Новости название операции по прорыву блокады ленинграда

С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Да, прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады Чем блокада обернулась для жителей и как проходила операция, рассказывает «».
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда.
Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. Романовского и Ф. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда.

Как вспоминал потом военный корреспондент П. Лукницкий, вечером практически все население города вышло на улицы, наблюдая за артиллерийским салютом в честь освобождения Ленинграда. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена, - кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "ура! А в преддверии 76-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Ломоносовском районе прошла военно-историческая реконструкция "Январский гром".

В ней участвовали свыше 700 человек из России, стран СНГ и балтийских государств. Были задействованы машины, танки, мотоциклы - более 30 единиц техники. Реконструкция собрала тысячи жителей региона. Как отметили в администрации Ленобласти, она дала возможность воочию увидеть, как сражались советские солдаты, почувствовать всю силу противостояния Великой Отечественной войны и сохранить память о Победе.

Его население пережило две трудные военные зимы. Но ни неоднократные штурмы, ни варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы, ни костлявая рука голода — ничто не помогло фашистам сломить волю мужественных ленинградцев. Гитлеровцам казалось, что еще немного и город падет.

Фюрер самоуверенно заявлял: «Немецкие гренадеры, прошедшие с победой все расстояние от Восточной Пруссии до пригородов Ленинграда, найдут в себе силы пройти и оставшийся десяток километров! Город, в который со дня его основания ни разу не вступала нога поработителя, не покорился врагу. Подступы к Ленинграду стали тем рубежом, дальше которого фашисты пройти не смогли. После провала бесплодных попыток овладеть городом немецко-фашистское командование было вынуждено отдать войскам приказ о переходе к обороне. К началу 1943 года обстановка под Ленинградом оставатлась весьма сложной. Войска Ленинградского фронта, оборонявшие северо-западные, южные и юго-восточные подступы к городу, были изолированы от остальных сил действующей армии, Краснознаменный Балтийский флот блокирован в восточной части Финского залива. Линия фронта проходила от Ораниенбаумского плацдарма по побережью Финского залива до Урицка, далее на юг на Пулково, Пушкин, Колпино, затем на северо-восток до Усть-Тосно и далее по западному берегу реки Невы до Ладожского озера.

Затем по льду Ладожского озера на восток, в районе деревни Липки она выходила на берег и шла на юг до озера Ильмень. Такая конфигурация линии фронта образовывала так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ. На юге линия фронта была удалена от города всего на 4 км, а на юго-востоке — на 25—30 км. На таком же удалении находились и финские войска на северо-западе. Проблема сухопутной связи Ленинграда с остальной страной продолжала оставаться такой же сложной, как и в 1941 году. Неоднократные попытки войск Ленинградского командующий — генерал-лейтенант артиллерии Л. Говоров и Волховского командующий — генерал армии К.

Мерецков фронтов прорвать блокаду в 1942 года к успеху не привели. Ставка ВГК потребовала от командования фронтов более тщательной подготовки к снятию блокады с Ленинграда. Германское командование держало под Ленинградом 18-ю армию командующий — генерал-полковник Г. Линдеман , имевшую в своем составе почти 26 дивизий и действовавшую в полосе протяженностью до 450 км от Балтийского моря до озера Ильмень. Наиболее плотная и сильная группировка войск 18-й армии находилась в шлиссельбургско-синявинском выступе между Ладожским озером и городом Мга ширина выступа у берега Ладожского озера — до 12 км, у основания выступа — 16—17 км, расстояние от озера до основания выступа — 15 км. В выступе немцы называли его «Flaschenhals» — бутылочное горло противник имел около 5 дивизий, численность каждой достигала 10—12 тыс. Личный состав был обучен действиям в лесисто-болотистой местности, треть его участвовала в осаде Севастополя.

В составе этой группировки насчитывалось до 450 орудий и 250 минометов различных калибров плотность — около 28 орудий и минометов на 1 км , до 50 танков и штурмовых орудий. Действия сухопутных войск могла поддержать часть сил 1-го воздушного флота до 450 самолетов. В западной части выступа к югу от Шлиссельбурга перед войсками Ленинградского фронта передний край обороны противника проходил по левому берегу реки Невы. По верху крутого берега был сооружен земляной вал шириной до 1 м и высотой до 1,5 м. Крутые обледенелые скаты были минированы и находились под перекрестным огнем всех видов оружия. На каждый километр приходилось 30—40 огневых точек, укрытых в каменных строениях и блиндажах. Хорошо просматривалась противником и река Нева.

Опиралась оборона на мощные узлы сопротивления, созданные в населенных пунктах. Между собой эти узлы были связаны тремя линиями траншей полного профиля. Мощный узел сопротивления противник оборудовал в глубине своей обороны в Синявино, от которого, пересекая выступ, шли две линии траншей. Не менее сильной была оборона противника и перед войсками Волховского фронта. Там также были созданы мощные опорные пункты, соединенные в единую систему двумя дерево-земляными валами высотой до 1,5 м и толщиной до 2 м. С наступлением морозов гитлеровцы облили валы водой, превратив их в ледяные. Передний край был насыщен большим количеством огневых средств.

Свыше 400 пулеметных точек и артиллерийских орудий, сплошная сеть проволочных заграждений, минные поля делали оборону противника труднопреодолимой. Лесистая местность с большим количеством незамерзающих болот затрудняла наступавшим войскам маневр и использование тяжелой боевой техники. Мерецков, — менее удобную для наступления. У меня навсегда остались в памяти лесные дали, болотистые топи, залитые водой торфяные поля и разбитые дороги. Оборону усиливали противопехотные и противотанковые препятствия, сплошные минные поля, изрезанные глубокими канавами торфоразработки». Оценивая оборону противника, можно сделать три вывода: — шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой один из важнейших участков кольца вражеской блокады, и командование противника правильно оценивало его роль и место в системе сухопутной обороны; — это было наиболее сильное место в обороне противника, и по своему характеру оборона представляла полевой укрепленный район; — в то же время это был участок кольца блокады города, где расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов было наикратчайшим. Именно этот фактор был положен в основу замысла операции по прорыву блокады, и в начале декабря 1942 года Ставка ВГК утвердила предложения военных советов Ленинградского и Волховского фронтов на проведение наступательной операции с целью прорыва блокады.

Операция получила кодовое наименование «Искра». Утвердив план операции, Ставка для координации действий войск фронтов назначила двух своих представителей — Маршала Советского Союза К. Ворошилова и генерала армии Г. Замысел операции сводился к тому, чтобы одновременными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов навстречу друг другу разгромить группировку противника в шлиссельбургско-синявинском выступе и таким образом прорвать блокаду Ленинграда.

Город снабжался необходимыми продуктами и товарами по льду озера — «Дороге жизни» которая возобновила работу в декабре. Кроме того, в дополнение к автомобильной дороге прямо на льду Ладожского озера сооружали и 35-километровую железную ветку. Днем и ночью непрерывно шла забивка многометровых свай, которые устанавливались через каждые два метра. К операции привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. К концу 1942 года в состав Ленинградского фронта под началом Леонида Говорова входили: 67-я армия — командующий генерал-лейтенант Михаил Духанов, 55-я армия — генерал-лейтенант Владимир Свиридов, 23-я армия — генерал-майор Александр Черепанов, 42-я армия — генерал-лейтенант Иван Николаев, Приморская оперативная группа и 13-я воздушная армия — генерал-полковник авиации Степан Рыбальченко.

Поэтому соединения этой армии часто переводили на другие, более опасные направления. Приморская оперативная группа ПОГ располагалась на Ораниенбаумском плацдарме. Генерал-лейтенант артиллерии Леонид Александрович Говоров за рабочим столом. Ленинградский фронт Действия ЛФ поддерживал Краснознаменный Балтийский флот под началом вице-адмирала Владимира Трибуца, который базировался в устье реки Невы и в Кронштадте. Он прикрывал приморские фланги фронта, поддерживал сухопутные войска своей авиацией и огнём корабельной артиллерии. Кроме того, флот удерживал ряд островов в восточной части Финского залива, чем прикрывал западные подступы к городу. Ленинград также поддерживала Ладожская военная флотилия. Противовоздушную оборону Ленинграда осуществляла Ленинградская армия ПВО, которая взаимодействовала с авиацией и зенитной артиллерией фронта и флота. Военно-автомобильную дорогу по льду озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов люфтваффе соединения отдельного Ладожского района ПВО.

Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв. Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Германия Немецкое верховное командование после провала попыток взять город, было вынуждено остановить бесплодное наступление и отдать войскам приказ о переходе к обороне. Всё внимание было приковано к истекающему кровью, обращённому в руины, но не сдающемуся Сталинграду.

Осенью 1942 г. В район Сталинграда перебросили 8-й авиакорпус. Со своим штабом уехал Манштейн, который до этого должен был взять Ленинград. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии. Формирования авиаполевых дивизий, из-за больших потерь в сухопутных войсках, началось по инициативе Геринга в сентябре 1942 года. Авиаполевые дивизии не имели полкового звена и состояли 4 стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона, комплектовались личным составом наземных служб ВВС и зенитной артиллерии, не имевших опыта общевойскового боя. Вооружение они имели различное, включая советское трофейное. Таким образом, германская группировка под Ленинградом уменьшилась не только количественно, но и ухудшилась в плане качества.

Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz.

III Ausf. N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров. Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов. Немцы имели два мощных узла сопротивления. Один — сооружения 8-й ГЭС, кирпичные дома 1-го и 2-го городков; второй — многочисленные каменные постройки Шлиссельбурга и его окраин.

Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз

Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда (пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады) — операции «Искра». г. Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы

Прорыв блокады Ленинграда – 18 января 1943 года. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города.

Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на ЛФ — 222 танка и 37 бронемашин, на ВФ — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ударных группировок привлекались: на ВФ — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи; на ЛФ — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО.

Особенностью операции было то что на подготовку выделили почти месяц. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Наиболее трудоемкой работой стала подготовка исходных районов для ударных группировок фронтов. Требовалось увеличить число траншей и ходов сообщения, укрытий для личного состава, отрыть и оборудовать огневые позиции для артиллерии, минометов, танков, устроить склады боеприпасов.

Общий объем земляных работ на каждом фронте исчислялся сотнями тысяч кубических метров. Все работы выполнялись только вручную, в темное время суток, без нарушения обычного режима поведения войск, занимавших оборону, с соблюдением мер маскировки. Одновременно саперы строили дороги и колонные пути, гати и лежневки через болота, которыми изобиловали исходные районы, разминировали минные поля, готовили проходы в заграждениях. Так, инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту. Кроме того, на ЛФ требовалось также изготовить средства для преодоления высокого берега Невы и участков поврежденного ледового покрова. Для этой цели сделали сотни щитов из досок, штурмовые лестницы, багры, веревки с крючками и «кошки».

После рассмотрения ряда вариантов в том числе создания канала во льду Невы с последующим наведением понтонного моста, либо армирования льда путем вмораживания в него тросов , решили переправлять через Неву танки и тяжелую артиллерию по деревянным «рельсам», уложенным на шпалы. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. Так, ленинградцы на Токсовском полигоне создали полосу обороны, схожую с той, которую предстояло прорывать.

Здесь проводились полковые учения с боевыми стрельбами, пехоту тренировали следовать за огневым валом на расстоянии 100 метров. На участках Невы в городской черте отрабатывали способы преодоления поврежденных участков льда, штурма обрывистого, обледеневшего, укрепленного дзотами берега. Аналогичную подготовку проходили войска и на Волховском фронте. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно.

В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. На ВФ сформировали 83 штурмовых отряда, включив в них саперов, автоматчиков, пулеметчиков, огнемётчиков, артиллерийские расчёты и танки сопровождения. Особое внимание уделялось отработке приемов штурма деревоземляных заграждений, торфяных, снежных и ледяных валов. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником.

Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. Севернее Новгорода имитировали бурную деятельность, обозначая сосредоточение большой массы войск и техники. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль. Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что советские войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог. Командир 26-го армейского корпуса генерал Лейзер, учитывая это, предложил командующему 18-й армией генералу Линдеману отвести войска от Шлиссельбурга.

Но это предложение не приняли. Советские солдаты в атаке под Ленинградом, во время операции по прорыву блокады Ленинграда. Они объясняли это предложение крайне неблагоприятными метеоусловиями, что привело к затяжной оттепели и в связи с этим к недостаточной устойчивостью ледяного покрова на Неве и плохой проходимостью болот. В начале января 1943 г. Также было условлено, что если войска одного из фронтов, выйдя на намеченный рубеж, не встретят войска другого фронта, то они продолжат наступление до фактической встречи. Перед началом операции, 10 января 1943 г.

Жуков, чтобы на месте посмотреть, всё ли сделано для успеха операции. Жуков ознакомился с положением дел во 2-й ударной и 8-й армиях. По его указанию были устранены некоторые недостатки.

Наступление началось 14 января. Утром 19 января одновременным ударом с двух сторон части 63-й гвардейской стрелковой дивизии штурмом овладели Вороньей Горой, а части 64-й гвардейской и 291-й стрелковых дивизий освободили Красное Село. После успеха на двух ключевых точках операции силы 2-й ударной и 42-й армий встретились в районе южнее Ропши. Вместе они окружили и уничтожили остатки петергофско-стрельненской группировки противника. Новгородско-Лужская наступательная операция началась 14 января 1944 года в 10:50 с плацдарма на Волхове. Несмотря на метель, затрудняющую действия артиллерии и авиации, силам Красной армии удалось подойти к городу и начать окружать противника.

После боев 15-16 января советские войска продвинулись вперед. Увидев безвыходность положения, немцы оставили Новгород и отступили по единственному свободному пути в направлении поселка Батецкого. Чтобы окончательно освободить Ленинград, надо было перенести удар двух фронтов с юго-западного на юго-восточное направление. Войскам 42-й армии поставили задачу: наступая на Красногвардейск Гатчину , Пушкин и Тосно, выйти во фланг и тыл группировки противника, которая продолжала удерживать позиции в районе Ульяновки, Мги и Тосно. Поняв, к чему все идет, немцы начали готовить отход. Через несколько часов была освобождена Мга, а вскоре восстановлен контроль над Кировской железной дорогой.

Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте.

По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Всего за время подготовки и проведения операции по прорыву блокады партийные организации войск Ленинградского и Волховского фронтов приняли в свои ряды 27 858 солдат, сержантов и офицеров. Да, прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. К 80-летию наступательной операции «Искра» Минобороны России опубликовало рассекреченные архивные документы, описывающие подготовку и прорыв блокады Ленинграда.

День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

18.01.2020 18 января 1943 года произошел прорыв блокады Ленинграда. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров). «Искра» — кодовое наименование плана операции советских войск по прорыву блокады Ленинграда. План предусматривал одновременными встречными ударами войск Ленинградского фронта с запада и Волховского с востока в направлении на Синявино и Рабочий поселок №5. В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков. Блокада Ленинграда стала одним из наиболее ожесточенных сражений Великой Отечественной. День прорыва блокады стал особенно важной датой для всего народа. Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда

Организацией обороны города руководили адмирал Трибуц, маршал Ворошилов, генерал Жуков и первый секретарь обкома и горкома Жданов. Впервые Ленинград был обстрелян немцами 4 сентября 1941 года со стороны занятого ими города Тосно. Кольцо блокады площадью в 5 тыс. В этом кольце оказалось четыре армии Ленинградского фронта и Балтийский флот, 500 тыс. С сентября 1941 года с внешним миром Ленинград связывала только «дорога жизни» по Ладожскому озеру и воздушное сообщение. Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод, часть населения и промышленности была эвакуирована. Ленинград в 1942—1944 годах Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте. В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады. В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией.

За 872 дня блокады умерло более миллиона человек, главным образом от голода. Попытки прорвать блокаду совершались несколько раз. Осенью 1941 года были проведены 1-я и 2-я Синявинские операции, однако обе они закончились провалом и большими потерями. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не увенчались успехом. В конце 1942 года военный совет Ленинградского фронта подготовил планы двух наступательных операций — Шлиссельбургской и Урицкой. Первую планировалось провести в начале декабря, среди ее задач было снятие блокады и постройка железной дороги. Шлиссельбургско-Синявинский выступ, превращенный противником в мощный укрепленный район, замыкал кольцо блокады с суши и разделял 15-километровым коридором два советских фронта. Во время Урицкой операции предполагалось восстановить сухопутную связь с Ораниенбаумским плацдармом, областью на южном побережье Финского залива. От Урицкой операции в итоге было решено отказаться, а Шлиссельбургская была переименована Сталиным в операцию «Искра» — она была назначена на начало января 1943 года. Ленинград, к исходу января 1943 г. Далее предполагалось закрепиться прочной обороной на линии реки Мойка, в поселках Михайловский и Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта, после чего войскам дать 10-дневный отдых. В первой половине февраля 1943 года планировалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе поселка Мга и очистить Кировскую железную дорогу. Подготовка операции и обучение войск длились почти месяц.

Силы группы армий «Север» поддерживались немецким 1-м воздушным флотом, большая их часть располагалась на флангах. Общий ход Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции 1944 года. Противник основательно закрепился под Ленинградом. Главная полоса обороны на глубину от 4 до 6 километров изобиловала дзотами до дюжины на километр , траншеями полного профиля с ходами сообщения и настилами, а местами — и железобетонными дотами с бронеколпаками. Передний край немецкой обороны был опоясан минными полями и колючей проволокой. В 8-12 километрах от первой полосы проходила вторая с рядом опорных пунктов, с эскарпами на высотах и берегах рек, надолбами на дорогах, валами на болотах, завалами в лесополосах… И это ещё не всё. Ледяной покров на реках и озерах выдерживали грузовики и орудия полковой артиллерии, но тяжёлые пушки или танки ломали его. Болота замёрзли лишь частично и представляли собой почти непроходимые препятствия». Тактика и стратегия операции Замысел предстоящей наступательной операции Красной Армии был таков: разбить ударами Ленинградского и Волховского фронтов петергофско-стрельнинскую и новгородскую группировки вражеских войск на флангах 18-й армии вермахта — обезоружить Линдемана, а затем и разгромить его силами тех же двух фронтов, наступая в направлении Луги и Кингиссепа. Тем временем, войска 2-го Прибалтийского фронта должны были сковать львиную долю сил 16-й армии и резервы в распоряжении Ханзена. В ходе дальнейшего наступления всех трёх фронтов на нарвском, псковском и идрицком направлениях группа армий «Север» должна быть разгромлена, а Ленинградская область — освобождена. Войска Ленинградского фронта ведут бой за освобождение Красного Села. Источник: Архив Lesta Games. На первом этапе наступления войсками Ленинградского фронта планировалось нанести два сходящихся удара в направлении Ропши с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. Федюнинского и с Пулковских высот частями и соединениями 42-й армии генерал-полковника И. Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга. Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В. Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков Волховского фронта окружить и уничтожить там немецкие войска. И грянул гром Подготовка операции велась в строжайшем секрете, советское командование всеми силами старалось дезинформировать противника о планах и основных направлениях действий. Передовые части выдвинулись на позиции менее, чем за сутки до начала наступления, а танки — в ходе артиллерийской подготовки, когда уже грянул гром. А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом. В течение лета и осени 1943 года Ставка насыщала Ленинградский и Волховский фронты артиллерией — как противотанковой, так и дивизионной, и тяжёлой. В декабре 1943 года он был равен 82,8 тонны против 29,8 тонн в декабре 1941 года, то есть вырос в 2,8 раза без учёта 50-мм минометов , — отмечает исследователь Б. На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут. Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах. Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса.

Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург—Поляны протяжённостью тридцать шесть километров. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества».

Операция «Искра»

Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. Первой попыткой прорыва блокады Ленинграда была печально известная Любанская наступательная операция, в которой советские командующие пытались 2-я ударной армией выйти на коммуникации ленинградской группировки немцев. С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград.

Оборона Ленинграда

Новости и события Российского исторического общества Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра".
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Прорыв блокады Ленинграда: операция «Искра». Гитлеровцы полагали захват и уничтожение Ленинграда важнейшей военно-политической задачей.
18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей».
Операция "Искра": 18 января советские войска прорвали блокаду Ленинграда - Толк 18.01.2022 Блокада Ленинграда.

1.4. Прорыв блокады.

И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров.

Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай.

Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки.

Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса.

За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город.

Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет.

Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда!

В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал.

Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву.

Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года.

Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.

Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники.

На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны.

Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.

Вскоре атакующие дивизии полностью заняли первую, а затем и вторую траншеи. Грохот боя удалялся от берега реки. Лавина советских бойцов, прокладывая путь огнём, штыком и гранатой, устремилась дальше, навстречу воинам Волховского фронта. К концу первого дня наступления войска 67-й армии имели на левом берегу Невы два плацдарма. Ночь на 13 ноября обе стороны провели в приготовлениях. Спешно выдвигались части 96-й и 61-й пехотных дивизий противника.

Советские части укреплялись на левом берегу Невы. С правого берега переправлялись штабы и командные пункты. Часть дальнобойной артиллерии меняла свои огневые позиции. Инженерные войска приступили к постройке ледяных переправ для переброски через Неву средних танков. Утром части 67-й армии возобновили наступление, стремясь овладеть узлами обороны противника на флангах прорыва - в Шлиссельбурге. На отдельных направлениях советские части значительно улучшили свои позиции.

С 14 по 17 января обе стороны вводили в сражение новые силы. На небольшом участке местности продолжались ожесточённые бои, основная тяжесть которых ввиду особых условий местности легла на плечи пехоты. Успех этих боёв во многом зависел от мужества, воинского мастерства и находчивости младших командиров, непосредственно руководивших своими отделениями. Утром 13 января 330-й стрелковый полк подполковника Г.

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады

К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы 18. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. К 80-летию наступательной операции «Искра» Минобороны России опубликовало рассекреченные архивные документы , описывающие подготовку и прорыв блокады Ленинграда. Началу решительных боевых действий предшествовала тщательная подготовка операции, замысел которой определялся приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 8 декабря 1942 года: «разбить осаду города Ленинграда, к исходу января 1943 года операцию закончить».

С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп. Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов.

С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои.

Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов.

Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции.

Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно.

В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады.

Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж. А мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны.

А после завершения операции инициатива ведения боевых действий на Ленинградском фронте окончательно перешла к нашим войскам. Эта была первая встреча подразделений Ленинградского и Волховского фронтов в ходе наступательной операции «Искра». Жителям города пришлось пережить тяжелые испытания и потери, голод и холод.

Несмотря на окружение, обстрелы и бомбардировки, советское командование проложило по льду Ладожского озера Дорогу жизни. А наступательная операция советских войск дала начало освобождению от блокады и восстановлению продовольственного снабжения Ленинграда в полном объеме. Немецко-финские войска были отброшены и потерпели разгромное поражение. Мы будем помнить подвиги защитников Родины, погибших воинов и жителей блокадного Ленинграда! Ленина мирного неба и всего наилучшего! Всего от голода умерло более одного миллиона человек. Фашисты ждали, когда город сдастся. Но Ленинград не сдавался.

Как это было, лучше всего рассказал Даниил Гранин, выступая в День памяти жертв нацизма в бундестаге. Он говорил, о том, как выживали ленинградцы — по-разному. Но спасались те, кто спасал других, чья душа не расчеловечивалась даже в бесчеловечных условиях, в бесконечных страданиях блокады. Его заключительные слова, мне кажется, о сегодняшнем дне, о нас с вами, о том, как меняемся мы, наше общество сегодня: «…существует такое сакральное пространство. Когда человек возвращается в сострадание и духовность. В конечном счете всегда торжествует не сила, а справедливость и правда. И это чудо победы, любовь к жизни, к человеку…». Поэтому мы победили, а прорыв блокады тогда стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Зло с его самой страшной рукотворной трагедией Великой Отечественной войны было побеждено. Председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Александр Козлов : «Велик и вечен подвиг бойцов-героев, которые осуществили прорыв блокадного Ленинграда, хотя враг находился в гораздо более выгодном положении. Более ста тысяч человек потеряли советские войска в ходе операции «Искра». Но они сделали самое главное — открыли сухопутный путь к городу и спасли сотни тысяч жителей. И не менее велик и вечен подвиг ленинградцев, которые в нечеловеческих условиях продолжали трудиться на заводах и фабриках, лечить раненых и больных, воспитывать детей. Ежедневно, под страшными артобстрелами, с невероятно минимальным количеством еды… Каждый из нас знает про 125 граммов хлеба в день, про то, как ленинградцы вынуждены были употреблять в пищу жмых, обойный клей. Как в городе отсутствовало отопление и электричество, и чтобы согреться, люди использовали печи-буржуйки и сжигали все, что можно: вещи, мебель… Как дети, которые остались в городе, ежедневно после уроков дежурили на крышах и тушили немецкие зажигательные бомбы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий