Новости эвора сезария биография

Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. — Я Сезарию почти не помню, маленькая была, когда меня к ней в гости привозили, в Кабо-Верде, — рассказывает Катя Эвора. Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал.

Эвора Сезария — Биография

В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur (1991), пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась в субботу в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. Сезария Эвора В баре небольшого портового городка витают клубы табачного дыма и толпится множество людей.

Умерла Сезария Эвора

17 декабря 2011), более известный как Cize, был певцом и автором песен из Кабо-Верде. В 1969 году Сезария Эвора получила известность на национальном уровне благодаря своему дебютному альбому «Африканский Могикан». Легендарная певица Сезария Эвора, получившая прозвище Босоногая дива, скончалась у себя на родине, на острове Сан-Винсенте, входящем в состав Кабо-Верде, в возрасте 70 тельница н. Главная» Новости» Эвора сезария концерт в париже. Всемирно признанная звезда, Сезария Эвора, также имела честь выступить со специальным репортажем о себе на французско-немецком культурном канале «Arte».

Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе

Сезарию Эвору часто называют черным бриллиантом в короне крошечного государства Кабо-Верде, но разве можно измерить материальную ценность и значение босоногой певицы морны, фаду, модиньи для каждого из нас и этого мира. исполнительницы морны. К празднику мы публикуем материал журналиста "НП", которая пообщалась с певицей в 2011 году. Эвора, Сезария — Сезария Эвора Cesária Évora В апреле 2008 года Основная информация Дата рождения 27 августа 1941(1941-08-27) Место рождения Минделу, Кабо-Верде Дата смерти 17 декабря 2011(2011-12-17) (70 лет) Место смерти Сан-Висенте. Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног.

Сезария Эвора (Cesaria Evora) биография, фото, личная жизнь, слушать песни онлайн

Вскоре последовала знаменательная встреча с Хосе Да Сильва, соотечественником Сезарии, живущим во Франции. Фанат музыкальной культуры своего народа, Хосе ночью работает путевым обходчиком, а дни посвящает музыке. Именно он берет в свои руки ее карьеру, в результате чего в этом же году выходит ее первый французский альбом «Босоногая Дива». Этим альбомом начинается ее сотрудничество с Lusafrica, которое длится до сих пор. В 1990 году выходит второй альбом Сезарии «Судьба красавицы». Этот альбом не делает много шума, но слава Сезарии растет в среде диаспоры Кабо-Верде. В 1991 году Сезарию ждет успех на фестивале в Ангулеме. Она замечена французской прессой.

И, хотя ее выступление в Париже 2 июня 1991 года собирает лишь соотечественников, «Либерасьон» пишет о ней в восторженных выражениях. Сезария отмечает свое пятидесятилетие выпуском нового альбома, о котором восторженно отзывается Le Monde. Диск звучит по радио, ее сольный концерт 14 декабря полностью распродан, ее аудитория на сей раз состоит уже практически из одних европейцев. В 1992 году происходит запись альбома «Мисс Перфумадо», за который Сезария получает Золотой Диск, став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха. Пресса захлебывается от восторга и смакует детали ее жизни, ее непомерную страсть к курению и коньяку, ее трудную жизнь в Минделу на краю света, называя ее африканской Билли Холидей. В этом году проходят первые концерты в Олимпии, весь Париж у ее ног. Весь этот год проходит в гастролях: Португалия, Канада, Испания, Япония… В 1994 году открытие Бразилии и встреча Сезарии с бразильцем Каэтано Велозо, оказавшим большое влияние на ее творчество.

Снова бесчисленные турне по всему миру… И почти в каждой стране лучшие певцы просят ее спеть с ними. В этом же году выходит сборник «Красивейшие морны Сезарии».

Эта идея даже отражена в современном португальском гимне, где поется : «Вернем Португалии процветание». Кабо-Верде перенимала эти настроения сразу по нескольким причинам. Это и португальское влияние, и антиколониальные движения, которые заявляли об утраченном величии в двойном масштабе, и афроцентризм , утверждающий величие африканской расы, угнетаемой Европой.

И как бы обрадовались саудозисты, увидев, насколько кардинально перевернула игру Сезария Эвора. Культ условных «португальских вещей» пришел не только в португалоговорящие страны, но и во весь европейский мир. Если почитать статьи о Сезарии в СМИ, можно заметить, что в большинстве случаев это не безосновательный, но очень романтизированный рассказ о жизни дивы-иноземки, основанный на представлении о ней как о материнской, наследственной, подлинной, народной, экзотической. Такие характеристики западных СМИ можно трактовать как воплощение имперского мышления , для которого существование талантов вне имперского мира кажется диковинкой, из-за чего к инаковости и непохожести привлекается особое внимание. Жанр world music: цель, критика и вклад Сезарии Эворы Эта непохожесть — часть большого жанра world music, ярчайшим представителем которого стала Сезария.

Придуманный в лондонском пабе в 1987 году диджеями и продюсерами, world music был задуман как маркетинговый термин для большей узнаваемости новых популярных африканских групп после успеха альбома Пола Саймона Graceland , записанного годом ранее. Тем не менее одно определение для музыкантов из разных стран и культур, поющих в разных стилях и жанрах, стало невольным реверансом в сторону колониального разделения на the west and the rest — «запад и остальных», — ведь жанр конструируется относительно преимущественно «белого» канона англо-американской музыки. В 1999 году фронтмен Talking Heads Дэвид Бирн написал громкую статью в The New York Times c подзаголовком «Я ненавижу мировую музыку», в которой утверждал, что дистанцирование между «нами» и «ними» — «не слишком тонкий способ подтвердить гегемонию западной поп-культуры». Смелый и дерзкий шаг, Белый человек! Индийский музыкант Рави Шанкар учил Джорджа Харрисона играть на индийском струнном щипковом инструменте — ситаре.

Широкую известность обрел Боб Марли и его регги, уходящий корнями в музыку Ямайки. Сезария же приблизила жанр world music к народу и показала другую сторону «этники». Вместо карнавальной экзотики — сдержанность и сила одинокой женщины, живущей далеко за океаном. И именно этот парадокс в огромном территориальном расстоянии и мизерном ментальном так привлек мировую общественность. Не зная языка, каждый мог услышать в этой музыке себя и почувствовать то самое непереводимое саудаде.

Ведь если мы не можем обозначить свои чувства, это не значит, что мы не можем их испытывать. Вклад в культурное наследие Кабо-Верде Главный вклад Сезария, конечно, сделала в культурное развитие своей родины. Она записывала музыку на появившемся в 1988 году и до сих пор действующем лейбле Lucafrica. Изначально он создавался специально под Сезарию, но позже стал музыкальным домом для сотни исполнителей и музыкантов, приехавших из разных точек Африки. Lucafrica стала первой компанией, продвигающей исполнителей из Кабо-Верде.

Сезария также финансировала всю систему начального и большую часть среднего образования Островов, на ее деньги содержалась почти половина здравоохранения страны. Но серьезнее всего она относилась к своим молодым ученикам-музыкантам: уж сколько их хотело стать «следующей Сезарией». Склонность к созданию музыки уже стала прижившимся нарративом и внутри, и вне Островов. В народе даже гуляет шутка: «Вы не настоящий житель Кабо-Верде, если не выпустили компакт-диск».

Ее продюсер даже пытался «подкупить» певицу, пообещав подарить ей шикарный «Мерседес» в обмен на отказ от табака. Сезария очень хотела эту машину и даже попробовала какое-то время не курить, но в итоге все равно сорвалась. Она могла часами утюжить одежду Сезария очень любила утюжить все подряд. Сезария требовала, чтобы в ее номере обязательно был хороший утюг, и перед концертом могла часами выглаживать свои наряды. Она делала это фанатично и, казалось, находила в манипуляциях утюгом своего рода отдушину.

Порой Сезария так увлекалась процессом, что обжигалась, за что частенько сама над собой посмеивалась. Ходить босиком Босиком она чувствовала себя свободно и гармонично. В прохладную дождливую погоду она могла надеть куртку, теплый платок и сланцы, причем частенько щеголяла в таком виде даже во время гастролей в больших городах. В Кабо-Верде, на родине певицы, можно встретить много босоногих людей. Ну а сама Сезария не раз повторяла в интервью, что это просто дань традиции, ведь так ходить она привыкла с детства. На ее родине люди живут очень бедно и встретить босоногого человека на улице не редкость. Спать на полу С раннего детства и вплоть до преклонных лет Сезария прожила в старом доме вместе со своими многочисленными родственниками. Она была гостеприимным и хлебосольным человеком, и помимо того, как разрасталась ее семья, Эвора просто делала в доме пристройки. Новым большим домом Сезария обзавелась только тогда, когда поняла, что старый уже просто не может вместить всех жильцов.

Ее дебютный альбом La Diva aux Pieds Nus из 8 песен вышел в 1988 году и принес ей первую волну международного успеха и признания. В его состав вошла песня «Sodade», один из главных хитов исполнительницы за все время. В 1994 году Руфино Алмейда Бау присоединился к ее гастролирующей группе, а через пару лет он стал ее музыкальным руководителем и был в этой должности до осени 1999 г. Он был высоко оценен критиками и слушателями и получил первую номинацию на премию Грэмми. В 2006 состоялось знакомство Эворы с журналистом, продюсером и автором песен из Италии Альберто Зеппьери.

Проект собирал средства для Всемирной продовольственной программы ООН, послом которой Сезария стала в 2003 году. Франции, Польши и Нидерландов. В 2008 году во время гастролей по Австралии у певицы случился инсульт.

80 лет назад родилась Сезария Эвора

Сезарии Эвора 27 августа исполнилось бы 75: почему певицу обожает весь мир? Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась 17 декабря в возрасте 70 лет на своей родине в Кабо-Верде.
#cesariaday: памяти босоногой королевы Сезарии Эворы Сезария Эвора» Биографии знаменитых людей, фото. БИОГРАФИЯ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ: calipsyashci — LiveJournal. Звезды в тренде.

Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы

В 2006 году Сезария познакомилась с итальянским автором песен Альберто Зеппиери. Этот пятый том проекта освещает и привлекает средства для Всемирной продовольственной программы ООН, послом которой Сезария была с 2003 года. Позже, в 2006 году, она выпустила свой следующий альбом Rogamar. Он имел успех и был отмечен в шести европейских странах, включая Францию, Польшу и Нидерланды.

Во время своего турне по Австралии в 2008 году она перенесла инсульт. В 2009 году она выпустила свой последний альбом Nha Sentimento , который был записан в Минделу и Париже Жозе да Силва. Альбом достиг 6-го места в Польше и 21-го места во Франции.

В 2009 году она была сделана рыцарем Французского Почетного легиона министром культуры и коммуникаций Франции , Кристин Албанель , первая из жителей Кабо-Верде, ставшая таковой. Она получила свою последнюю награду на конкурсе Kora All African Music Awards 2010 , награду «Заслуги жюри» во второй раз. Она также была родственницей великого Баны.

Награды и почести Большой крест Ордена принца Генри , Португалия 31 мая 1999 г.

Первоначально исполняла песни в стиле « морна » порт. Свой первый сольный альбом певица записала в сорок три года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне в ресторане «Enclave» клуб лиссабонских кабовердцев, её услышал Жозе да Силва, француз с кабовердийскими корнями, и был покорён её голосом так, что положил три года на то, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию [4]. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica».

Этим альбомом начинается ее сотрудничество с Lusafrica, которое длится до сих пор. В 1990 году выходит второй альбом Сезарии «Судьба красавицы». Этот альбом не делает много шума, но слава Сезарии растет в среде диаспоры Кабо-Верде. В 1991 году Сезарию ждет успех на фестивале в Ангулеме. Она замечена французской прессой. И, хотя ее выступление в Париже 2 июня 1991 года собирает лишь соотечественников, «Либерасьон» пишет о ней в восторженных выражениях. Сезария отмечает свое пятидесятилетие выпуском нового альбома, о котором восторженно отзывается Le Monde. Диск звучит по радио, ее сольный концерт 14 декабря полностью распродан, ее аудитория на сей раз состоит уже практически из одних европейцев. В 1992 году происходит запись альбома «Мисс Перфумадо», за который Сезария получает Золотой Диск, став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха. Пресса захлебывается от восторга и смакует детали ее жизни, ее непомерную страсть к курению и коньяку, ее трудную жизнь в Минделу на краю света, называя ее африканской Билли Холидей. В этом году проходят первые концерты в Олимпии, весь Париж у ее ног. Весь этот год проходит в гастролях: Португалия, Канада, Испания, Япония… В 1994 году открытие Бразилии и встреча Сезарии с бразильцем Каэтано Велозо, оказавшим большое влияние на ее творчество. Снова бесчисленные турне по всему миру… И почти в каждой стране лучшие певцы просят ее спеть с ними. В этом же году выходит сборник «Красивейшие морны Сезарии». Этот год знаменателен тем, что Сезария побеждает свою страсть к коньяку, спутнику ее десятилетней депрессии. В 1995 году — американское турне Сезарии. Ее концерты берут штурмом.

Отец семейства рано умер, оставив семерых детей на попечительстве матери. Сезария с 14 лет начинает выступать на сценах родного портового городка. Следуя музыкальной моде того времени, она исполняет коладеру, африканские песни и морну — ностальгические мотивы о любви, печали, разлуке, жизни. Магический тембр певицы завораживающе действовал на слушателей. В 17-летнем возрасте у исполнительницы медленных и ритмичных кабовердийских песен уже сформировался свой состав музыкантов. Так Сезария со своей группой длительное время и выступает, переезжая из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая этим на существование. Чернокожая яркая девушка с запоминающейся фактурой затрагивала своим дивным голосом тонкие струны души слушателей. Она быстро завоевала признание и любовь своего народа, получив титул «королевы морны». В 1975 году, после изменения политического статуса Сенегала, Сезария не стремится эмигрировать, а остается в родном городе. Продолжая работать в привычном амплуа, певица несколько раз пытала счастье, записываясь в Лиссабоне. Но стать известной ей было суждено лишь в 80-х, после знакомства с молодым французом Хосе Да Сильва, который был поражен и покорен исполнением Сезарии. Согласившись на его уговоры поехать в Париж и записать пластинку, певица кардинально меняет свой образ жизни.

Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе

Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. Биография Сесарии Эвора. ЭВОРА СЕЗАРИЯ (Evora Cesaria) (р. 27 августа 1941, Миндело, Кабо-Верде), фолк-певица из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса, Западная Африка); исполнительница португальского фолка в сочетании с блюзом и джазом. трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. Звезда Кабо-Верде, Сезария Эвора признана одной из самых влиятельных чернокожих певиц в мире. Сезария Эвора. бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. всемирно известная кабовердианская певица.

Певица Сезария Эвора - о русских романсах, кино и совах

Став известной, Сезария больше остро не нуждается в средствах к существованию. Слава поп-звезды принесла хорошие доходы, которые она не особо тратит на себя. Купив себе отчий дом и несколько недорогих автомобилей, почти все заработанные миллионы она отдает на развитие систем здравоохранения и образования в своей стране. Понимая, как живут ее соотечественники, она помогает им, всегда помнит, откуда она родом, и остается верна своим принципам. Вклад певицы в музыкальную культуру Образ существования людей архипелага Кабо-Верде наложил отпечаток на творчество Сезарии Эворы.

Большая часть кабовердийского народа по сей день живет за чертой бедности, как и она сама когда-то. Этим объясняется ее неизменное выступление на сцене босиком. Это дань народу и его нищете, это часть их культуры. Так и жила, не изменяя своим принципам и взглядам, Сезария Эвора.

Биография ее демонстрирует, как она всегда стремилась нести в массы особое португальское слово — «саудаджи». Исполняя на крупных и известных концертных площадках песни на странном креольском диалекте, она всему миру смогла рассказать историю своего народа, показать личную душевную красоту смесью лирики и патриотизма.

Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать.

Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон.

Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет. То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже.

Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде. С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел. Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B.

Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство. Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море! И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня.

Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию. От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску. Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях. Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит. Им никак не удается поймать неуловимый ритмический сдвиг ее пения. Они не совпадают с ней по движению, по темпо-ритму, не могут, как говорят музыканты, «попасть в нее» - музыка разваливается. Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными - почти у каждой есть атрибутированные авторы.

Но в конце концов у всех фольклорных песен когда-то были авторы, только с годами их забыли. А фольклор Кабо-Верде еще настолько молод, что авторов забыть не успели. Классическую морну мы только что прослушали. Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе. А на креольском морна означает «слово». Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово - тоска. Но по-хорошему этому слову нет аналогов ни во французском, ни в английском, ни в русском.

Это какая-то невообразимая смесь ностальгии, меланхолии и нежности, чувство утраты настоящего. Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны чем-то удивительно похожи на наши цыганские романсы. Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, - песня более жанровая, танцевальная и сюжетная. Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало - обычно это один-два куплета и припев, которые повторяются по многу раз. Давайте сейчас послушаем и посмотрим одну колайдеру с того же альбома «Mar Azul ». Скажу сразу, что перевода этой песни найти не удалось, но он, похоже, и не очень нужен. Правда, одну фразу мне вроде бы удалось понять самому. Это фраза «о мама, ескузе вергонья» - «мама, прости меня, бесстыдницу». Песня называется «Станцуем ча-ча-ча ». Этого человека зовут Паулиньо Вейера, и для создания акустического звучания Эворы он сыграл не меньшую, если не большую роль, чем Жозе да Силва.

Ему принадлежат почти все аранжировки на первых пяти акустических альбомах Эворы. А на студийных записях многих песен он исполняет едва ли не все партии - фортепьяно, гитары, кавакиньо, губной гармоники, перкуссии - словом, человек-оркестр. Через год после альбома Mar Azul в 1992 году выходит альбом Miss Perfumado «Благоухающая» , который стал настоящей бомбой. Только в одной Франции за первый месяц было продано 200 000 экземпляров. При том, что, на мой вкус, этот альбом был в целом слабее предыдущего. Зато на нем два совершенно бронебойных хита, без которых впоследствии не обходился ни один концерт Эворы - это песни «Sodade » и «Angola ». Они стали ее визитными карточками. Разумеется, мы их сейчас посмотрим и послушаем.

Сезария родилась в Минделу, небольшом торговом городе на Сан-Висенти один из десяти островов, которые составляют Кабо-Верде 27 августа 1941 года. Ее мать работала поваром, чтобы обеспечить жалкое существование дочери и обеспечить ей воспитание на уровне «достойной бедности».

Отец Сезарии зарабатывал себе на жизнь в качестве скрипача и умер, когда ей исполнилось семь лет в результате алкоголизма, как призналась сама певица много лет спустя. Оставшись практически без средств, мать Сезарии предпочла оставить ее на попечение местного приюта. И именно здесь молодая девушка получила свой первый урок музыки, обучаясь петь в приютской хоре. Сезария покинула хор детского дома в возрасте 13 лет, но на этом ее музыкальное обучение не закончилось. Вскоре она начинает собственную музыкальную карьеру, выступая в местных барах Минделу. Еще будучи подростком, она не теряла времени и зарабатывала репутацию на местной музыкальной сцене. Молодая певица проводила большую часть своего времени с местными музыкантами и медленно, но уверенно превращалась в подлинно талантливую звезду. К 1973 году, когда Кабо-Верде, как и большинство других бывших португальских колоний в Африке, получила полную независимость, Эвора стала уже национальной героиней островов. Благодаря постоянным гастролям и нескольким синглам, которые оказались чрезвычайно популярными на национальном радио, Сезария начала завоевывать все больше преданных последователей и поклонников. Несмотря на свою растущую популярность, Сезария столкнулась с некоторыми трудностями в начале своей карьеры и фактически не занималась музыкой в течение десяти лет.

В 1985 году Сезария возобновила свою карьеру певицы благодаря поощрениям Баны, легендарной покровительницы музыкм Кабо-Верде, которая жила в изгнании в Португалии.

Она обувалась лишь в сандалии во время поездок по странам с умеренным климатом. Отцу Сезарии, доброму и простому человеку, была суждена слишком короткая жизнь. Девочке не исполнилось и 7 лет, когда его не стало.

Детей в семье было, как говорится, семеро по лавкам. Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, мать отдала Сезарию в приют. Повзрослев и малость окрепнув, девушка вернулась домой и стала помогать матери. Чистила, мыла, стирала, готовила, напевала и украдкой поглядывала на фотографии отца-музыканта.

Какие чувства пробуждали они в ней, неизвестно. Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой таверне Сезария впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом, которому был присущ особенный магический тембр.

ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ

Cesaria Evora - биография Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног.
Певица Сезария Эвора - о русских романсах, кино и совах Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды — «Виктуар де ля мюзик» Пять раз она была номинирована на «Grammy» Награждена французским орденом Почётного легиона.
Эвора Сезария — Биография Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал.
Русский след Сезарии Эворы - МК Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в Минделу (Острова Зеленого Мыса, ныне Республика Кабо Верде).

Сезария Эвора: история чернокожей Золушки

Благодаря ему вышел первый французский альбом певицы "La Diva aux pieds nus" "Босоногая Дива". В 1990 году певица выпустила второй альбом "Distino di Belita" "Судьба красавицы". Первые диски Сезарии пользовались спросом только в эмигрантской среде, но после сенсационного успеха альбомов "Mar Azul" "Лазурное море", 1991 и "Miss Perfumado" "Благоухающая девушка", 1992 певица прославилась по всей Европе. Во второй половине 1990-х годов в результате успешного турне и выдвижения на Grammy альбома "Cabo Verde" 1997 певица стала широко известна и в США. С 2002 года Сезария Эвора регулярно выступала в России.

Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама». Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно». Вновь ее история кажется похожей на слова песни.

Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы. В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение.

Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины. Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул». Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева.

Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию. Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс.

Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце. Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек».

Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее. А откуда у вас эти шрамы на руках?

На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду. Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь.

Надо будет сегодня вечером обжечь вторую руку — чтобы завтра на концерте все выглядело симметрично. Эвора не любит вспоминать 1975 год, когда Кабо-Верде была дарована независимость. Сегодня это островное государство считается образцовым: вопросы социальной защиты и образования здесь решены полностью.

Но первые плоды независимости, как часто бывает, оказались гнилыми: отток туристов губительно сказался на хилой экономике. Эвора бросила петь и принялась пить — как никогда прежде. Все время: «Пой, пой, пой!

Я больше не могла», — такую версию своего бегства в алкоголизм предпочитает она сегодня. В середине 80-х подружка-аптекарша Изаура, ставшая активисткой одной из комиссий ООН, обхаживавших новорожденную Республику, сосватала Эвору в компанию кабо-вердских музыкантов, сопровождавших местную знаменитость, певца Бана, в его концертах перед кабо-вердской диаспорой Нью-Джерси. Именно там ее услышал продюсер Жозе Да Силва — и влюбился в ее голос.

Он предложил сменить самолет до Кабо-Верде на парижский рейс и записать альбом, который впоследствии станет известен как «La diva aux pieds nus» — «Босоногая дива». Один везунчик вернулся навестить семью и подарил мне флакон в виде Эйфелевой башни. Когда я взяла его в руки, я сказала: «У меня родилась мечта, и она исполнится: когда-нибудь я увижу тебя вблизи, во всей твоей красе».

Так и получилось».

Музыкальные композиции из этого сборника длительное время занимали самые высокие позиции чартов. Сезария получает признание во всей Европе, России, Украине, а особенно во Франции. Популярность ее была огромной в то время и остается такой же сейчас. Песни в ее исполнении, как и она сама, навсегда вошли в историю и продемонстрировали, как талант побеждает над роком. В музыке, которую она поет, вся Сезария Эвора. Сильная личность Личное счастье в любви у Сезарии не сложилось. Семью с любящим и понимающим человеком, который смог бы поддержать ее в беде и радости, создать не удалось, но зато от поиска второй половинки у нее осталось трое замечательных детей.

Воспитанием их она занималась сама. Печаль, тоска и одиночество этой женщины тонко чувствуются в ее песнях. Всю любовь она посвящает детям, музыке, своему народу, родине. Став известной, Сезария больше остро не нуждается в средствах к существованию. Слава поп-звезды принесла хорошие доходы, которые она не особо тратит на себя.

Последний альбом Сезарии вышел через 2 года после ее кончины. Через 3 месяца после похорон имя певицы присвоено аэропорту, расположенному возле Минделу. Возле терминала установлен памятник Сезарии, воспроизводящий фото 2008 года — немолодая грузная босоногая женщина с микрофоном в руке встречает авиапассажиров. Родной дом Босоножки сейчас функционирует как музей. Крошечное государство Кабо-Верде, расположенное на островах Зеленого Мыса ближе к западной части побережья Сенегала, было колонией Португалии до 1975 года. Здесь, в семье кухарки и музыканта, родилась босоногая певица. Отцу, доброму и простому человек, была суждена слишком короткая жизнь. Девочке не исполнилось и 7 лет, когда его не стало. Детей в семье было, как говорится, семеро по лавкам. Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, мать отдала Сезару в приют. Повзрослев и малость окрепнув, девушка вернулась домой и стала помогать матери. Чистила, мыла, стирала, готовила, напевала и украдкой поглядывала на фотографии отца-музыканта. Какие чувства пробуждали они в ней, неизвестно. Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой тавернеСезара впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом которому был присущ особенный магический тембр. Слушатели сразу полюбили юную певицу, и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами. Миндело, как и положено портовому городку, славился яркой ночной жизнью. Двери баров и клубов были открыты для всех завсегдатаев и приезжих моряков. Музыка, звучавшая на улицах и на пляже, очаровывала фокстротами и вальсами, грустными лирическими песнями и зажигательными африканскими мелодиями. Грудной и бархатный голос Сезарии больше всего подходил для популярных в то время стилей — морна и коладеры. Да и самой девушке были по душе медленные ритмические мелодии, рассказывающие о глубоких чувствах, печали и тоске, любви и разлуке. Первые песни Сезарии Эворы В возрасте 17 лет у Сезарии уже была своя группа музыкантов, с которыми она выступала в клубах, завоевывая все большее число поклонников и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Ее выступления были яркими и запоминающимися, она умела затронуть струны человеческой души так, что очень скоро она получила всеобщее народное признание и любовь, а самой высокой наградой был титул «королевы морны». В 1975 году Португалия предоставила независимость Сенегалу, что стало причиной окончательного сворачивания торговли в Кабо-Верде, которая и до этого уже начала угасать. Большая часть музыкантов эмигрировали в разных направлениях. Сезария осталась. Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков. Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи. Первым продюсировать Эвору начал знаменитый певец, ее земляк Тито Парис. Дебют сольного альбома состоялся, когда босоногой диве исполнилось 43 года. Однажды пение самобытной звезды кабо-верденского блюза морна услышал француз Хосе да Сильва, по происхождению земляк Сезарии. Молодой человек был тронут и поражен. Большого труда стоило убедить Сезарию поехать во Францию. Наконец певица сдалась, и Хосе да Сильва увез ее в Париж для записи сольного альбома. Это было началом сотрудничества с «Lusafrica». В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus. Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома «Мисс Перфумаду» 1992 г.

Памяти Сезарии Эворы

И в том числе — о любви к семье. В репертуаре Эворы много песен, посвященных близким. Она была очень домашним человеком и все свободное время старалась проводить с семьей в родном Минделу. В своих интервью она не переставала говорить о любви к матери, о том, как скучает по ней и как благодарна ей за все. Мужчины в жизни Сезарии Первая любовь, по воспоминаниям Сезарии, случилась с ней в 14 лет. Певица вспоминает, что ей очень нравился запах избранника, и что долгие годы он оставался ее другом. Через пару лет она влюбилась в моряка и гитариста Эдуарду Жуау Шалину, который по-настоящему «расслышал» ее голос и посоветовал застенчивой девушке «открыться» и петь громче. Они начали выступать вместе, появился ансамбль, успешно гастролировавший по местным клубам, а потом… Эдуарду просто сел на корабль и уехал на материк навстречу большим надеждам. День за днем королева морны набирала силу, но все также продолжала искать любовь, тоскуя по преданному сердцу. Она честно признавалась в своей любви к футболистам, в том, что у нее было «столько мужей», что она сбилась со счета, и что никогда не думала о замужестве.

Ее история — одна из немногих по-настоящему добрых сказок шоу-бизнеса: в ней немолодая Золушка становится принцессой вопреки всем нормам поп-индустрии, не предавая своих принципов и не прогибаясь под изменчивый мир. Лучше поздно В Москве есть площадь Амилкара Кабрала, но, если честно, мало кто из жителей и гостей российской столицы знает, что это за человек. Погибший в 1973 году Кабрал был лидером национально-освободительного движения Гвинеи-Бисау и Островов Зеленого Мыса как в советские времена называли Кабо-Верде. Можно смело сказать, что по-настоящему о Кабо-Верде россияне задумались лишь под влиянием творчества Сезарии Эворы. Слава пришла к Эворе, когда певице было уже почти 50 лет. Многие артисты к этому времени оставляют сцену, если им не удается достичь желанного успеха. Сезария не то чтобы была упорной или «верила в свою мечту», как это любят говорить коучи и прочие специалисты по мотивированию. Она не бросала музыку просто потому, что любила ее, и потому что петь в барах и ресторанах было неплохой работой по меркам ее родного города. В ее культуре артисты уходили со сцены в старости, когда у них пропадал голос, а когда тебе всего 40 с чем-то лет и у тебя полно сил, какой смысл оставлять любимое дело? Мечты о большой славе? Конечно, в молодости ей хотелось быть знаменитостью в Кабо-Верде, а если очень повезет, то и в Португалии. Но в 40 с лишним лет, проведя четверть века на сценах прокуренных портовых кабаков, Эвора и думать забыла об этих амбициях. Международные гастроли и состояние в 70 миллионов долларов не приснились бы ей даже в самом смелом сне. Помощник Продюсер Жозе Да Сильва утверждал, что Эвора так и осталась бы малоизвестной певицей, если бы, не услышав ее однажды вечером в лиссабонском клубе, он не пригласил Сезарию в Париж, где одержимо занялся ее продвижением. Кому-то кажется, что он преувеличивает свою роль в этой истории, но в целом его слова похожи на правду. Он был звездой каборвердийской музыки, а немолодая Эвора — просто певицей, которую знали лишь земляки. Заработав немного, она уже собиралась возвращаться на родину, как ей встретился восторженный Да Сильва со своим предложением. Да Сильва в то время не был продюсером и даже денег особых не имел. Молодой кабовердиец, он жил в Париже, где иногда поигрывал на барабанах и знал некоторых музыкантов. Он не собирался становиться продюсером, но пение Эворы заворожило Да Сильву настолько, что он решил во что бы то ни стало сделать ее знаменитой. Певица отнеслась к его предложению спокойно: почему бы и нет, терять ей нечего, вернуться в родной Минделу она всегда успеет. Единственным ее условием было то, что в Париж она с собой берет приятеля-саксофониста. Париж не хочет принимать Три года Да Сильва пытался заинтересовать французский шоу-бизнес стареющей певицей с прекрасным голосом. Шоу-бизнес был в недоумении: вместо молодых красоток ему предлагали пожилую африканку с очень грустным лицом, в неизменных клубах сигаретного дыма поющую на малопонятном кабувердьяну, креольском языке на основе португальского. До демонстрации волшебного голоса Эворы в офисах звукозаписывающих компаний дело даже не доходило: Да Сильве объясняли, что пластинки певицы с такой внешностью продать будет невозможно. Все это время Эвора и ее друг-саксофонист жили в квартире продюсера-энтузиаста, изрядно потеснив его молодую семью. С помощью земляков-кабовердийцев Да Сильве удалось устроить Сезарии несколько концертов и сделать демо-записи на студии. Эффект Эворы И все же упорство Да Сильвы было вознаграждено. Делу помогла набиравшая в 1980-х обороты мода на world music — этническую музыку, или музыку народов мира, как сказали бы в Советском Союзе. Франция, в которой работало немало африканских артистов вроде саксофониста Ману Дибанго и певца Папы Вемба, стала одним из центров этой моды. Эвору удалось включить в состав одного из крупных фестивалей world music, и тогда Да Сильва наконец получил возможность показать, как сильно негромкий мягкий голос Сезарии воздействует на людей. Это можно назвать «эффектом Эворы»: большинство слушателей могли лишь гадать о содержании ее песен, но при этом были абсолютно покорены ее пением.

И уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления, а 17 декабря 2011 года Сезария Эвора скончалась в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. Сезария Эвора пела душой. Мягко, глубоко и проникновенно. Так может петь только человек с чувственным и ранимым сердцем. А она была именно такой.

Да и полученная в 1974 году независимость не сделала жителей Кабо-Верде много богаче — по размеру ВВП на душу населения страна стоит в начале второй сотни, между Монголией и Украиной , а по индексу человеческого развития чуть-чуть уступает Таджикистану и Киргизии. Большую часть своей жизни певица провела в климате, не особо требующем туфель и ботинок как не вспомнить соответствующую главу из «Королей и капусты». Впрочем, климат этот, пожалуй, наложил свой отпечаток и на привычки аборигенов, и на их музыку — монотонные и печальные песни, именуемые «морна», выросшие на питательном субстрате культуры Западной Африки и португальских городских «романсов» фаду и модиньо. Великая французская певица остается популярной и спустя десятилетия после смерти Русский писатель Иван Гончаров, посетивший острова на борту фрегата «Паллада» в 1853 году, так описывал здешние места: «Берег между скалами весь пустой, низменный, просто куча песку, и на нем растет тощий ряд кокосовых пальм. Как всё это вместе взятое печально, скудно, голо, опалено! Пальмы уныло повесили головы; никто нейдет искать под ними прохлады: они дают столько же тени, сколько метла. Всё спит, всё немеет. Нужды нет, что вы в первый раз здесь, но вы видите, что это не временный отдых, награда деятельности, но покой мертвый, непробуждающийся, что картина эта никогда не меняется». Сама Сезария, скупая на слова и немного застенчивая женщина, говорила о своей родине так: «Там довольно уныло. Но и в унылости есть своя красота». Спасающий голос После смерти отца семилетнюю Сезарию отдали в приют — мать, работавшая кухаркой, не могла прокормить шестерых.

Сезария Эвора: биография легендарной певицы

Cesaria Evora - День памяти... Cesária Évora), по прозвищу «босоногая дива», родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу – втором по величине в крошечном островном государстве Кабо-Верде.
ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи.
Cesaria Evora - биография Сезария Эвора в молодости Сезария Эвора в молодостиМиндело, как и положено портовому городку, славился яркой ночной жизнью.

#cesariaday: памяти босоногой королевы Сезарии Эворы

Сезария Эвора — огромный черный бриллиант маленькой нищей страны. Эвора, Сезария — Сезария Эвора Cesária Évora В апреле 2008 года Основная информация Дата рождения 27 августа 1941(1941-08-27) Место рождения Минделу, Кабо-Верде Дата смерти 17 декабря 2011(2011-12-17) (70 лет) Место смерти Сан-Висенте. Биография. Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий