначалу коррелировался с аналогичным показателем по малолетним «гастролерам» из других регионов с поправкой на расстояние.

Но в какой-то момент коэффициент стал расти — за счет чего? Московская милиция стала целенаправленно шерстить казанские поезда. Подряд задерживались и бесцеремонно обыскивались туристические группы школьников.

И находили порой кастеты, ножи... А это уже статья УК. Признаюсь между нами, и я был в подростковом возрасте этим грешен — исключительно для обороны...

Но вот так в печати появилась «статистика» по казанским и набережночелнинским гастролерам, без разбивки по составу правонарушений. Это побудило главарей искать сферу приложения своих криминальных схем в других регионах, в частности, в Крыму, Москве, Ленинграде. Что милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы организма, пораженного метастазами.

А об этом тогда еще не писали… Появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» — это общероссийское явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали. Вышла одноименная книга казанского журналиста Любови Агеевой… Затем подтянулись и ученые. А до той поры считалось, что одна милиция должна решать проблему, которая была социальной.

Ну, на комсомол еще было принято пенять.

Девушки носили олимпийки с широкими клетчатыми юбками и делали яркий макияж. Например, забирать у ровесниц деньги и вещи. Конечно, часто участницы группировок заканчивали свою жизнь трагически.

Напомним, погром в ТЦ «Алтын» произошел 16 марта этого года под конец рабочего дня. Тогда, примерно за час до закрытия торгового комплекса, в помещение ворвались 11 человек в спортивных костюмах, которые сметали все на своем пути, не используя при этом никакого оружия.

Лица их были закрыты медицинскими масками. Результатом набега стало то, что менее чем за минуту практически весь первый этаж здания был разгромлен. Никто из сотрудников торгового комплекса тогда не пострадал, разве что товар и витрины. Ущерб от нападения был оценен в 100 тыс. Читайте также: Башкирские чиновники под судом и следствием В городе был объявлен план «перехват» и возбуждено уголовное дело по ч. Уже через сутки МВД по РТ официально сообщило, что удалось установить личности четверых нападавших, один из которых — Игорь Старостин — был сразу же задержан.

Он признался в содеянном и даже сдал некоторых своих подельников. На следующий день трое подозреваемых пришли с повинной, позже пришли еще двое. Еще один подозреваемый — Марс Юсупов — был отпущен. Появилась еще в 1970-е годы. Получила название по месту возникновения — Суконная слобода. Нужно напомнить, что казанские группировки «конторы» охватывали целые улицы, поселки или районы, по имени которых часто именовались — Тукаевские, Адельковские, Осьмовские, Скверовские, Суконовские, Халевские и др.

В советское время «Суконка» была известна уголовному розыску Казани своими карманниками, работавшими в общественном транспорте. Один из тогдашних лидеров «Суконки» вор в законе Марсиан Якупов Марсик был в дружеских отношениях с «жилковским» «вором в законе» Радиком Хуснутдиновым Ракоша. После убийства последнего в 1996 году Марсик возглавлял московский филиал. В 2006 году Марсиан Якупов был осужден на 7,5 лет колонии за мошенничество, в 2012 году он скончался от инфаркта в колонии. В конце 1990-х в рамках программы ликвидации ветхого жилья жителей Суконной слободы расселили по всем районам Казани. В результате участники ОПГ разделились на несколько бригад.

Но в Казани они достигли запредельного уровня насилия. С потоками крови, выбитыми зубами и глазами, глубокими резаными ранами и трупами. В 1990-е группировщики взялись за оружие. На кону стояли гигантские деньги и передел собственности.

Одна из причин, по которой здесь не любят трепаться о «казанском феномене», - многие участники банд стали бизнесменами и чиновниками. Но больше тех, чьи судьбы были искорежены разборками или тюрьмой. В любом случае, пока ты туда не попадал, ты был чушпаном, чертом и лохом. Разудалая троица из ОПГ «Космос».

Фото из личного архива Дисциплина и иерархия Членами банды становились в 14 - 15 лет. Иногда раньше. Участники делились по возрасту. Младший: «скорлупа», «шелуха», «звездюки» - никаких серьезных поручений, максимум «постоять на пиках» шухере.

Участников, отошедших от банды по возрасту, называли «древними». Внутри строгая субординация. У каждого возраста свой смотрящий, который отвечал за проступки подопечных. Пришиться - отшиться В 1970-х появился ритуал «пришивания» - вступления в группировку.

Обычно это была драка, зачастую с более сильным противником. Позже появились «вопросы», на которые надо было ответить «по понятиям». Новому участнику могли приказать напасть на прохожего или члена другого формирования. Редко удавалось выйти полюбовно, почти всегда через жестокое избиение, худший вариант - «опускание».

На человека мочились, и он становился изгоем, на которого даже не смотрели. Общее фото на память - одна из традиций пацанов банда «Дербышки». Фото из личного архива Обязанности члена ОПГ Заботиться о здоровье: не пить, не курить, не употреблять наркотики. Заниматься спортом обязательные тренировки минимум 2 - 3 раза в неделю.

Скидываться в общак. Пацановские понятия регламентировали всю жизнь группировщика. Надо выглядеть опрятно, твоя девчонка - девственница, а после спит только с тобой, своих нельзя бить ногами. Это видоизмененные воровские понятия.

Однако они были гибкими, когда речь шла о выгоде. Например, постепенно торговля наркотиками в некоторых бандах перестала быть запретной. Да и в жестоких войнах 1990-х многие из правил, кажущихся незыблемыми, растаяли. Группировщики считали себя аристократами.

Есть территория, есть граждане, есть феодалы, а есть неграждане, которых можно унизить и обобрать.

Зачем молодежь шла в группировки?

  • Новости с тегом - опг казань
  • Казанский феномен | Кровь на асфальте – Telegram
  • Когда был непосредственным участником событий
  • Когда был непосредственным участником событий
  • Материалы по теме

Почти забыли

  • Участникам ОПГ «Тукаевские» грозят сроки вплоть до пожизненного // Новости НТВ
  • Кого ОПГ «Тяп-ляп» пыталось убить дважды?
  • "Позвали и забили": трагедия казанских женских группировок - 20.12.2023 |
  • Этнические ОПГ в Татарстане: кто создал почву для их появления?
  • ОПГ "Жилка". Организованная преступная группировка Казани, Хайдар Закиров
  • Группировка «Хади Такташ»

Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана

Также в послужном списке группировки — убийство директора общества инвалидов Ахмадуллина, ликвидация члена другой банды Ерусалимского, несколько совершенных и готовящихся покушений. Себя он называет едва ли не основателем этой группировки, которая образовалась в одноименном районе Казани в начале 80-х. Нешуточные страсти разгорелись вокруг сериала «Слово пацана», где показана жизнь уличных банд, которые терроризировали Казань в конце 80-х. Всплеск бандитизма в Казани в конце 1970-х-начале 1980-х назвали «Казанский феномен».И тем самым нивелировали процессы, происходящие во всей стране, придав им характер исключительного явления в одном отдельно взятом городе. ОПГ — все новости по теме на сайте издания Автор «Слово пацана» начал писать о женских бандах.

Артем Хохорин: «Группировки в Татарстане никуда не пропадали»

В сообществе «Казанский феномен», посвященном молодежным группировкам и бандам Казани, Татарстана и Поволжья, разгорелись нешуточные споры о том, жив ли сейчас Эдуард Тагирьянов.В группе появило. 12 сентября в Казани погиб активный участник организованной преступной группировки «Суконка» Айдар Саляхов (Салях). Главная» Новости» Казань опг последние новости. Себя он называет едва ли не основателем этой группировки, которая образовалась в одноименном районе Казани в начале 80-х. Главная» Новости» Казань опг последние новости. Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль».

"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды

Эти преступники прошли путь от подростков с плохим поведением до настоящих гангстеров. Многие из них выросли на улице Хади Такташа, названной в честь татарского поэта начала XX века. Даже по меркам суровых казанских банд «Хади Такташ» отличались крайней жестокостью. Как только они заняли достаточно влиятельное положение и взяли под контроль несколько магазинов и заводов, между двумя лидерами группировки случился конфликт, который привел к настоящей бойне. В итоге погибли и оба главаря, и еще десяток их приспешников. После этого власть в свои руки взял молодой, но очень хитрый и агрессивный Радик «Раджа» Галиакберов.

Тихо, скромно сидел в углу, имел практически интеллигентные манеры. Не ругался матом. Он обожал фильм «Крестный отец» и особенно роль Марлона Брандо, поэтому даже перенял некоторые повадки дона Корлеоне. Сложно было представить, что именно этот Раджа вместе со своими людьми зарубил топорами своих соперников по группировке. По слухам, расчлененного бывшего товарища по группировке начитанный Галиакберов назвал «Венерой Милосской»...

Создание костяка банды и начало преступной деятельности Постепенно вокруг Антипа образовался круг друзей, которые позже станут костяком банды «Тяп-Ляп». Харизматичным лидером стал Завдат Хантимиров по прозвищу Джавда, боксер с пушечным ударом, которому в профессиональный бокс помешала попасть чрезмерная спортивная злость, слишком быстро переходившая в ненависть. Мозговым центром стал Сергей Скрябин, прозванный позже Скряба, интеллигентный парень, окончивший педагогический институт и занимавшийся самбо. Еще одним головным центром банды, но в области психологии, стал Михаил Зарахович по прозвищу Захар, дипломированный детский психиатр. К 1974 году, когда стараниями лидеров количество бойцов, называемых «торпедами», превысило несколько сотен, началась преступная деятельность теплоконтролевцев. Начинали с гоп-стопа и вымогательства у школьников, над чем трудились самые малолетние члены банды — а в ее рядах были даже первоклассники. Затем начались грабежи и угоны. При этом бандиты шли на всякие уловки: например, перекрашивая угнанное авто так, чтобы краска смывалась буквально за полчаса, и на ней совершали ограбления. Во время квартирных краж они засыпали следы перцем — что мешало собакам взять след и разбрасывали в квартирах окурки, подобранные на улице — чтобы сбить сотрудников милиции с толку. Завдат Хантимиров, он же Джавда.

Поистине золотую жилу для бандитов открыли подпольные миллионеры и базарные спекулянты — все те профессии, где в СССР можно было скопить подпольный капитал: приемщики стеклотары, бармены, мясники. Все они обкладывались данью, слишком строптивые — избивались. Бандиты пользовались тем, что сами подпольщики получали свой доход незаконно и не станут заявлять в милицию. Часто проделывался такой трюк : на рынке едва появились супермодные тогда джинсы — и так как они были исключительным товаром, цена на них была 200-250 рублей, больше ежемесячной зарплаты большинства граждан. Естественно, за такие деньги их никто не продавал официально. Говорили, что стоят они «два рубля» или «два пятьдесят», однако все понимали, сколько это на самом деле. Бандиты же приходили, меряли джинсы, а затем отдавали продавцу два рубля и уходили — ведь цена была озвучена именно такая! Арсенал банды был разнообразен: обрезы ружей, пистолеты, арматура, ножи и даже самодельные бомбы. Тут тоже не без креатива: бомбы снабжали рыболовными крючками, чтобы при броске в противника они цеплялись к одежде. Но главным оружием, выделявшим тяпляповцев, была их совершенная безбашенность.

Они не боялись драк и сами настойчиво их искали.

В деревне у него был свой дом, за который он стоял горой, он размежевывал землю с соседями, охранял свою территорию, дрался стенка на стенку в качестве забавы. Да, такие драки были и в городе, но очевидно, что в города это пришло как сельская традиция.

И вот второе и третье поколение приехавших в город начинает эти сельские привычки применять в городской среде. В Советском Союзе застойного времени не было серьезных социальных лифтов, и уличный лифт был чуть ли не единственным шансом, который город мог предложить деревенскому подростку. Если помните, тогда еще бытовало пренебрежительное отношение городских к деревенским, в школе про таких в моем казанском детстве говорили «колхозник».

Их родители как-то по-другому одевались, у них был другой менталитет, они плохо говорили по-русски, кучковались. Но, переезжая в город и оставаясь без патриархального надзора семьи и постоянного тяжелого труда, они очень здорово теряли корни. В городе после учебы или работы ты идешь один в общагу, вокруг много классных девушек, с которыми ты пока не умеешь знакомиться, и какие-то непонятные агрессивные парни, которые пытаются смеяться над тобой.

Что делать, чтобы не смеялись и не били? Влиться в группировку. В общем, в Казани все сложилось.

Плюс появившийся на окраине «Тяп-ляп», который получился таким сплоченным и сильным благодаря авторитету его первого лидера Сергея Антипова, то есть тут можно говорить и о роли личности в истории. Он, на самом деле, не особо управлял набегами, это был такой представительский лидер, который ходил на стрелки и решал вопросы. Сам он любил проводить время в ресторанах в отличие от молодежи, которая ходила драться на танцплощадку в парке Горького под руководством Завдата Хантимирова.

Для них это был собирательный образ, их называли либо «татары», либо «казанцы» и воспринимали как этнические. Хотя это и не было так. В книге «Бандитский Петербург» Андрея Константинова глава, которая посвящена казанцам, называется «Казанское ханство».

Ну, они приезжают на вокзал на одних поездах, одинаково выглядят… Челнинские, кстати, больше любили совершать набеги в столицы. У казанских все-таки было больше возможностей развлечься у себя, столица как-никак. Группировка может быть устроена достаточно сложно, как это и было в Казани, где действовало около ста группировок - кто-то враждует, кто-то сотрудничает, существовала сложная внешняя политика, даже алгоритм определения врага.

Например, тебя остановили на улице, вы начинаете выяснять, кто откуда, но вы из разных районов и названий таких группировок даже не слышали. Тогда был вариант спросить: «А как у вас с теми-то? И на основе этой цепочки можно было определить враждебность или дружественность и выяснить отношения между собой.

Половина города так или иначе воюет против другой половины, хотя и с большим количеством нюансов и оговорок. И воры в законе были, хотя я количество татар и русских среди них специально не подсчитывал. Понятно, что больше всего воров в законе среди грузин, это просто традиция, у них развитый институт авторитетов.

Четверых приговорили к расстрелу, двоим позже расстрел заменили на длительные строки. Во время демонстраций участники нескольких банд испытывали силы милиции, нападая на конвой. По некоторым утверждениям, в 1984-м или в 1987-м произошло самое масштабное столкновение двух группировок, «Жилки» и «Грязи», которые давно враждовали между собой. Драку, получившую название «ледовое побоище», разогнали милиционеры, несколько десятков человек получили травмы и были задержаны. Лидера одной группировки осудили на тюремный срок, но вскоре он вышел на свободу. Также регулярно устраивались столкновения на дискотеках, в скверах и на площадях. Зачинщикам чаще всего удавалось убежать до приезда правоохранителей, а вину тех, кто попадал на скамью подсудимых, не представлялось возможности доказать. Тем не менее избежать тюремного наказания удалось не всем: в числе тех, кто получил пожизненное лишение свободы, оказались Радик Галиакберов и Ринат Фахрутдинов, возглавлявшие группировку «Хади Такташ».

Агрессивные настроения стали утихать, парни не опасались знакомиться с девушками из других районов, а сотрудникам милиции удавалось выявить группу риска среди учеников младших классов и работать над их поведением. Распад Советского Союза и смена ценностей в обществе также повлияли на снижение активности уличных группировок. Спустя годы их повзрослевшие, избежавшие тюрьмы и оставшиеся в живых участники либо занялись предпринимательством, либо стали создавать организованные преступные банды, которые в 90-е получили распространение по городам России. По утверждению исследователей и очевидцев, «казанский феномен» до конца не был побежден и в «нулевых», и в последующие годы. Группировки исчезли из вида, стали вести себя тише и сдержаннее, но не прекратили существования и продолжили заниматься криминалом. Понятия Пацанские понятия были более мягкие, чем блатные. Ключевую роль в них играли запреты: нельзя было курить, употреблять алкоголь и наркотики, сотрудничать с милицией, барыжить и убегать во время драки.

Артем Хохорин: «Группировки в Татарстане никуда не пропадали»

ОПГ — все новости по теме на сайте издания Автор «Слово пацана» начал писать о женских бандах. 2: Казань Опг Жилка История Группировки Жилплощадка, Полный Рассказ О Банде В 90-Х Годах. Сегодня – о казанских организованных преступных группировках, имеющих славу наиболее кровавых. Про группировки Казани книгу написала одна журналистка, а еще целый пласт литературы создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из Следственного комитета республики. ОПГ Казани, Татарстана и Поволжья. Советский союз, Россия 1970/80/90-е Собираем факты, документальные фильмы, телепередачи, фотографии из выпускных альбомов, статьи, свидетельства очевидцев и участников о казанских ОПГ 80-90-х.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий