Новости доклад на тему ислам

Тем не менее появившиеся в последние годы публикации дают возможность утверждать о том, что интеллектуальные поиски о судьбах ислама в российском обществе вышли на новый уровень.

Становление ислама на территории России

Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно например, в манере Рабле или Вольтера. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось или за это сжигали на кострах — как раз костров-то в исламе никогда и не было. Невозможно это было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона. Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире. Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама, хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться и даже укрепиться. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает воздействовать на поступательное развитие общества с помощью своих тысячелетних традиций, подчас искусственно реставрируемых, как это можно видеть на примере некоторых стран, где радикальные и даже революционные перемены чаще всего несут на себе заметный оттенок фундаментализма. Конечно, современные мусульманские улемы — не чета мутакаллимам тысячелетней давности. Они хорошо образованны, идут в ногу с современностью, не говоря уже о том, что многие из них пользуются всеми благами современной цивилизации, вплоть до телевизоров и автомобилей.

Если в Мекке Мухаммед был лишь посланником Аллаха, духовной главным главой небольшой общины, то в Ярсибе Медине проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя. Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления по лунному календарю. За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда 622 — 732 гг. Медина стала не только центром распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка 630 году. Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама: Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога — Аллаха. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман корана с арабского — то, что читают, произносят , впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав сур каждая из которых состоит из определенного количества стихов.

Коран открывается первой сурой « Фатиха » арабское — « открывающая » , дальше суры следуют в убывающем порядке в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько стихов, помещены в конце карана. Однако это расположение не соответствует времени их произнесения: до сур, относящихся к Мекканскому периоду 610 — 622гг. Но в основе корана и хадисов рассказы о поступках и высказываний Муххамеда мусульманские богословы разработали Шариат с арабского — «правильный путь» — комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина. Наиболее краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, — нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед — его посланник. Вера в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва салит, намаз , совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост саум, ураза в течение месяца по лунному календарю рамадан , налог в пользу бедных и неимущих закят и паломничество в Мекку хадж к храму Кааба. Основные черты мусульманского культа в частности предписаний, зафиксированных в пяти «столпах», сложившихся при жизни Мухаммеда, в мединский период.

В Медине возникло первое мусульманское культовое здание — мечеть первоначально это был дом пророка. В мединских сурах Корана зафиксированы основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной жизни пищевые запреты и прочие , семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее тяжкие грехи — ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность. Подобного переплетения богословных и чисто светских проблем мы, пожалуй, не встретим ни в одной другой религии. Сунниты сейчас составляют большинство мусульман. В рамках каждого из них сформировались самостоятельные идейные течения и секты. Особенно они многочисленны в шиизме. Основные расхождения между большинством из них сводятся к вопросам передачи власти в халифате и обрядовой практике. СУННИЗМ Основной религиозной и общественной книгой суннитов кроме «Священной книги» — Корана является сунна — «Священное предание»; сунниты отрицают достоверность некоторых суннитских хадисов и пользуются собственными сборниками ахбар.

Верховная власть в халифате, по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной, шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы улемы в отличии от шиитских не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни, и таким образом, их должность сводится прежде всего к толкованию священных текстов. Многочисленные шиитские течения и секты исмашииты, друзы, алавиты и другие связаны общими историческими корнями и основополагающими идейными положениями. Главное из этих положений — признание четвертого халифа Али и его потомков единственными законными наследниками и приемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины. В последующим столетие, многочисленные мусульманские государства возникали и распадались, под знаменем ислама шли войны, иногда нацеленные на завоевания чужих территорий, иногда — на освобождение мусульманских народов от иностранного гнета. Уже к VIII веку арабы подчинили себе огромные территории. На обширных территориях, единство которых выражалось в общности основополагающих идей веры и сакрального языка арабского — языка Корана, создалась своеобразная культура, вобравшая в себя элементы многих культур разноязыких мусульманских народов.

Что это такое, как правильно держать пост, сколько он длится и кому можно не держать пост, в чем польза поста в исламе?

Квота на хадж в 2024 году сокращена в Азербайджане 14:35, 16 апр 2024 В Азербайджане сократили квоту на совершение хаджа в 2024 году до 1,5 тыс человек. Первоначально квота превышала 2 тыс верующих. Яков Кедми об атаке Ирана на Израиль. Ответ Нетаньяху. Что будет с сектором Газа? Организация исламского сотрудничества обеспокоена атакой на Израиль 16:40, 15 апр 2024 ОИС призвала ООН принять меры, направленные на поддержание мира на Ближнем Востоке. В организации обеспокоены недавней массированной атакой Ирана на Израиль. Джума-Джами: что нужно знать о посещении главной мечети Евпатории?

Расскажем, где находится мечеть Джума-Джами, кто и когда ее построил, как до нее добраться и посетить, а также что посмотреть в мечети и около нее. Мусульманский календарь 2024: какой сейчас год и месяц в исламе? Какие сегодня год и месяц, сколько месяцев в исламском лунном календаре, что такое запретные месяцы и когда у мусульман новый год? Ураза байрам 2024: как прошла праздничная молитва в Москве 10:17, 10 апр 2024 Знаменующий окончание поста Рамадан праздник Ураза-байрам пришел в мир. Праздничная молитва состоялась и в мечетях Москвы. Показываем на фото, как прошел праздничный намаз у Мемориальной мечети на Поклонной горе. Мусульман России поздравил Владимир Путин 9:32, 10 апр 2024 Президент РФ Владимир Путин отправил поздравительную телеграмму с поздравлением российских мусульман с Ураза-байрамом — она опубликована на сайте Духовного управления мусульман России. Праздник Ураза-байрам отмечают сегодня мусульмане мира 8:47, 10 апр 2024 У мусульман завершился Священный месяц Рамадан, в который принято держать пост.

Главные праздники ислама Еще при жизни пророка Мухаммеда появились два главных праздника ислама: Ураза-байрам или Ид Аль-Фитр — день завершения строго поста в месяц Рамадан. Его также называют праздником разговения. В этот день принято собирать всех родных за большим столом. Курбан-байрам или Ид Аль-Адха — праздник жертвоприношения.

Согласно традициям, в этот день принято приносить в жертву какое-нибудь животное, например барана или верблюда. Жертвенным мясом надо делиться с нуждающимися. Остальные праздники признаются «памятными днями» и отмечаются, как правило, только наиболее правоверными мусульманами. Уразу-байрам и Курбан-байрам по традиции отмечают не только строго верующие люди, но и вообще все представители арабских, тюркских и иранских народов.

Читайте также Рамадан: начало и конец поста Рамадан — месяц обязательного мусульманского поста. Это один из 5 столпов, на которых держится ислам.

Лек. 10. Ислам как мировая религия

научная статья по теме ИСЛАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История. Реферат на тему: «Ислам: возникновение и распространение». СОДЕРЖАНИЕ. В данном разделе вы найдете много статей и новостей по теме «Ислам». Все статьи перед публикацией проверяются, а новости публикуются только на основе статей из рецензируемых журналов. Нельзя представить себе современный мир без ислама, тем более что число мусульман быстро растет.

Религия Ислам: история, основа, культура

В этой статье мы расскажем, о значении ислама, особенностях религии, кто и в каких странах исповедует ислам и каких традиций придерживаются мусульмане. Все самое интересное и актуальное по теме "Ислам". Тем не менее появившиеся в последние годы публикации дают возможность утверждать о том, что интеллектуальные поиски о судьбах ислама в российском обществе вышли на новый уровень. В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. История ислама связана с политическим, социальным, экономическим и культурным развитием исламской цивилизации. Мусульмане объединились в духовную общину (умму), гарантировавшую неприкосновенность жизни и имущества не только верующим, но и тем, кто находился под их защитой.

ислам – последние новости

Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т. Единственное, что разрешено глотать собственную слюну. В шариате перечислены уважительные причины, по которым можно отступить от соблюдения поста. Так, рамадан не обязателен для больных, престарелых и несовершеннолетних.

От поста свободны беременные и кормящие грудью женщины. Однако все, кто пропустил пост, за исключением детей и неизлечимо больных, обязаны возместить его, когда отпадут эти уважительные причины: либо заплатить искупление путем раздачи милостыни беднякам, либо «отпоститься» в любой другой месяц, кроме рамадана. Вечером об окончании дневного воздержания оповещают по радио и телевидению.

Иногда по старой традиции в провинциальных городках об этом возвещает выстрел из пушки. Начинается вечернее разговение - ифтар. Летом это около восьми, зимой - около пяти вечера.

Все, кто поститься, заняты в этот час едой. Улицы пустеют. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных.

Кроме обязательной милостыни, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существует и дополнительная милостыня, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим, дарения на благоустроенные нужды - строительство мечетей, школ, больниц. Х адж - пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.

По утвердившемуся в исламской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний. Шариат - это свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащей нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное.

Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право, прежде всего, религиозное, учитывающие и нормы обычного права, адата. Шариат опирается на Коран и Сунну, своего рода своды и кодексы исламского законодательства. Согласно шариату, действия людей подразделяются на шесть основных категорий:.

Религия, как известно, есть одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа богов, духов , которые являются предметом поклонения. Второй ценностью ислама является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самая ценная из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо.

Дарование жизни и отнятие ее - исключительная привилегия Бога Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь - Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить настоящей жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью по первому требованию Бога. В исламе самоубийство так же запрещено, как и незаконное лишение жизни другого человека. Прощению за самоубийство подлежат лишь лица, прибегшие к этому в результате каких-либо умственных заболеваний.

Шариат предусматривает три категории людей, чьи действия остаются безнаказанными: спящий человек, человек страдающий умопомешательством, дитя не достигшее зрелости. Чрезвычайно сурово в исламе карается преднамеренное убийство. За совершение умышленного убийства Коран предусматривает смертную казнь в виде кровной мести.

Право кровной мести может быть реализовано лишь после вынесения обвинительного приговора, подтверждающего преднамеренный характер совершенного убийства. Лишение человека жизни по недозволенным обстоятельствам шариатом отнесено к грехам первого порядка, т. Лицо, лишившее человека жизни не в оплату за другую жизнь, будет пребывать в аду вечно.

Третьей ценностью ислама является собственность. Труд в исламе имеет очень важное значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность.

Порицается пребывание в безделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе. Худуд на языке религиозно-правовых норм означает определение наказания согласно божественному праву.

Цель худуда согласно мусульманским нормам есть устрашение. К худуду относятся: избиение камнями, отсечение частей тела, телесные наказания, распятие. Эта группа наказаний применялась, например, за совершение умышленного убийства, хищение, изнасилование.

Стоит ли удивляться, что со временем оружие оказалось направленным на сами эти страны? Ислам — великая мировая религия, которая призывает людей к миру и добрососедству, ее цель — создать и воспитать в человеке добрые качества и добрые отношения ко всем религиям. Рост терроризма — это политическая проблема, и решена она может быть только политическими средствами. В наши дни важнейшей задачей становится обезопасить мир от террористов всех мастей, чтобы спасти грядущие поколения от всемирных катаклизмов. Бывший Президент России В. Путин, выступая по телевидению 5 декабря 2001 г. Социально-культурные особенности ислама Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в его способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки. Молодость ислама Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей.

Во вторую группу входит целое собрание священных книг, которое называется Сунна. Коран делится на 114 сур, суры делятся на части, которые называются аятами аят — это стих, выражение Сунна - собрание изречений Мухаммада и рассказов о его жизни. Эти рассказы называются хадисами. Все хадисы долгое время существовали устно. Позднее, в IX-X вв.

Попытки осуществления вышеизложенных принципов демократического государства на деле привели к тому, что такой, казалось бы, простой, обычный предмет гардероба, как платок, стал инструментом в споре представителей светского и религиозного дискурса. Первая дискуссия на данный счет зародилась лишь в начале 2000 годов, когда заговорили о праве фотографироваться в платках на документы. Решением по данному вопросу явился то факт, что в 2003 году Верховный Суд РФ предоставил возможность российским мусульманкам не обнажать голову для фотографии на паспорт. В России на федеральном уровне не существует официального запрета на ношение хиджаба исламского женского головного платка в учебных заведениях. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года с поправками от 4 июня 2014 года , в образовательных учреждениях внешний вид учащихся, а также ношение школьной формы, определяет администрация. Типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов. В 2013 году Министерство образования и науки РФ разработало образец типовых требований субъекта Федерации к школьной одежде, согласно которым «внешний вид и одежда учащихся... Если же ношение религиозной одежды или атрибутов является принципиально важным для ребенка или родителей, в таком случае им предоставляется на выбор несколько видов образования: семейное, очно-заочное, заочное и экстернат, либо перевести ребенка в частную школу. Начиная с 2012 года, имели место несколько конфликтных ситуаций, связанных с религиозным дресс-кодом. Директор школы запретила учащимся появляться на уроках в хиджабе, мотивируя это тем, что школа является светским образовательным учреждением. Вскоре после этого правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. В частности, документ запрещал школьникам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. Следует отметить, что в октябре 2012 года Президент РФ Владимир Путин на своей пресс-конференции заявил: «Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе — у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить» [93]. В 2013 году Верховный Суд рассматривал обращение граждан из Ставропольского края, которые требовали разрешить их дочерям посещать школу в хиджабах, отменив ранее введенный запрет на местном уровне. Сторонники запрета возражали — Россия является светским государством, и образование в ней носит светский характер, и ограничение на публичную демонстрацию религиозных атрибутов любой конфессии не может нарушать чьих-либо прав. Противники апеллировали к религиозной идентичности и возможности реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания, что предполагает и определенные правила ношения одежды. Высшая судебная инстанция в РФ в 2013 году отклонила жалобу на запрет, а, спустя два года, подтвердила свое решение по аналогичному обращению, поступившему из Мордовии. Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. Руководство Мордовии при этом апеллировало к опыту села Белозерье, выходцы из которого были замечены в отрядах запрещенного в России «Исламского государства» в Сирии. В дискуссии приняли участие правозащитники, юристы, представители различных российских конфессиональных объединений. Непосредственным поводом для этого обсуждения стало обращение жителей Мордовии в связи с обозначенным выше решением республиканского правительства. Председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин в своем выступлении особо подчеркнул: «Если нам дорог межрелигиозный мир, то нам нужно проявлять крайнюю осторожность, сочувствие и понимание. И нам необходимо искать компромиссы, которые бы не нарушали и не ставили ни под какие сомнения фундаментальные основания и догматы религиозной принадлежности, а, с другой стороны, понимали специфику того пространства, куда приходят наши дети» [94]. Осенью 2016 года судом Саранска были заочно арестованы несколько участников террористической организации, являющихся жителями села Белозерье. Примерно в это же время в интернете появились фотографии «якобы сделанные в стенах школы, на которых несовершеннолетние мусульманки в хиджабах позируют с оружием и совершают намаз» [95]. В декабре 2016 года в школе Белозерья сменили директора она и педагогический коллектив также появлялись в хиджабах , а учителям и ученицам дали распоряжение — в хиджабах на занятиях не появляться [96]. За месяц из 20 учителей-мусульманок четверо практически сразу же написали заявление на увольнение, трое согласились отказаться от платков в стенах школы, 13 учителей продолжали ходить на работу в легких платках. Педагоги подали в суд, но так и не смогли добиться отмены запрета [97]. В январе 2017 года произошел обмен мнениями по этому поводу между главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым и министром образования РФ Ольгой Васильевой. В ходе своей пресс-конференции в Москве министр заявила, что поддерживает запрет на ношение хиджабов в российских школах: «Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных и межконфессиональных отношений, и я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубочайшее личное убеждение». В ответ на выступление Васильевой Рамзан Кадыров заявил: «Конституцией РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» Глава 2, статья 28. Министр образования заявила о том, что этот вопрос был решен Конституционным Судом», но он данный вопрос не рассматривал и решение по нему не принимал! Выводы, основанные на несуществующем решении, должны быть признаны ошибочными и вводящими граждан России в заблуждение [98]. В итоге в Астраханской и Мурманской области региональные власти также ввели требования к школьной форме, запрещающие ученикам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить «религиозную одежду, в том числе, закрывающую лицо». Правительство Татарстана ввело запрет на ношение «атрибутов одежды, закрывающей лицо». В Башкортостане запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах носит рекомендательный характер. В марте 2017 года парламент Чечни принял поправки к закону, согласно которым учащимся позволяется носить одежду, которая отражает их религиозные убеждения. Этот факт необходимо будет учитывать руководству школ и вузов, когда они будут устанавливать требования к форме одежды. Тем не менее, запреты на ношение хиджабов продолжаются до сих пор. В мае 2019 года прокуратура Октябрьского района города Пензы внесла представления директорам 20 школ города, в которых не было запрещено ношение хиджабов и другой религиозной одежды. Она отметила, что запрет ношения религиозной одежды должен быть официально закреплен в «положении о школьной форме» каждой школы и соблюдение этого должно строго соблюдаться [99]. Более того,12 должностных лиц образовательных учреждений были привлечены к дисциплинарной ответственности [100]. Месяцем ранее в Казани преподавателей школ попросили предоставить в полицию информацию о семьях, придерживающихся «строгих религиозных убеждений». Известный казанский адвокат Руслан Нагиев опубликовал фотографию документа, в котором говорится следующее: «Просим вас отразить в характеризующем материале, с какого времени несовершеннолетний семья придерживается строгих религиозных убеждений с какого времени начал и носить хиджаб». На своей странице в социальных сетях Нагиев прокомментировал документ следующим образом: «Грубо нарушены конституционные права на свободу совести и вероисповедания. Незаконно ведется сбор личных данных и сведений о личной жизни без согласия родителей детей. Налицо дискриминация по религиозному признаку» [101]. По сообщению издания «Новый Омск», право ношения хиджаба во время учебных занятий в Кировском районном суде отстаивает Алина Наврузова, студентка 3-го курса Омского областного медицинского колледжа. Руководство колледжа, ссылаясь на устав образовательного учреждения, запретило носить хиджаб [102]. Таким образом, вопрос о ношении хиджаба у образовательных учреждений де-факто не был решен на универсальной основе. Субъекты Федерации получили возможность самостоятельно выбирать приоритеты: светскость или региональные особенности с учетом религиозного фактора. И в этом плане доминирование мусульман в численном составе населения не играло определяющей роли примеры Чечни, Татарстана и Башкортостана дают различные модели. В РФ как в демократическом, поликонфессиональном государстве неизбежно возникают ситуации, имеющие отношение к границам и защите свобод проявления религиозных убеждений. Ношение религиозной одежды является одной из наиболее актуальных проблем, решение которой не является универсальным и регулирование которой должно зависеть не только от конкретного государства, но иногда и от определенного региона. Проблема ношения мусульманских платков в стенах образовательного учреждения вновь и вновь оказывается в центре общественного внимания. Одним из факторов урегулирования данного вопроса является правовая традиция и исторический опыт каждого государства. На сегодняшний день в Российской Федерации нет федерального закона, четко регулирующего данный вопрос, вследствие чего остается возможность возобновления конфликтов на почве ношения хиджаба в светских школах. Права мусульман в сфере паломничества хаджа В 2017 году 350 мусульман застряли в аэропорту Домодедово в ожидании вылета для совершения хаджа. Пострадали клиенты двух компаний — «Урал Сервис» и «Тюльпан тревел». Несколько десятков человек, жители Челябинской области, в Москве с 12 августа. Турфирма обещала отправить их 14 числа, потом начала «кормить завтраками» и вовсе исчезла. Большинство хаджиев — пожилые люди, которые не могут постоять за себя и боятся придавать огласке проблемы [103]. Аналогичные события повторились и 2018 г. Туристическая компания «Хадж-фонд», зарегистрированная в Набережных Челнах, не нашла для туристов квоты для въезда в Саудовскую Аравию [104]. Необходимо отметить, что после участившихся случаев нарушения прав мусульман, Хадж-миссия России выставляет усиленные требования ко всем участникам процесса организации паломничества. Требует активно привлекать правоохранительные органы для пресечения незаконных действий со стороны недобросовестных физических и юридических лиц, направленных на незаконный сбор документов и денежных средств паломников, а также проводить широкую разъяснительную работу в средствах массовой информации. С 2019 г. Каждый туроператор получает соответствующее его квоте количество сертификатов. Теперь хадж может совершить только тот, кто получит индивидуальный сертификат паломника. Права мусульман в пенитенциарной системе В контексте соблюдения прав человека уже не первый год обсуждается вопрос о правах лиц, находящихся в местах лишения свободы. В этом видится залог укоренения в России демократических традиций, отказ от тяжелого наследия авторитаризма, когда пенитенциарная система де-факто рассматривалась, прежде всего, как система подавления и наказания. Однако права верующих требуют к себе особого внимания. Понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для развития личности, убежденность в том, что реализация института соблюдения прав человека в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, позитивно влияет на исправление осужденных, обеспечивает ее неотчуждаемость для лиц, приговоренных к изоляции от общества. Религия как форма духовной культуры, способствует нравственному совершенствованию личности, поэтому она просто не заменима в работе с заключенными. Отказ от этого ведет к значительной радикализации верующих, находящихся в местах лишения свободы, что чревато трансляцией экстремистских воззрений на группу сомневающихся, не определившихся с выбором дальнейших перспектив. Между тем, уже не первый год правозащитники и общественные активисты сталкиваются с проблемами нарушения прав верующих мусульман в пенитенциарной системе. Еще весной 2015 году появился обстоятельный доклад «О положении жителей Чеченской Республики и Республики Ингушетия в учреждениях пенитенциарной системы», подготовленный комитетом «Гражданское содействие». Его авторы констатировали тогда, что положение в местах заключения жителей этих двух субъектов РФ имеет и свои особенности. Первое связано с общим негативным информационным фоном двух чеченских военных кампаний. Второе — с общим непониманием тех потребностей, которые связаны с исповеданием осужденными ислама, и, как следствие, их дискриминацией по религиозному и этническому признаку [105]. По истечении нескольких лет ситуация не изменилась кардинально в лучшую сторону. Так, 9 ноября 2019 года во время посещения колонии ИК-7 в Карелии Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова встретилась с двумя заключенными-мусульманами, которые пожаловались, что распорядок колонии не позволяет им молиться в предписанное время. И она заслуживает внимания. Время молитв, которые должны проводиться по Корану, и то время, которое отводится по внутреннему распорядку, не совпадает. Мне кажется, что нужно с высшим духовным сообществом обсудить вместе с ФСИН возможности найти компромисс, чтобы люди могли молиться тогда, когда по Корану им нужно это делать», — резюмировала российский омбудсмен [106]. Выводы, к которым пришла Татьяна Москалькова, подтверждаются и другими примерами. Бывший член Совета Федерации Рауф Арашуков, арестованный в рамках дела о хищении газа, в мае 2019 года сообщил о нарушении прав верующих в стенах СИЗО в части отсутствия доступа к халяльной пище. Об этом сообщил член Общественной наблюдательной комиссии ОНК Александр Ионов, который посетил в следственном изоляторе отца и сына Арашуковых. По словам собеседника издания, сенатор в беседе с ним признался, что если бы знал о порядках в СИЗО, то «вносил бы совсем другие законы». Арашуков-младший рассказал, что арестанты лишены доступа как к пище, соответствующей требованиям ислама, так и к рыбе, которой мусульмане зачастую заменяют мясо в отсутствии халяля [107]. В июле 2019 года представитель Общественной наблюдательной комиссии в Кабардино-Балкарии обратился к омбудсмену в Омской области после жалобы на нарушения прав заключенного Рустама Миссирова. Управление ФСИН отреагировало на жалобу и направило ее следователям. В то же самое время, наличие этой острой проблемы признается не только правозащитниками и общественными активистами, но и Федеральной службой исполнения наказаний ФСИН. В ноябре 2018 года прошло заседание рабочей группы ФСИН по взаимодействию с мусульманскими централизованными организациями. Было отмечено, что увеличение численности мусульман в российских тюрьмах связано как с ростом количества выходцев из Средней Азии, так и с ужесточением антиэкстремистского законодательства, из-за чего за решеткой оказывается и немало российских граждан этого вероисповедания. Как бы то ни было, а в 2015 году Россия стала наблюдателем в Организации Исламского Сотрудничества ОИС , и потому некоторые стандарты, описанные, в циркуляре «О правах заключенных в исламском шариате», ведомство в ближайшее время и планирует реализовать на практике. Чиновники ФСИН также признают, что ситуацию с религиозной жизнью в российских тюрьмах нельзя назвать благоприятной [109]. В то же самое время, как отметил руководитель Главного управления ФСИН по Красноярскому краю Андрей Луханин, «пенитенциарная система должна равнять всех. И если положено в рацион включать свинину, мы это делаем. Так же и в православные посты: мы не можем отдельно готовить для тех, кто постится. Но это уже право осужденных: принимать такую пищу или нет. В конце концов, можно купить продукты, родственники делают передачи. Всего в пенитенциарных учреждениях края отбывают наказание более 1550 осуждённых мусульман. В исправительных колониях для них работают 30 молельных комнат, функционирует одна мечеть. Совершать намазы и молитвы никто не запрещает, но при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, а также ущемляться права других лиц» [110]. По оценке председателя Общественной палаты Чеченской Республики Исмаила Денильханова, главной причиной в соблюдении прав верующих мусульман в системе исправительных учреждений является «отсутствие соответствующей законодательной базы, закона, позволяющего заключенному исполнять обряды в соответствии с его религиозными убеждениями и употреблять в пищу то, что позволяет его религия. Администрация исправительного учреждения на наши обращения отвечает коротко: «Законом не предусмотрено, не имеем право нарушать тюремный режим, в инструкции нет такого пункта и т. Мы понимаем, что решить проблему в одночасье невозможно, содержать заключенных по религиозному признаку, строить отдельные кухни, питаться раздельно и т. Таким образом, проблема осознается властями и правозащитниками. Однако, к сожалению, практические улучшения на этом направлении идут далеко не всегда быстрыми темпами, а острота вопроса о соблюдении базовых прав верующих мусульман в местах лишения свободы по-прежнему сохраняется. Выводы и практические рекомендации Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, приняло Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26. Ислам является неотъемлемой исторической частью российского социума и одним из важнейших элементов российской идентичности и культурного пространства. Игнорирование этого чревато конфликтами и социальной нестабильностью. Проблемы сохранения российского национально-конфессионального богатства осознаются властями, правозащитниками и гражданским обществом в целом. В то же самое время, не изжиты такие пороки, как исламофобия. Далеко не всегда судебные инстанции и органы власти различных уровней осознают проблемы верующих мусульман, не всегда адекватно откликаются на запросы российской исламской общины. Эти просчеты неизбежно сопровождаются нарушениями прав верующих. В то же самое время, нельзя не заметить успешно наработанный опыт кооперации между властью, мусульманскими централизованными структурами, правозащитниками, представителями других религий, прежде всего РПЦ. В этой связи предлагаются следующие рекомендации. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: — повысить эффективность законодательного обеспечения вопросов, связанных с защитой прав верующих в т. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД России, ФСИН: — разработать практические курсы и образовательные программы в рамках повышения квалификации для специалистов профильных министерств и ведомств, органов местного самоуправления по направлению взаимодействия с мусульманским сообществом; — разработать и издать при содействии централизованных мусульманских организаций методические пособия и онлайн обучающие программы для реализации этих целей. Верховному Суду Российской Федерации: — направить в суды рекомендации о необходимости привлечения авторитетных представителей централизованных и образовательных мусульманских организаций, экспертов по исламскому праву для оценки исламской литературы на предмет наличия признаков экстремизма. Министерству юстиции Российской Федерации: — утвердить реестр экспертов-религиоведов, рекомендуемых для привлечения к проведению религиоведческой экспертизы, прошедших подготовку на профильной кафедре государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Федеральному агентству по делам национальностей: — приложить дополнительные усилия к организации сотрудничества и развитию совместной деятельности с централизованными мусульманскими религиозными организациями России в сфере профилактики дискриминаций по признакам национальной и религиозной принадлежности; — в целях предупреждения религиозной дискриминации в образовательных учреждениях подготовить предложения в Министерство просвещения Российской Федерации с просьбой об установлении дополнительных требований к квалификации и знаниям лиц допущенных к работе в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; — обеспечить информационную поддержку правозащитной деятельности централизованных мусульманских религиозных организаций России; — проработать вопрос по разработке презентаций, программ, методических материалов, ситуационных тренингов по правовому просвещению верующих. Институтам гражданского общества: — укреплять информационную координацию в социальных сетях, блогосфере, телеграм-каналах для своевременного выявления и фиксации нарушений прав российских мусульман, в т. Централизованным и местным мусульманским организациям, высшим и средне-специальным мусульманским образовательным организациям и общественным структурам: — проводить регулярные курсы по повышению правовой грамотности и правовой культуры; — привлекать к работе специалистов в сфере права и юриспруденции, сотрудников правоохранительных органов и ведущие вузы юридического направления.

Ислам: самая молодая мировая религия

Importance of Islam for enrichment of society is stressed with universal moral values. Рубрика: Философия Библиографическая ссылка на статью: Дьяченко Л. Ислам — одна из трех мировых религий, которая во многом определила историю, идейную и культурную жизнь значительной части Азии, Африки и частично Европы Испания. Успех ислама объясняется, во-первых, простотой. Он внушал повиновение «единственному истинному богу», творцу-Аллаху, справедливому и милосердному. Священная книга мусульман Коран призывает задуматься над тем, что все человеческие достижения зависят от милости и благосклонности Аллаха.

В исламе нет понятия духовенства, не предусматривается штат священнослужителей. Храмы довольно аскетичны в своем убранстве иногда только каменные сооружения. Традиция вероисповедания в исламской культуре закладывается с ранних лет. Ислам воспитывает своих последователей. В частности внушает, что обязанность мусульманина поддерживать ближнего, что сыновний долг — это беспрекословное почитание родителей: «Послушание отцу — такое же благое дело, как покорность Аллаху».

Мусульмане должны быть честными в делах, помогать ближним бедным, больным и, наконец, соблюдать умеренность в еде и воздерживаться от употребления крепких напитков. Мусульманину, следующему канонам ислама, свойственно уважительное отношение ко всем людям, независимо от их религиозного исповедания, стремление к миру и согласию. Во-вторых, успех ислама можно объяснить убеждением последователей в том, что тех, кто жил по заветам Аллаха и прославлял его в земной жизни, ожидает жизнь в раю. Распространенность и жизнестойкость ислама можно объяснить органичным симбиозом глубокой веры мусульманина исполнения им религиозных обрядов и необходимостью соблюдения нравственного образа жизни.

Откровения от Господа передавались через святого духа — Архангела Джибриля Гавриила мир ему. Каждый мусульманин знает 5 столпов Ислама и 6 столпов имана веры. После произнесения шахады, человек становится мусульманином. Подробнее о шахаде… Намаз — ежедневная молитва у мусульман, очищающая и оберегающая от грехов.

Подробнее… Пост в Священный месяц Рамадан. Подробнее о нем… Закят — обязательный налог с избытка имущества мусульманина, при условии что этот избыток пролежал год. Подробнее о Закяте… Хадж — большое паломничество в Мекку. Подробнее… Самый страшный грех в Исламе, который делает человека не мусульманином, это — многобожие, приобщение Господу сотоварищей идолы, амулеты, обереги и тп. Это когда человек взывает с мольбами к кому то другому, кроме Бога, или уповает на что то другое. Поэтому со всеми мольбами мусульманин обращается напрямую к Творцу, надеясь на Его милость, зная что Он видит его, слышит и при искреннем покаянии простит все грехи его. Ведь никто кроме Господа не сможет простить грехи!

Вскоре после смерти Мухаммада его учение было записано на арабском языке в священную книгу, которая называется Коран. Текст Корана делится на 114 глав, которые называются суры. Согласно учению обеих религий, в мире существуют светлые и тёмные силы. Наибольшим расхождением ислама и христианства является то, что мусульмане отвергают христианское учение о Троице и божественность Иисуса Христа. Христиане не признают Мухаммада пророком и не считают Коран священной книгой. В отличие от христианства седьмым днём, который посвящён молитве, у мусульман считается не воскресенье, а пятница. Рукописный лист Корана. VII в. Основу вероучения ислама составляют пять главных принципов, или «пять столпов» ислама. Первым и обязательным условием принятия ислама всегда являлось произнесение фразы: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха». Произнесение вслух этого свидетельства можно сравнить с обрядом крещения в христианстве. В любое время поста следует усердно совершать добрые поступки и воздерживаться от злых мыслей. Каллиграфическое написание свидетельства веры шахады. За нарушение правил шариата следовала суровая кара вплоть до лишения жизни. Шариат установил предписания, касающиеся самых разных сфер жизни человека, и стал основой государственного законодательства в мусульманском мире в Средние века. Мусульманская мораль, как и христианская, предписывала запрет на убийство, воровство, ложь, супружескую измену, насилие в отношении близких. Благочестивому мусульманину следовало уважать старших, подчиняться властям, помогать слабым, быть скромным и терпеливым. Под запретом находилось ростовщичество, тогда как занятие торговлей наоборот приветствовалось. В соответствии с шариатом, последователям ислама запрещено употреблять в пищу свинину, пить спиртные напитки, играть в азартные игры. Распространение ислама Центром исламского вероучения является поклонение единому Богу. В этом заключается ключевое отличие ислама от язычества, где допускается почитание многих богов. Между мусульманами и язычниками изначально существовали непримиримые противоречия. Например, у мусульман не допускались браки с язычниками. В исламских судах язычники не могли выступать в качестве свидетелей против мусульман. Важной целью для каждого мусульманина было совершение поступков, направленных на искоренение язычества и утверждение ислама во всём мире. Однако в мусульманском мире джихадом называется не только война, но и борьба с общественными пороками, например, несправедливостью, учёба, духовное самосовершенствование и проповедь ислама. Может иметь форму проповеди, духовного самосовершенствования, а также войны против иноверцев. Кааба в окружении паломников. Каждый народ, принимающий эту религию, имел свои традиции и особенности культуры. Установить единство вероучения во всём мусульманском мире оказалось невозможно.

Ислам же заполнил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политического администрирования, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама — она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с исламом, — все равно он был тем фундаментом, на котором стояли и на который ориентировались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно например, в манере Рабле или Вольтера. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось или за это сжигали на кострах — как раз костров-то в исламе никогда и не было. Невозможно это было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона. Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире. Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама, хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться и даже укрепиться.

Последние новости об исламе в России и мире

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Ислам в России. История возникновения Ислама берет свое начало от Мухаммеда, члена арабского племени курайшитов. это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах. Тут найдется полное раскрытие темы -История ислама, Загружено: 2012-02-18. Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб — весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Ислам в России.

Кратко о мировых религиях. Ислам

Презентация, доклад на тему ИСЛАМ. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Ураза-байрам в 2024 году: история, традиции, что можно и нельзя делать Священный месяц Рамадан начнется у мусульман 11 марта. Кроме того, ислам пытался создать у каждого мусульманина ощущение покорности Богу. Ислам — все самые свежие новости по теме. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо).

Ислам: Прошлое, Настоящее, Будущее

В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Поистине, религия пред Аллахом — ислам... Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство хиджра , совершенное в 622 году н. В земледельческом оазисе Медине Ятриб Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее.

Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение. В момент смерти Мухаммеда 632 год новое вероучение было еще совсем не оформлено.

Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи джинны , впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит.

Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха. Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог закят в пользу бедных; ежегодный пост ураза, в десятом месяце — рамазане в течение всего месяца; паломничество хаджж в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру джихад. Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада.

Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными! На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные джяур , подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада газавата мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет. В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство.

Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов. В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Закабаление за долги запрещено. Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама, мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу — к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов.

Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы. Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родо-племенной аристократии, склонной к сепаратизму восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда , ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу.

Самый многочисленный народ на территории России исповедующий ислам, — татары их насчитывается в нашей стране больше семи миллионов человек. Второй по численности народ России, исповедующий ислам, — башкиры. Большее число башкир исповедующих ислам, расселено в Башкортостане и на территории Челябинской области. Всего их насчитывается около двух миллионов человек. Много мусульман живет на Северном Кавказе. Наиболее многочисленный среди них народ — чеченцы. Их насчитывается более одного миллиона человек.

Ислам в Чечне распространился около двухсот лет тому назад в форме мюридизма, что означает полное подчинение мусульманина своему наставнику — шейху. Это требование мюридизма сохранилось повсеместно в Чечне и в наше время. Рядом с чеченским народом живет близкородственный ему по языку и культуре народ — ингуши. Среде них исповедуют ислам около трехсот тысяч человек. Исторические судьбы и религии этих народов тесно переплелись между собой. Очень разнообразно по своему национальному составу население Дагестана. В этом же регионе РФ живет много азербайджанцев — мусульман шиитского направления. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные с исламом. Это, прежде всего экстремизм ряда мусульманских организаций, как, например, «Братья — мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие. Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.

Они пытаются насильственными методами изменить политический строй в том или ином государстве. Так было, в Египте, Алжире, Сирии. Не успокаиваются экстремисты и в наши дни, прикрываясь исламскими лозунгами, они дестабилизируют положение в Индии, Судане, Алжире, Чечне РФ и в некоторых других странах. Продолжаются военные действия в Афганистане, неспокойно в пограничных районах Таджикистана, Киргизии, Узбекистана. Поведение экстремизтких группировок порождает у людей недоверие ко всему исламскому миру. Но не следует думать, что все мусульмане склонны к экстремизму. В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие нечистоплотные политики просто передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для достижения своих целей. Во многих Европейских странах в результате миграций народов имеются общины, исповедующие ислам. Исламские экстремистские организации используют эти общины для организации терроризма.

И сегодня … весь мир. Поляков «Ислам» «Книга — Вайланд». Волгоград 1996г. Крывилев «Истории Религий» «Мысль» Москва 1976г.

Ислам воспитывает своих последователей. В частности внушает, что обязанность мусульманина поддерживать ближнего, что сыновний долг — это беспрекословное почитание родителей: «Послушание отцу — такое же благое дело, как покорность Аллаху». Мусульмане должны быть честными в делах, помогать ближним бедным, больным и, наконец, соблюдать умеренность в еде и воздерживаться от употребления крепких напитков. Мусульманину, следующему канонам ислама, свойственно уважительное отношение ко всем людям, независимо от их религиозного исповедания, стремление к миру и согласию.

Во-вторых, успех ислама можно объяснить убеждением последователей в том, что тех, кто жил по заветам Аллаха и прославлял его в земной жизни, ожидает жизнь в раю. Распространенность и жизнестойкость ислама можно объяснить органичным симбиозом глубокой веры мусульманина исполнения им религиозных обрядов и необходимостью соблюдения нравственного образа жизни. Начиная с периода средних веков можно наблюдать противодействие Ислама и Христианства, как двух основополагающих религиозных систем. Между тем, внимательному наблюдателю становиться ясно, что влияние Ислама на прогресс Западного Христианства гораздо весомей. Тут и технические новации, научные открытия, философские учения, стимулировавшие к развитию средневековую Европу, находящуюся в застое после долгого периода процветания инквизиции. Сегодня ислам подвергается, на наш взгляд, несправедливой дискриминации со стороны СМИ и других общественных объединений. Его ставят в один ряд с террористическими организациями и обвиняют в склонности к агрессии и насилию. В основном такая позиция характерна для стран Запада.

Это обстоятельство, безусловно, оскорбляет чувства мусульман во всем мире. Здесь необходимо отметить, что никогда в истории не проводилось никакой военной кампании по насаждению ислама в Европе, или, скажем, в Америке, где эта религия распространяется столь же стремительно. Ни одна мусульманская армия не сражалась в Индонезии или на восточном побережье Африки, в регионах, где живет преобладающее число последователей ислама.

В XVI в. Здесь же находилось главное медресе, учащиеся которого - шакирды - были среди самых упорных защитников Казани во время ее штурма войском Ивана Грозного. За пределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети.

Были не только уничтожены мечети и медресе Казани, но и из города изгонялись жители мусульмане. Новая Казань отстраивалась и заселялась уже как исключительно русский город. По существу, были прерваны традиции, идущие еще от Волжско-Камской Булгарии. По словам М. Сразу же после присоединения к России Западной Сибири началась христианизация края. В 1555 г.

Архимандрит основанного в Казани Спасо-Преображенского монастыря Варсонофий, знаток ислама и татарского языка, стал организатором публичных диспутов с мусульманскими авторитетами. Однако гораздо чаще власти прибегали к насильственным мерам. В 1593 г. Вместе с тем анти- мусульманские акции московского правительства в ХVI в. Они преследовали цель прежде всего политического подчинения завоеванных земель с мусульманским населением. Принимая одновременно с присягой православное крещение, татарские мурзы и эмиры вливались в формирующееся сословие служилого дворянства, со временем составив его значительную часть.

Переход на русскую службу первоначально далеко не всегда предполагал смену вероисповедания. С наделением землями служилых татар, сохранивших приверженность исламу, связано, в частности, возникновение Касимовского царства - мусульманского анклава внутрирусских земель. В 1447 г. В благодарность за это царевичу Касыму был пожалован Мещерский городок на Оке, получивший после этого название Касимов ныне в Рязанской области. С 1452 г. Касимов стал столицей зависимого от Москвы Касимовского царства, в котором поселялись, получая поместные наделы, служилые татары-мусульмане со своей челядью.

🗊Презентация Ислам в России

Как и иудаизм, и христианство, ислам явился продолжателем религиозных представлений и традиций жителей этого региона. Все о религии Ислам, ее состоянии, культуре, проблемах, географии и роли в современном мире. Между тем, внимательному наблюдателю становиться ясно, что влияние Ислама на прогресс Западного Христианства гораздо весомей. В России ислам является второй по количеству приверженцев религией: более 20 % верующих в стране — мусульмане.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий