Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

Территория Украины в XVII столетии находилось под властью Речи Посполитой. Весь XVII век Украину сотрясали восстания казаков. Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения (кроме крепостных, не имевших права голоса), представители которых собрались на соборе. Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов.

Вы точно человек?

Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках: исторический обзор и ключевые события Воссоединение Украины с Россией.
Присоединение Украины к России, освобождение от Польши. Андрусовское перемирие Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах.
Начало воссоединения Украины с Россией | Пикабу Начало воссоединения Украины с Россией История, Украина, Россия, Длиннопост. 22 марта 1654 года посольство от Богдана Хмельницкого привезло в Москву проект договора о воссоединении Украины с Россией.

Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий

Воссоединение Украины. Картина Алексея Кившенко. Центральный военно-морской музей. Малороссы получили от Москвы все, что они просили [8] [9]. Городам, хлопотавшим перед царем об оставлении за ними Магдебургского права, оно было предоставлено, духовенство, просившее о земельных пожалованиях и о сохранении за собою прежних владений и прав, получило их, остатки уцелевшей шляхты получили подтверждение своих старинных привилегий. Казачеству предоставлено было все, о чём оно «било челом». Реестр казачий сохранен и увеличен до небывалого числа — 60 000 человек, весь старый уряд сохранен полностью, оставлено право выбирать себе старшину и гетмана, кого захотят, только с последующим доведением до сведения Москвы. Разрешено было принимать и иностранные посольства.

В «мартовских статьях» подчёркивались права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения. Все доходы с городов и сел Малороссии оставались в гетманской казне. Даже за короткое пребывание воевод в некоторых украинских городах правительство не поживилось ни одним рублем из местных сборов — все шло на военные нужды Малороссии [8]. Приходилось нередко посылать туда кое-что из московских сумм, потому что казачье начальство совершенно не заботилось о состоянии крепостей [8]. На территории освобождённой Украины в результате освободительной войны было полностью уничтожено господство польских панов и магнатов. Тяжёлый гнёт вызвал переселение на протяжении всей второй половины XVII в. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар [8].

На Левобережье быстро росла добыча железа, селитры, поташа, соли, развивалось ремесленное производство. Украинские купцы вывозили в Россию поташ , селитру, кожи, лошадей, овец, шерсть, пеньку, табак, вино. Русские купцы привозили на Украину железные и деревянные изделия, выделанные кожи, меха, шубы, сёдла и предметы домашнего обихода. На Украине широко распространялась литература, издаваемая в Москве [8]. Согласие о принятии Украины в состав Русского царства было тяжёлым и мучительным решением Земского Собора 1653 года [10]. Все понимали, что принятие Украины «под высокую руку» русского государя означает войну с Речью Посполитой. На Соборе бояре, думные и служилые люди дали согласие «битися не щадя голов своих» с польским королём, торговые люди «ответили», что они будут воевать и обеспечат войну «вспоможением» [10].

Россия, не оправившаяся от последствий Смуты [10] , вынуждена была вступить в 13-летнюю войну 1654—1667 гг. Вступление России в войну с Речью Посполитой Основная статья: Русско-польская война 1654—1667 Как уже говорилось ранее, ещё рассматривая просьбу Войска Запорожского о российском подданстве, Земский Собор и царь понимали, что удовлетворение этой просьбы с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Уже 23 октября 2 ноября 1653 г. Летом 1654 года началась длительная, кровопролитная и масштабная война России с Речью Посполитой, продолжавшаяся на протяжении 13 лет. В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек. Войска Хмельницкого и корпус Шереметева , выступившие против поляков и татар, в январе 1655 года были окружены под Охматовом. Однако наступательные операции царского и казацкого войск в 1655 году продолжились.

К концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова который был в октябре 1655 года взят в осаду войсками гетмана Хмельницкого и воеводы Бутурлина , включая территорию современной Белоруссии, оказалась под контролем российских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на этническую территорию Польши и Литвы. Также в кампании 1655 года наказному гетману Даниилу Выговскому удалось взять Люблин , Раву и др.

Речи Посполитой бывшая Западная и Южная Русь вошли в это единое польско-литовское государство. К XVII в. Вся совокупность прав и привилегий была у католического польского и литовского шляхетства дворянства , и особенно у крупных землевладельцев аристократов - магнатов. Суровое польское крепостное право стало распространяться на украинские и белорусские земли с появлением там поместий польских панов.

Польский закон позволял панам даже убивать своих крепостных холопов. Католичество в Речи Посполитой было основной религией, православный «русский народ», как и протестанты, подвергались гонениям и принуждению к переходу в католицизм. Естественно, что в таких условиях зародилась национально-религиозная оппозиция «русского народа» польско-литовскому господству. Российские претензии и помощь Москвы постоянно подпитывали силы недовольных. Это было запорожское казачество, живущее на южных, опасных близостью к татарам, окраинах. Столица запорожского войска - Запорожская Сечь, служила постоянным центром, где находилась казацкая вольница, готовая к набегам на татар, турок и на самих поляков.

Хотя казаки, записанные в королевский список - реестр, считались на службе у короля Речи Посполитой и получали за то жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием, они часто восставали, когда считали, что их права ущемлены. Тем более с ростом крепостничества на Украине к Днепру, за пороги, бежали крестьяне и холопы. Нереестровое казачество за счет них росло. Эти новые запорожцы жили, нанимаясь к зажиточным казакам, занимались ловлей рыбы, охотой, но, как и голутвенные казаки Дона, нереестровое запорожское казачество чаще промышляло военными набегами. В 1630 г. Речь Посполитая вдруг осознала, что от этой вольной пограничной стражи слишком много опасности, и пыталась держать казаков в узде.

На границе с казачьими землями построили крепость Кодак, поместили туда немецкий наемный гарнизон. Целью гарнизона было препятствовать проникновению беглых в Запорожье и сдерживать активность самих запорожцев, стремящихся на север. Крепость мало помогла. Ее вскоре уничтожили вместе с гарнизоном восставшие нереестровые казаки во главе с атаманом Иваном Сулимой. А за 5 лет до этого отгремело восстание казаков Тараса Федоровича. Бунтовали казаки под предводительством Павлюка и Острянина в 1637-1638 гг.

Все эти выступления были подавлены, но подавлены с трудом. Власти Речи Посполитой уничтожили выборность верховного запорожского атамана - гетмана, а также выборность прочих высоких казачьих должностей. Теперь король назначал запорожских вождей. Десять лет стояла тишина. Это была обманчивая тишина - та, что обычно наступает перед бурей. Буря грянула в 1648 г.

Возглавил борьбу Богдан Хмельницкий.

Шляхта присвоила себе право распоряжаться жизнью и смертью крепостных. Убегая от ненавистных панов, православные крестьяне селились в Запорожье вдоль границы с турками и крымцами и становились вольными казаками.

Запорожское войско превращалось в солидную военную силу, готовую сражаться за свободу и православную веру. Хозяйство вели в основном женщины, а казаки «охотились за добычей» в чужих пределах, бражничали, ловили рыбу, торговали, ходили с поляками в походы, так как были занесены в реестр т. Казацкая молодежь собиралась за днепровскими порогами у засек, созданных на случай войны с турками и крымцами.

Здесь на острове Хортица возникла казацкая «столица» — Запорожская Сечь позже она переносилась на другие острова Днепра. Сюда стекались недавние беглые, молодые неженатые казаки женатых казаков — «сидней», как и женщин, в Сечи не было. В Сечи находилось обычно тысячи три народа.

Когда же что-то затевалось, взметалось все Запорожье. Военное братство — кош — выбирало кошевого атамана, есаулов, судью и писаря, и казацкое войско, разделенное на отряды — курени — с выборными куренными атаманами во главе, выступало в поход. После Смоленской войны Владислав IV решил пресечь бегство крестьян в Запорожье и приструнить казаков.

В 1630-е гг. Гетман Потоцкий подавил эти восстания. Часть восставших ушла в Россию.

Русское правительство не только не выдало перебежчиков, как требовал польский король, но велело воеводам выделить переселенцам «государево жалованье», хлеб и земли. Запорожский герб 2. Под командованием выбранного ими гетмана Богдана Хмельницкого запорожцы перебили польский гарнизон в Запорожье и двинулись в глубь Украины.

Союзником казаков выступил крымский хан Ислам-Гирей, приславший на подмогу конницу. Вскоре польский гетман Николай Потоцкий получил печальную весть: его сын Стефан со всем своим войском погиб 6 мая 1648 г. А 16 мая уже армия Потоцкого была разгромлена у Корсуни.

Попавших в плен Потоцкого и его помощника М. Калиновского выдали татарам. Победы запорожцев вдохновили всех православных жителей Речи Посполитой.

Восстали крестьяне почти всей Малороссии. В трехдневном бою под Пилявцами на Волыни сентябрь 1648 г. А 15 августа 1649 г.

Новокрещёновой в 1958 году. От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 18 января 1654 г. Основная статья: Переяславская рада Переяславский договор После отъезда из Переяслава царской делегации во главе с Бутурлиным казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовский статьи , который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [2]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, состоявший из 23-х статей, заключавших права достаточно широкой автономии. Эти условия упоминаются в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переяславские статьи». Почти все просьбы были удовлетворены царем и Земским Собором 27 марта 1654 год , о чем были составлены соответствующие документы. Последствия Что получили малороссийские «черкасы»?

По «мартовским статьям», Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти. Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от царя. Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малои Росии войска запорожского» [5]. Согласно «мартовским статьям», украинская казацкая старшина, шляхта и духовенство сохраняли право владения наследственными землями, а городское население — права самоуправления Магдебургское право [5]. Малороссы получили от Москвы все, что они просили. Казачеству предоставлено было все, о чем оно «било челом». Реестр казачий сохранен и увеличен до небывалой цифры — 60. Разрешено было принимать и иностранные посольства.

В «мартовских статьях» подчёркивались права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения. Все доходы с городов и сел Малороссии оставались в гетманской казне. Даже за короткое пребывание воевод в некоторых украинских городах, правительство не поживилось ни одним рублем из местных сборов — все шло на военные нужды Малороссии [5]. Приходилось нередко посылать туда кое-что из московских сумм, потому что казачье начальство совершенно не заботилось о состоянии крепостей [5]. На территории освобождённой Украины в результате освободительной войны было полностью уничтожено господство польских панов и магнатов. Тяжёлый гнёт вызвал переселение на протяжении всей второй половины XVII в. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар [5]. На Левобережье быстро росла добыча железа, селитры, поташа, соли, развивалось ремесленное производство.

НА ПОРОГЕ УНИЧТОЖЕНИЯ

  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Воссоединение Украины с Россией: исторический обзор и ключевые события
  • Русская История 19Воссоединение Украины с Россией (Виталий Голышев) / Проза.ру
  • ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ |
  • Воссоединение Украины с Россией
  • Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией

Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией

В год 365-летия воссоединения России и Украины редакция "Родины" открывает рубрику, которая напомнит читателям об общем и славном прошлом двух братских народов. Т. 10; Воссоединение Украины с Россией. Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов. освобождение Украины Левобережной и Правобережной от польского католического гнёта. Поначалу вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Московским царством обсуждался на так называемом «освященном Соборе», в который входили исключительно представители православной церкви: в конце концов, поводом для восстания Богдана Хмельницкого стало в. Впоследствии это событие трактовали как воссоединение Украины (которой тогда не было как государства) с Россией, но по сути российское государство возвращало исторические русские земли.

«Дальше – история рассудит…»

  • Присоединение Украины к России
  • Украинские националисты сейчас
  • Форма поиска
  • Герценка: Вятские записки - Из истории альманаха

ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ

С намерением воссоединения Украины с Россией 22 марта 1654 года в Москву прибыло Посольство от Запорожского казачьего войска. Т. 10; Воссоединение Украины с Россией. Однако воссоединение Украины с Россией – влекло за собой неизбежность войны с Польшей, которая началась сразу после Переяславской рады 1654 года. ** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Воссоединение Украины с Россией было результатом долгих и сложных дипломатических усилий и переговоров между двумя странами.

Виртуальный хостинг

  • Итоги присоединения Украины
  • Русская История 19Воссоединение Украины с Россией (Виталий Голышев) / Проза.ру
  • История. Россия в X-XVII веках. Воссоединение Украины с Россией
  • Читайте также

Как Украина в Россию просилась

Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. Говоря о судьбе Украины в XVII в., ее без всяких оснований принимают за судьбу Украины современной. Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Значимость воссоединения Украины с Россией в разные времена оценивалась неодинаково как современниками, так и историками.

Вы точно человек?

Эта Уния заключалась в том, что русское духовенство должно было признать папу римского главой Русской Церкви и подчиниться его воле. Такое подчинение давало возможность впоследствии вполне «окатоличить» русское население Белоруссии и Малороссии. Большинство русского духовенства поняло хитрость и не поддалось обману, отказавшись от Унии. Особенно тягостным в середине XVII века было положение народа в Малороссии, где сельское население находилось под тройным гнетом: польских помещиков, их арендаторов-евреев и униатского духовенства, которое побуждало православных к переходу в Унию. Эти притеснения вынуждали народ к восстаниям, усмирение которых поляки сопровождали страшными жестокостями. Истощенное борьбой сельское население русских областей Польско-Литовского государства целыми толпами стало покидать свои дома.

Толпы беглецов заселяли пустые земли по обоим берегам Днепра, на окраинах Киевской, Полтавской и Подольской губерний. Вся эта местность тогда представляла собой безлюдную и дикую степь, в которой пришельцам постоянно грозила опасность нападения со стороны крымских татар и других степных кочевников. Вот почему пришельцы стали невольно перенимать обычаи казаков, уже издавна, лет за 200 до этого времени, поселившихся в Приднепровье, и постепенно перешли в казачество. Казачество вследствие такого наплыва новых пришельцев обратилось в грозную силу. Польские короли решили воспользоваться этой силой и стали привлекать казаков на службу к себе в войско, раздавали им земли в Малороссии и, наконец, придали им правильное военное устройство.

Малороссийские казаки были разделены на полки, подчинены власти полковников и верховному начальству гетмана, выбираемого из полковников. Но не все казаки подчинились этому устройству. Многие не захотели поступить на польскую службу и образовали вольные дружины, которые укрепились на островах за днепровскими порогами. Здесь, на одном из островов, находилось главное их поселение — Запорожская Сечь.

Оппозиционный Брацлав, не принявший соглашения, вошел в состав Речи Посполитой как автономное Великое княжество Русское. Таким образом, на территории Гетманщины не было единства в вопросе вхождения в состав Московского царства. После решения Земского Собора и Переяславской рады на территорию Гетманщины потянулись переселенцы с Запада Волыни, Галичины , спасающиеся от произвола шляхты. Левобережная Украина и Слобожанщина превратились в густонаселенные регионы, города стали крупными торговыми и ремесленными центрами. Скачок экономического развития был очевиден. Русско-польская война 23 октября 1653 года Москва объявила войну Речи Посполитой , а весной 1654 года вторглась в ее восточные земли. Основные боевые действия развернулись на территориях Беларуси; Галичины; Правобережной Украины. Москве и запорожцам удалось «отвоевать» Смоленск, а полякам, заключившим союз с крымским ханом, осадить и взять Брацлав и Умань. Речь Посполитая переживала сильнейший геополитический кризис. Главные итоги присоединения Украины к России Процесс присоединения Украины к Московскому царству, длительный и сложный, принес большое количество выгод и проблем как первой, так и последнему. Московское царство:.

В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования. Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости». На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину.

После этого сам Хмельницкий, казацкие старшины и весь народ присягнули на верность царю Алексею Михайловичу, и вся Малороссия была присоединена к России. Все поборы с Украины шли в гетманскую казну. Волею судьбы, получив власть, казаки сыграли историческую роль в развитии Украины. Уже после Переяславля гетманы неоднократно шли то на союз с Польшей, то вели сепаратные переговоры с крымским ханом, то снова возвращались под власть московского царя, пытаясь, таким образом, извлечь как можно больше выгоды для себя самих. А вот сейчас… В настоящее время существует масса литературы, посвящённой Переяславлю. Для того, чтобы получить объективное представление о событиях 1648-1654 годов достаточно прочитать соответствующие книги, затратив несколько дней. Однако, для многих читать литературу — это тяжкий труд, а посему достоверные факты неизвестны широкой публике. Как результат — появление в прессе и литературе множества мифов и небылиц о казачестве и украинской истории. Некоторые из этих мифов рассказывают сейчас школьникам на уроках. Обманывать всех и всегда, может быть, нельзя, но всегда можно обманывать подавляющее большинство. А потому, события 1654 года будут и дальше использоваться для манипуляции общественным мнением со стороны, как русофилов, так и русофобов. Переяславская Рада переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. Осознание этого факта ущемляет самолюбие многих поляков, что питает их скрытую нелюбовь к России. Это может служить некоторым объяснением патологического русофобства, например, самого выдающегося поляка 20-го века Збигнева Бжезинского. Становится ясным, почему в Украине сейчас широко пропагандируются идеи тесного союза с Польшей.

Не токмо права и привилея

Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого В январе 1648 года вспыхнуло мощное повстанческое движение под руководством чигиринского сотника Богдана Хмельницкого. О его жизни до восстания известно мало. Наиболее распространенной является версия, что Богдан Хмельницкий происходил из шляхетского рода. Его отец Михаил служил у гетмана Станислава Жолкевского и за верную службу получил хутор Суботов, где и родился его сын Зиновий, нареченный вторым именем Богдан. Образование получил в киевской братской школе и в иезуитском коллегиуме во Львове, оставшись православным. Участвовал в польско-турецкой войне 1620-1621 годов, попал в плен, в котором провел два года, прежде чем его выкупили родственники. Активно участвовал в морских походах запорожцев на турецкие города, а также, по утверждению Летописи Самовидца, сражался в рядах польских войск в Смоленской войне Речи Посполитой с Русским царством 1632-1634 гг. Поводом к восстанию послужило то, что польский подстароста Даниэль Чаплинский силой захватил и разграбил хутор Суботов и, по версии ряда историков, до смерти избил младшего сына Хмельницкого и увез с собой женщину по имени Гелена, с которой Богдан жил после смерти жены. Хмельницкий обратился в суд, но безрезультатно.

А король Владислав IV, к которому сотник отправился за справедливостью, судя по всему, не захотел напрямую ссориться с влиятельным магнатским семейством Чаплинских и дал Богдану совет в духе: "У тебя есть сабля, саблею дело и реши". Тогда в январе 1648 года Хмельницкий обратился за помощью к запорожцам, которые, устав от гнета польско-литовских феодалов, активно поддержали лидера, причем как "реестровые", так и вольные. Также Богдану удалось договориться с крымским ханом Исламом III Гиреем, который отправил в помощь казакам своих всадников во главе с мурзой Тугай-беем. Казаки и татары разбили войска двух коронных гетманов под Желтыми водами и Корсунем, одержали победу под Пилявцами, а в декабре вступили в Киев. Восстание стало стремительно распространяться практически по всей территории Малороссии. Еще в июне 1648 года Хмельницкий, понимая, что в одиночку сражаться с Польшей казаки долго не смогут крымский хан был очень ненадежным союзником , направил письмо царю Алексею Михайловичу, в котором попросил его принять территории Войска Запорожского в подданство Русского царства. Однако государю в тот момент было не до казаков и войны с Речью Посполитой, поскольку Россию охватила серия городских восстаний.

Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи. Широкое распространение получило крепостное право. Украинское население превращалось в зависимое. Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением. С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения. Религиозный конфликт разрастался. Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей. Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому. Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии. Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже. Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей. Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта». Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян. Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям. Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы. Например, Ю. Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание. Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином. Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем.

Земский собор высказался за присоединение Украины к России и за объявление войны Речи Посполитой. На Украину выехало посольство во главе с боярином В. Украина входила в состав Московского государства на особых условиях, которые были изложены в так называемых «мартовских статьях». Присягая царю, украинские сословия сохраняли все свои права и привилегии, казацкий реестр увеличивался до 60 тыс. Русским правительством подтверждалась выборность гетманской власти и ее автономность, в том числе право принимать иностранных послов за исключением послов Польши и Турции. Однако верховным распорядителем всех украинских земель являлся теперь московский царь, а собранные на Украине налоги поступали в царскую казну и лишь оттуда распределялись на местные нужды. Переяславский договор 1654 г. Но на практике воссоединение оказалось долгим и мучительным процессом. Интересы московских властей и казацкой старшины часто не совпадали, что приводило к противоречиям и конфликтам, затруднявшим русско-украинское сближение. Решения Земского собора и Переяславской рады означали войну с Речью Посполитой. Военные действия начались в 1654 г. В тылу у поляков вспыхивали восстания местного населения, которое оказывало поддержку русской армии. В следующем 1655 г. Боевые действия шли и на Украине, где русско-казацкие войска также действовали весьма удачно. Летом 1655 г. Опасаясь чрезмерного усиления северного соседа, Россия в 1656 г. Богдан Хмельницкий воспринял это перемирие как предательство со стороны Москвы и борьбу с поляками не прекратил. В 1658 г. Но теперь она приняла тяжелый, изнурительный характер. Это было связано с тем, что Польша сумела за годы перемирия мобилизовать свои силы, укрепить армию. Кроме того, изменилась политическая обстановка на Украине. После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 г. Он придерживался пропольской ориентации и осенью 1658 г. По условиям этого договора Запорожское Войско возвращалось на службу к польскому королю. Польша взамен соглашалась на создание в пределах Речи Посполитой автономного Княжества Русского Киевское, Брацлавское и Черниговское воеводства во главе с гетманом Выговским, сохраняла размер казацкого реестра, обещала отменить Брестскую унию. Впрочем, впоследствии польский сейм не утвердил основные положения Гадячского договора. Перейдя на сторону поляков, Выговский начал военные действия против России. Однако большинство населения Украины не поддержало гетмана. Против него началось широкое движение, во главе которого был поставлен сын Богдана Хмельницкого Юрий. В сентябре 1659 г. Иван Выговский потерпел поражение под Белой Церковью, а в октябре того же года новым гетманом на казацкой раде, состоявшейся в Переяславе, избрали Юрия Хмельницкого. Договор с Москвой был восстановлен так называемые «Переяславские статьи» , но теперь он значительно ограничивал украинскую самостоятельность. Юрий Хмельницкий мало чем напоминал своего выдающегося отца.

Только общение с польским королем и турецким султаном гетман должен был согласовать с царём. Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. Украинцы были избавлены от порабощения панской Польшей, поглощения султанской Турцией и разорения ордами крымского хана. Русские и украинцы стали вместе бороться против захватчиков. Вхождение Украины в состав России создавало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития Украины.

Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины

Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины Я хочу поговорить об одном из самых важных моментов нашей истории – Воссоединение России и Украины XVII века.
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа Воссоединение Украины с Россией.
Воссоединение Украины с Россией в XVII в Воссоединение Украины с Россией произошло потому, что российские большевики предлжили украинцам устраивающую их социальную программу.

Воссоединение Украины с Россией в XVII в

Хмельницкий терпел одно поражение за другим и был вынужден заключить Белоцерковский мир, отменивший положения Зборовского. В 1652 году, проведя реорганизацию воска, гетман начал новую военную компанию, а в 1653 году снова обратился за помощью в Москву. Хмельницкий, понимая, что Москва опять может затянуть рассмотрение вопроса об объединении и помощи, решил ее «поторопить», отправив к царю вслед за основным посольством своего доверенного Л. Последний должен был предупредить царя том, что гетман всерьез рассматривает предложение о помощи от турецкого султана.

Расчет был таким: союз запорожцев и осман не выгоден Москве, царь, не желая его, примет предложение Б. Хмельницкого и окажет помощь. Именно это и произошло.

План Романова Москва, которая в 1651 году уже рассматривала вопрос о присоединении Малороссии, не смогла проигнорировать новое обращение. Земцы, выслушав посланников гетмана, войскового старшину Г. Гуляницина и войскового писаря И.

Выговского, приняли решение «черкес принять». В сентябре в Москву приехал доверенный гетмана Л.

Вот почему пришельцы стали невольно перенимать обычаи казаков, уже издавна, лет за 200 до этого времени, поселившихся в Приднепровье, и постепенно перешли в казачество. Казачество вследствие такого наплыва новых пришельцев обратилось в грозную силу. Польские короли решили воспользоваться этой силой и стали привлекать казаков на службу к себе в войско, раздавали им земли в Малороссии и, наконец, придали им правильное военное устройство. Малороссийские казаки были разделены на полки, подчинены власти полковников и верховному начальству гетмана, выбираемого из полковников. Но не все казаки подчинились этому устройству. Многие не захотели поступить на польскую службу и образовали вольные дружины, которые укрепились на островах за днепровскими порогами. Здесь, на одном из островов, находилось главное их поселение — Запорожская Сечь.

От места поселения эти казацкие дружины получили название запорожцев. Они не признавали над собой ничьей власти и подчинялись только своему выборному атаману и тому суровому уставу, по которому у всех были равные права и обязанности. Запорожцы принимали в свое войско только православных. Когда польское правительство стало угнетать народ в Малороссии и потворствовать гонениям на православие, запорожцы обратились в заклятых врагов Польши. Запорожская Сечь сделалась главным убежищем для всех гонимых за православную веру, и запорожское войско стало биться за освобождение своих единоверцев от польского гнета. Казакам и народу не под силу было бороться с Польшей, а потому все казацкие восстания оканчивались неудачно, пока в середине XVII века не появился среди малороссийского народа такой вождь, который решил во что бы то ни стало избавить Малороссию от польского гнета. Этим народным вождем стал казацкий сотник Зиновий-Богдан Хмельницкий. В течение пяти-шести лет подряд он возглавлял отчаянную борьбу за независимость малороссийского народа.

От поляков были освобождены Подолия и Волынь. Началось восстание в Белоруссии. Но наступала зима, разразилась эпидемия чумы. Хмельницкий согласился на предложение польского короля Яна-Казимира о перемирии и отвел свою армию в Поднепровье. В конце декабря победители торжественно въехали в Киев. На Украине Хмельницкий в начале 1649 г. Польское правительство к лету собрало коронную армию из 200 тыс. Ее разделили на три части — две из них поставили в Подолии и на Волыни; третья, основная, во главе с королем должна была выйти из Польши. Главное повстанческое войско Хмельницкого вышло на запад. Вместе с ним двигалась орда Гирея. Поляки собрали в Збараже до 60 тыс. В конце июня сюда подошли главные силы Хмельницкого. Под стенами города они разгромили лучшие полки польских гетманов. К Збаражу приближались основные польские силы Яна-Казимира. Хмельницкий в конце июля с лучшими полками стремительно пошел навстречу королю и встретил его в 50 верстах от Збаража у города Зборов. Здесь 5 августа началось ожесточенное сражение. Повстанцы расчленили польскую армию на три части и начали ее истребление. В этот день поляки потеряли 11 тыс. На следующий день битва возобновилась, польскую армию ожидала катастрофа. Но крымский хан потребовал прекратить сражение и заключить мир с королем, угрожая объединить свои и польские силы против Хмельницкого. Согласно его условиям реестровое войско увеличивалось до 40 тыс. Оно размещалось в трех воеводствах — Киевском, Брацлавском и Черниговском, которые подчинялись гетману Хмельницкому. Польским войскам там пребывать запрещалось. Но Украина по-прежнему оставалась под властью Польши.

Недовольна договором была и казацкая старшина. Польская шляхта тоже хотела большего, стремясь полностью подчинить себе Украину. Поэтому война продолжилась. В 1652 г. Осенью 1653 г. Заключенный затем Жванецкий договор в целом повторял пункты Зборовского мира. Несмотря на одержанные победы, было совершенно ясно, что Украина не может самостоятельно освободиться от власти Речи Посполитой. Собственных ресурсов для длительной борьбы не хватало, а крымские татары были слишком ненадежным союзником. Понимая это, Богдан Хмельницкий еще летом 1648 г. В январе 1649 г. Однако помощи со стороны России оказано не было, что объясняется целым рядом причин. Во-первых, в самом Московском государстве в это время сохранялась сложная внутренняя обстановка, связанная с городскими восстаниями. Во-вторых, Россия была не готова к войне, которую неминуемо пришлось бы объявить Речи Посполитой в случае удовлетворения просьбы Богдана Хмельницкого. В-третьих, русскому правительству было не совсем понятно, что происходит на Украине — очередной казацкий мятеж или широкомасштабная освободительная война. Поэтому Москва заняла выжидающую позицию, внимательно следя за происходящим и воздерживаясь от прямого военного вмешательства. В то же время Россия поддерживала восстание косвенно: на русско-украинской границе были отменены пошлины; в разоренные войной районы Украины в большом объеме завозилось продовольствие; был открыт доступ беженцам на русские территории; московские послы в Польше добивались, чтобы король принял требования восставших; наконец, донским казакам позволили участвовать в войне на стороне запорожцев. В феврале 1651 г. В конце 1652 г. Хмельницкий активизировал переговоры с Москвой. Ситуация на Украине к этому времени сложилась крайне напряженная, и русское правительство осознало, что затягивать решение вопроса больше нельзя. Земский собор высказался за присоединение Украины к России и за объявление войны Речи Посполитой. На Украину выехало посольство во главе с боярином В. Украина входила в состав Московского государства на особых условиях, которые были изложены в так называемых «мартовских статьях». Присягая царю, украинские сословия сохраняли все свои права и привилегии, казацкий реестр увеличивался до 60 тыс. Русским правительством подтверждалась выборность гетманской власти и ее автономность, в том числе право принимать иностранных послов за исключением послов Польши и Турции. Однако верховным распорядителем всех украинских земель являлся теперь московский царь, а собранные на Украине налоги поступали в царскую казну и лишь оттуда распределялись на местные нужды. Переяславский договор 1654 г. Но на практике воссоединение оказалось долгим и мучительным процессом. Интересы московских властей и казацкой старшины часто не совпадали, что приводило к противоречиям и конфликтам, затруднявшим русско-украинское сближение. Решения Земского собора и Переяславской рады означали войну с Речью Посполитой. Военные действия начались в 1654 г. В тылу у поляков вспыхивали восстания местного населения, которое оказывало поддержку русской армии. В следующем 1655 г.

История. 7 класс

Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией».
Воссоединение России с Россией - Аргументы Недели Мы объективно показали исторический процесс на Украине с VI по XXI век.
Воссоединение Украины с Россией Одной из главных задач внешней политики России 17 в. явилась борьба за воссоединение с московским государством территорий, отторгнутых Литвой и Польшей в предыдущие века.
Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий Воссоединение Украины (особенно Левобережной) с Россией стало важным фактором укрепления российской государственности.

Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады

Мы боролись за общую победу. Если смотреть глубже, то история Украины XVII века — это вхождение Украины в состав Российского государства на правах автономии как лучшая альтернатива для развития Украины. Ведь Киевская Русь — общая этническая, этнокультурная база для трёх наших восточнославянских народов. Первое издание было встречено на Украине не очень хорошо.

Тогда Виктор Ющенко потрясал книгой перед публикой и говорил, мол, вот как прислужники Кремля подают нашу историю в общем контексте, а Украина должна быть отдельно, мы европейцы, и так далее, и так далее. Я думаю, что и это издание будет встречено точно так же, даже, вероятно, ещё более жестко. Потому что здесь мы кое-что даже обострили, довели повествование до 2014 года — переворота на Майдане.

Но это уже не наши проблемы. Для меня тот раздрай, который происходит между Россией и Украиной, — личное горе. Потому что этнически мы родственники, да и культурно тоже.

В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины.

Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию.

В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях.

Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией.

Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т.

Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться.

Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г.

В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская.

Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины.

На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей.

В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг.

Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в.

Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М.

Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в.

Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты.

Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений.

На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др.

В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины.

Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину.

Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г.

А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России.

В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл.

На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса.

Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя.

В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство. В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство. Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года.

Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому. Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией.

А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых! Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены.

Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия. Поняв, что Россия может открыто выступать против Речи Посполитой, король вынужден был держать наготове против неё большие военные силы, которые в другом случае мог бы бросить против войска Хмельницкого.

Именно поэтому весь 1650 год прошёл без больших сражений и позволил гетману накопить силы. Лишь в феврале 1951 года шляхетское войско смогло начать наступление. Вторгшись на казацкую территорию, оно двинулось в направление Винницы.

Король не случайно начал войну зимой. Пешее войско восставших вязло в снегах, боеспособность его снизилась. Погиб верный сподвижник Хмельницкого Данила Нечай.

В этот тяжёлый для Украины момент в Москве был созван Земский собор. Собравшимся боярам, дворянам, посадским людям, православному духовенству было оглашено царское письмо. Более того, король договорился с крымским ханом о нападение на Россию, а также пропустил в Швецию ханского посла, который ехал, чтобы и его подбить к войне с Россией.

В конце письма говорилось, что гетман Богдан Хмельницкий просит принять его под высокую государеву руку. Историческое решение было принято, теперь предстояло, преодолевая огромные трудности, претворить его в жизнь. Это удалось не сразу.

Решительный шаг России — Земский собор. Москва пристально следила за событиями на Украине, всё больше наращивала помощь восставшим. К осени 1653 года, когда обстановка на Украине стала критической, собрался общероссийский Земский собор.

Не было на Руси человека, кто не одобрял бы этого шага, хотя был он труден, обещал тяготы и лишения. Принятое собором решение означало объявление войны могущественной Речи Посполитой. Кроме того, оно до крайности обостряло отношения с Крымом и могущественной Османской империей, делало очень вероятным столкновение со Швецией.

Переяславская рада После решения Земского собора на Украину было послано великое посольство. Его возглавил ближний царский боярин тверской наместник Василий Бутурлин. С ним ехали окольничий, муромский наместник Иван Алферьев и думный дьяк Ларион Лопухин.

С посольством следовал большой почётный конвой. У въезда в город были выстроены шпалерами казаки, они приветствовали послов ружейным салютом. Это не был обычный казацкий сбор.

Богдан призвал к соединению с единокровным русским народом. Мощный гул одобрения был ему ответом. Известие о Переяславской Раде быстро облетело всю Украину.

Повсюду рождало оно радость и ликование. На присяге русскому царю Войска Запорожского по приблизительным данным было: 11 полковников, 62 военных судьи, 5 обозных, 115 шляхтичей, 1475 сотников, хорунжих есаулов и писарей, а также 60 375 казаков, 625 войтов, бурмистров и атаманов, 37 монахов, 59. По сведениям представителей России, присягу приняли 122 542 человек мужского пола.

В течение января и февраля месяца присягнули на верность московскому царю население Киева, Чернигова, Нежина, Белой Церкви, Канева, Прилук, Черкасска, и других городов, а также сёл Войска Запорожского. Население всюду с большой радостью и ликованием встречало русских посланников и торжественно клялись вечно жить в братской дружбе с великим русским народом. Было вынесено решение по всем пунктам, последний из них, 23-й был внесен русским правительством.

После исторического акта воссоединения 8 18 января в Переяславе, боярин Василий Васильевич Бутурлин с представителями русского правительства отправились в Киев. В другие города и крупные населенные пункты также выехали уполномоченные лица для принятия присяги. Когда Василий Бутурлин находился в полутора верстах от Золотых ворот, его встретили митрополит Сильвестр Коссов, Черниговский епископ Зосима, Печерский архимандрит Иосиф и несколько других игуменов.

Митрополит Сильвестр приветствовал московских представителей, как посланцев русского народа, которых с братской любовью, радостью и ликованием приветствует весь украинский народ. Затем все пришли в Софийский собор, где эта встреча была завершена торжественным молебном, а 17 января была принята присяга от киевлян. Такого рода торжественный приём московских представителей происходил во всех городах и селениях, где они появлялись.

Во всех этих встречах активно участвовало местное духовенство в церковном одеяние с крестами и иконами. Историческое значение воссоединения Украины с Россией. Православная Украинская Церковь совершенно правильно оценивала значение Переяславского акта.

Если в союзе с братским русским народом, украинский, после воссоединения получил возможность полного развития всех своих экономических и культурных сил, то значительных успехов достигла и Православная Церковь на Украине, ставшая свободной от иезуитско-шляхетского гнета. В 1946 году на Львовском соборе Брестская уния была полностью ликвидирована. Украина стала частью складывавшегося всероссийского рынка, купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки.

На многочисленных украинских ярмарках русские купцы продавали соль, изделия из железа, меха. Укрепление экономических связей с Россией способствовало значительному росту украинских городов и распространению железоделательного, поташного, мукомольного и других промыслов. Сплоченность трудящихся масс Украины и России укрепилась в совместной борьбе против общих внешних врагов.

Воссоединение Украины с Россией содействовало также культурному общению двух братских народов, укрепление позиции Православной церкви и московского государства во всём мире. Однако этот великий акт имела не только радостное значение. После в истории нашему общему народу предстояло встретиться с вынужденные последствия, ведь пошли войны с Речью Посполитой, Османской империей, Крымским ханством, Швецией, которые унесли не мало русско-украинских жизней.

Но это того стоило, потому, что Россия и Украины были являются и будут братьями на века. Три века спустя — наше время Прошло то тяжёлое время смуты на украинской земле и нет больше иноземного феодального гнёта, однако за эти долгие 361 год очень многое в русско-украинских взаимоотношениях поменялось, долго просуществовали два братских народа вместе, не разъединяясь друг с другом. Сегодня, отношения России и Украины находятся в состоянии холодной войны.

Всем хорошо известно, что этому способствовала внешняя политика украинских властей. Стоит отметить, что всё это началось с распада СССР, когда огромное государство под влиянием внутренних и внешних факторов рухнуло, и дружественные некогда республики, находившиеся раньше в одном государстве отстранились друг от друга. При выполнении и анализе своей исследовательской работы, я пришёл к выводу, что Украины в XVII веке по политическому настрою мало отличается от сегодняшней.

Слово «Малороссия» использовалось образованными малороссиянами, принадлежало к высокому стилю. Спрашивается: какое же название было среди малороссиян широкоупотребительным? Ответ очень простой — «Русь». Они соглашаются: «Да, действительно, до советской украинизации большинство жителей Украины считали себя не украинцами, а русскими». И затем добавляют: «Но не считали русскими москалей! И голословная.

Она не основана на источниках, это лишь опрокидывание современных представлений в прошлое. Жители Малороссии и жители Великороссии называли друг друга русскими, это хорошо прослеживается по источникам. Этническое содержание у слова «москаль» возникает лишь в XX веке. На Украине множество сёл с названиями типа Москалёвка, Москалёво: они так называются потому, что в них селились отставные солдаты — солдаты не великороссийского происхождения, а малороссийского. В свою очередь, в Великой России употреблялось слово «черкасы» — и употреблялось тоже не по этническому принципу, а по социальному, то есть не в отношении малороссиян как таковых, а в отношении казаков. И давайте обратим внимание вот на что.

Когда после смерти Хмельницкого гетман Выговский пытался вернуть Малороссию под контроль польской короны в обмен на шляхетские привилегии для казачьей старшины, он просил поляков учредить в составе Речи Посполитой регион с этническим названием — Великое княжество Русское. А влившись в состав России, казаки не просили ни о каком княжестве. Потому что не отделяли себя от великороссийского населения — ни этнически, ни религиозно. Имея в России автономию, Войско Запорожское не обосновывало её этническими мотивами. При этом такие мотивы прослеживаются в договоре гетмана Выговского с Речью Посполитой и в договоре гетмана Дорошенко с Османской империей обоим соглашениям, слава богу, не суждено было воплотиться в жизнь. В текстах этих двух договоров присутствует понятие «народа русского» как этнополитической общности, которая должна быть наделена польской или турецкой властью определёнными правами.

И напротив, принятие казаками московской царской власти воспринималось ими как обретение над собой своей власти, русской власти, собственной власти. Следующий за ним гетман — сын Хмельницкого Юрий — тоже предал Россию. Затем… — Можете не перечислять.

По нему часть территорий входила в состав Русского государства на правах автономии. Для России последствием стала тяжелая 13-летняя война с Речью Посполитой. Еще по теме Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией». Между тем, часть историков отмечает, что точнее было бы называть этот процесс постепенной интеграцией Левобережной Гетманщины в состав Российского государства. Присоединение Правобережной Украины: Екатерина II Еще одна значимая веха в истории российско-украинских отношений — 18-й век. Про этот период некоторые историки говорят, что именно тогда украинские а также белорусские земли полностью воссоединились с Россией.

В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников. Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий