Новости корабль челюскин

Проблема заключалась в том, что, несмотря на всю свою современность, «Челюскин» в первую очередь был грузовым кораблем. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. 90 лет назад пароход "Челюскин" затонул, а участники экспедиции Отто Шмидта высадились на дрейфующий лед и прожили на нем два месяца.

Полярные дайверы нашли затонувший "Челюскин"

На этом фото самый юный пассажир «Челюскина». Позади почти 8 месяцев путешествия, 6 из которых прошли в ледовом плену. Родители: геодезист Василий Васильев и его супруга Доротея даже не предполагали, чем закончится эта эпопея. Ребенок должен был родиться на острове Врангеля, куда на зимовку был отправлен глава семейства. Но судьба распорядилась иначе. Родилась девочка. Посреди Арктики. Ее необычное место рождения указано и в паспорте.

В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море. Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне. Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости. Судно во льдах. СС0 Паники во время эвакуации с судна не было, говорится в книге "100 знаменитых катастроф". Челюскинцы успели выгрузить на льдину практически все, что могло понадобиться для зимовки — продовольствие, одежду, горючее, палатки, спальные мешки, научную аппаратуру, говорится в книге "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко. Экипаж обустроил на льдине лагерь, изучал суровые условия Арктики, слушал лекции по математике, космологии, сочинял стихи и даже выпускал стенгазету.

Повсеместно проводились митинги, вечера, посвященные челюскинской эпопее. Ее участники особенно летчики были нарасхват: их приглашали выступить перед публикой, избирали в почетные президиумы собраний… Впрочем, нашлись у полярных кумиров и «оппоненты» — сотрудники «органов». Судя по всему, проведенное чекистами по горячим следам расследование не обнаружило в ситуации с гибелью «Челюскина» какого-либо заведомого вредительства. Однако у бдительных товарищей с Лубянки, как говорится, осадочек остался. Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам. Например, известно, что в январе 1938-го Военная коллегия приговорила к расстрелу «за участие в контрреволюционной организации» двоих бывших участников экспедиции, занявших к тому времени руководящие должности в Главном управлении Севморпути. Один из них — Илья Баевский, который в экспедиции был заместителем О. О другом будет сказано ниже. В челюскинской эпопее имелся и еще весьма примечательный персонаж, однако на протяжении долгих десятилетий он оставался в тени. Речь идет о заведующем факторией Севморпути в поселке Ванкарем Георгии Кривдуне. Про него с теплотой вспоминали многие вывезенные со льдины челюскинцы. Ведь их непростой путь на Большую землю проходил как раз через это заполярное поселение. А Кривдун сумел организовать там максимально удобные бытовые условия для людей, только что чудом спасенных из ледяных арктических объятий. Именно Георгий Терентьевич хлопотал, чтобы разместить эвакуируемых, накормить их, защитить от холода, помочь с отправкой на следующий пункт эвакуационной цепочки. Фамилию Кривдуна можно обнаружить в уже упомянутой выше «парадной» книге «Как мы спасали челюскинцев»: «…перебрались в Ванкарем. Заведующий факторией коммунист т. Кривдун, старейший работник на Чукотке, очень помог нам в дальнейшей работе…» На самом деле все обстояло с точностью до наоборот. Георгий был сыном казака из селения, расположенного неподалеку от Владикавказа. В 1930-м во время проведения кампании по раскулачиванию и расказачиванию, проводимой в стране, зажиточного жителя терской станицы Терентия Кривдуна вместе с семьей отправили в ссылку за Урал — в суровые северные края. Через некоторое время старший сын Терентия там выбился в люди — получил должность заведующего ванкаремской факторией. Каких-то значимых наград за свое участие в эвакуации челюскинцев Георгий Терентьевич от властей не получил. Зато два с небольшим года спустя «старейшего работника» «отблагодарили» по-другому. К тому времени Кривдун сменил место работы — он заведовал факторией на мысе Шмидта. Там его в октябре 1936-го и «повязали» нагрянувшие чекисты. Арестованному «заполярному казаку» вменили «участие в контрреволюционной организации» и отправили в лагерь. Дальнейшая судьба этого человека неизвестна. Бурлаков: «Увы, пресловутая «гулаговская» тема довольно плотно «прилепилась» к истории с «Челюскиным». В начале 2000-х вдруг всплыла сенсация: мол, в кильватер знаменитому пароходу шло еще одно судно — «Пижма», которое везло 2000 зэков для чукотских оловянных рудников. С подачи некоего «историка» утверждалось, что вскоре после гибели головного корабля «Пижма» также затонула, утащив на дно своих подневольных пассажиров… Доводилось слышать и о том, что якобы на самом «Челюскине» везли партию заключенных. Все это выдумки. Однако, как удалось выяснить уже в наше время, среди челюскинцев было несколько человек, которые до отправки в знаменитый арктический рейс подвергались репрессиям. В их числе заместитель Шмидта по политической части Алексей Бобров — фактически второе лицо в экспедиции. После эвакуации со льдины заболевшего Отто Юльевича именно Боброву Москва поручила быть начальником лагеря челюскинцев. Так вот, оказывается, Алексея Николаевича в январе 1931 года арестовали, предъявив обвинение по пресловутой 58-й статье. Он провел в тюрьме 14 с лишним месяцев, но затем был освобожден и некоторое время спустя направлен на «Челюскин». Впрочем, судьба улыбалась ему недолго. Осенью 1937-го Бобров, работавший тогда в Управлении Севморпути, был вновь арестован «за участие в террористической организации», а 3 января «кремлевские товарищи» подписали очередной «расстрельный список», в котором среди других значилась фамилия Боброва». Дотошные исследователи смогли раскопать сведения и еще об одном челюскинце с «зэковской» биографией. Дмитрий Березин, числившийся плотником в бригаде строителей, плывших на пароходе, оказался… беглым контрреволюционером! Еще осенью 1932-го крестьянин из глухой новгородской деревушки был арестован по обвинению в саботаже и участии в контрреволюционной группировке. Дмитрия Ильича приговорили к 10 годам лагерей. Но он ухитрился бежать во время перевозки этапа заключенных на вокзале железной дороги. Более того, Березин смог с помощью неких благодетелей выправить себе справку, заменяющую паспорт, и завербовался в строительную бригаду на «Челюскин». Вместе с сотней других участников знаменитой ледовой эпопеи Дмитрий Ильич испытал все трудности такого арктического приключения, был вывезен со льдины самолетом, участвовал в торжествах, посвященных челюскинцам, получил орден из рук Калинина… Чекисты позднее его все-таки вычислили. Однако было принято решение не трогать «народного героя». Вплоть до войны Березин работал на одном из ленинградских заводов и умер во время блокады.

Северный морской путь Фото: culture. Узнав об этом, США немедленно предложили свои услуги по эвакуации оставшихся во льдах 104 человек — для этого на Аляске имелись десятки самолетов полярной авиации. Но советское руководство почитало такой вариант слишком простым. Пароход затонул в 130 км от чукотского берега и в 260 км от американского. Существовало два варианта вывоза людей: на собачьих упряжках и авиацией. Первый способ - трудоемкий, но технически выполнимый - 104 человека за несколько недель или месяцев перевезти вполне реально. Но как найти ледовый лагерь в условиях полярной ночи? Лед движется, никаких ориентиров нет, а GPS-навигаторов - тем более. Если собачий караван пройдет в паре километров от лагеря, то его просто никто не заметит. Эвакуация авиацией гораздо надежнее. Но была одна Проблема — в феврале 1934 года на советской Чукотке в заливе Лаврентия имелся только один исправный самолет — это был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского. Между тем, на соседней американской Аляске находилось не менее десяти аэродромов с готовыми к вылету самолетами.

Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink!

Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина. Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). Фото: РИА Новости. Сотрудник библиотеки №16 провела для учеников школы №4 микрорайона Львовский познавательный час "История легендарного корабля Челюскин". Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина. Мы пришли на корабль, видно, что это корабль. Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было.

Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»

Не дойдя до острова, пароход остановился. Воздушная разведка с самолета показала, что подойти к острову Врангеля невозможно — путь к нему скован сплошным тяжелым льдом. Решили идти к Берингову проливу, а затем повторить попытку с восточной стороны. Лед Чукотского моря оказался гораздо тяжелее Карского. Массы многолетнего льда самой причудливой формы обступали маленькие пятнышки чистой воды. Нос и борта корабля получили множество вмятин. Приходилось дополнительно усиливать существующие крепления огромными бревнами. Дерево пружинило, и действие ударов становилось не таким резким. К острову Колючину «Челюскина», стиснутого льдами, несло течением. Лед встал, и пароход остановился вместе с ним.

Он был обездвижен. В течение трех суток экипаж пытался пробить дорогу, взрывая лед аммоналом, но попытки оставались безуспешными. Только через 14 дней лед наконец отпустил пароход из плена, позволив ему продолжить путь на восток — к Берингову проливу. И вот, когда до свободной воды в Беринговом проливе оставалось всего 5 — 6 километров, «Челюскин» вместе со льдами сильным течением отнесло на север. Коварная Арктика начала кружить пароход в дрейфе, заставляя его описывать самые замысловатые зигзаги. Шли у самых границ течения, которое могло унести так далеко на север, что двухгодичная зимовка была бы экспедиции обеспечена. Вызванный по радио на помощь ледорез «Литке», находившийся в бухте Провидения, сумел подойти только к границе ледового поля, сковавшего «Челюскин». Оставшиеся до него самого 60 километров сплошного льда пройти и ему не удалось. После этого весь состав экспедиции был расчленен на авральные бригады, в которых каждый человек знал, что ему необходимо делать в случае беды.

Сжатия следовали одно за другим. Приходилось то сгружать на льдину необходимый груз, то снова грузить его на корабль. С борта на лед спускалась громоздкая деревянная лестница. По ней ходили пополнить запас воды опять же из льда , иногда — поохотиться.

Это первая качественная съёмка парохода. Но до сих пор никому не удавалось сделать ни одного кадра парохода — район, где затонул корабль, находится недалеко от Берингова пролива, а здесь очень мощное течение и мутная вода», - прокомментировал руководитель медиагруппы РГО Леонид Круглов. На фото и видео хорошо видны носовая и средняя части судна, а также прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. Но, изучив отснятые материалы, специалисты пришли к выводу, что затонувший объект — пароход "Челюскин". Сейчас ледокол Северного флота "Илья Муромец" подошёл к другой точке - острову Врангеля. Там участники экспедиции исследуют места, связанные с Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана ГЭСЛО 1910 — 1915 годов в восточных районах Чукотского моря.

Название парохода на носу и на корме не сохранилось. Но, изучив отснятые материалы, специалисты пришли к выводу, что затонувший объект — пароход "Челюскин". Сейчас ледокол Северного флота "Илья Муромец" подошёл к другой точке - острову Врангеля. Там участники экспедиции исследуют места, связанные с Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана ГЭСЛО 1910 — 1915 годов в восточных районах Чукотского моря. Совместную экспедицию на арктических архипелагах РГО и Северный флот проводят уже третий раз. В этом году она стартовала 5 августа и посвящена сразу нескольким памятным датам: 75-летию Победы, 175-летию Русского географического общества, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения Владимира Русанова. Напомним, в этом году на месте гибели парохода "Челюскин" также побывала подводно-поисковая экспедиция , организованная морской инженерной петербургской компанией "Фертоинг".

В этот раз аквалангистам предстояло исследовать пароход на глубине. Вот только историю эту стали забывать. Я столкнулся с тем, что поколение 40-летних не знают имён Отто Шмидта и Владимира Воронина. Экспедиция, в которой мы участвовали, — повод напомнить, на что были способны наши деды. Одна заброска снаряжения туда чего стоит! Корабль с частью оборудования, с барокамерой, с запасами газов шёл из Владивостока, а это 3 тысячи миль. Команда водолазов, историки и журналисты летели до Анадыря, потом два дня ждали корабль. После этого вместе со снаряжением вертолётом ещё три часа летели до посёлка Ванкарем. Этот населённый пункт является не только самой удобной точкой начала экспедиции, но и самой знаковой: сюда доставили челюскинцев после эвакуации со льдины, а местные жители оказывали им помощь. Здесь стоит школа, которую буквально через год после катастрофы на свои деньги построили Отто Шмидт и челюскинцы. Об этом напоминает мемориальная доска на здании. Правда, сейчас здесь наполовину школа, наполовину детский сад. Историю "Челюскина" в этом посёлке помнит каждый. Представлено ООО "Фертоинг" Логистика экспедиции — очень сложная, словно на другую планету добираешься, но, по признанию участников, всё прошло гладко. И всё-таки маленькая неприятность, которая поставила под угрозу всё мероприятие, произошла… — В Анадырь наша команда прилетела в составе четырёх человек, — рассказывает Константин Богданов. К счастью, не самым популярным сегодня вирусом, а обычной простудой. Небольшая температура, насморк, отрицательный тест. В итоге руководитель экспедиции отправил водолаза домой. Так из запланированных двух пар под погружение осталась одна тройка. Если раньше могли погружаться по очереди, теперь у нас только тройка: в новых незнакомых условиях с плохой видимостью отпускать кого-то одного неправильно. Представлено ООО "Фертоинг" 9 августа 2020 года. Погода благоволит, солнечно и без осадков, только достаточно сильный ветер. Но у дна всё может быть иначе, местные воды непредсказуемы, предупреждают специалисты, уже нырявшие в арктических морях. Сумеют ли участники экспедиции увидеть пароход "Челюскин"? Навстречу подвигу "Челюскин" отправился в рейс по Северному морскому пути в августе 1933 года. От Мурманска до Владивостока он должен был проскочить за одну навигацию и доказать всему миру, что Арктика — наша. Экспедицию возглавил географ, руководитель Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт. Пароход "Челюскин". Источник: wikipedia. Судно, изготовленное в Дании, предназначалось для ленских экспедиций и называлось "Лена". Это обычный пароход немного усиленной конструкции. Не бумажный, конечно, но к такому подвигу он был не готов. Знаменитый полярник Владимир Визе написал тогда: "Набор корпуса недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, ширина парохода большая". Позднее историки писали, что "Челюскин" отправило не давление партийной номенклатуры и не мифические угрозы коллективного Сталина. Просто Отто Шмидт был по складу характера авантюристом и надеялся на удачу. Отто Юльевич Шмидт. Фото: wikipedia. Потомственный моряк, помор Владимир Воронин тоже долго отказывался принять командование, поскольку "Челюскин" "совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам, для самостоятельного ледового плавания".

Экспедицию «Челюскина» погубил корабль-призрак

Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "... Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана.

Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять".

Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34.

С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов.

Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве.

Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет. Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема.

Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов.

Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Из альбома "Героический поход Челюскина".

Фото: "Родина" А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"?

Фото: wikipedia. Безвестная могила человека, давшего имя пароходу, обиженный и обделённый мореплаватель давно минувших дней… Призрак, не нашедший успокоения и бродящий по бескрайним просторам Арктики? Что ж, раз мерещится — перекрестимся, да и постараемся непредвзято изложить версии того, что произошло с ледокольным пароходом «Челюскин». Причём ни одна из версий не может считаться окончательной, ибо архивные данные о тех далёких событиях по сей день хранятся под грифом «секретно», а многое попросту утеряно для нас, жителей XXI века.

Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путём нужно было вновь попытаться пройти весь маршрут от Мурманска до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Напомним, что первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». На «родной» верфи устранили замеченные дефекты. Затем - переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. На носу — зима… Да, это было роковое опоздание.

Ледокол «Георгий Седов» отправился в путь из Архангельска 15 июня, и все равно не успел проделать путь до «больших» льдов! А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о собственной жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив её тем самым на год, никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — Отто Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект.

Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьёзные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад? О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперёд, и будь что будет!

Или грудь в крестах то бишь в орденах Ленина , или — голова в кустах. Что было дальше? Вот то, что известно. Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь.

Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку». Все возбуждённо, радостно обсуждали: как назвать ребёнке? И придумали: Карина.

В честь Карского моря, где она появилась на свет. Странно, конечно, что на остров Врангеля геодезист отправился с женой на сносях. Впрочем, а было ли это странным для советских людей 30-х годов? Как говорится, вопрос… Уж чего-чего, а самоотверженности и готовности выдержать любые испытания у советских людей было не отнять. И не занимать.

Впрочем, может быть, существовал и такой мотив: погибать, так с музыкой.

Эвакуация всего необходимого на льдину проводилась заблаговременно по ночам. Командой эвакуаторов руководил Отто Шмидт.

Из заранее выгруженных кирпичей и досок строительная бригада построила временные бараки. Последними на бортике корабля оставались капитан Владимир Воронин и завхоз Борис Могилевич. Со льдины им все кричали: "Прыгайте".

Когда Воронин спрыгнул с корабля, рядом с ним упало скатившееся с палубы бревно. А Могилевич стоял на борту, сжимая в зубах давно потухшую трубку. Корма поднялась так высоко, что палуба стала отвесной.

Трубка выпада из зубов завхоза, он метнулся ниже к спардеку, где было вровень с поверхностью льда. В это мгновение с кормы на него обрушились бочки с горючим, ящики, кирпичи. В тот же миг он исчез вместе с "Челюскиным" под вздыбленным льдом.

Чудо спасения После катастрофы "Челюскина" на льду оказалось 104 человека несколько человек по разным причинам сошли с парохода около острова Колючин в Карском море. Первым к лагерю челюскинцев пробился летчик Анатолий Ляпидевский. В составе первой спасательной команды помимо Ляпидевского были штурман Петров, второй пилот Конкин и бортмеханик Руковский.

Первыми со льдины эвакуировали 10 женщин и двоих детей. Следующий рейс удалось совершить только 7 апреля. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года.

Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем. За спасением челюскинцев следил весь мир.

Но какой ценой этого удалось добиться?

Портрет Владимира Воронина, капитана корабля Фото: cheluskin. Расчет был на то, что дрейфующий корабль самостоятельно дойдет к острову Врангеля, но этим планам не суждено было сбыться. За время экспедиции "Челюскин" несколько раз попадал в ледяной плен: в первый раз его спас ледоход "Красин", во второй раз помощь предлагал капитан ледохода "Литке", но Шмидт не мог себе позволить признать свое поражение.

Научный работник, инженер-физик - Ибраим Факидов Фото: cheluskin. Был сбит с ног покатившейся бочкой на палубе и упал за борт, где его сразу затянуло под лёд Фото: cheluskin. Эвакуация пострадавших проходила силами авиации.

Лагерь челюскинцев 5 марта обнаружил летчик Анатолий Ляпидевский, совершив до этого 28 неудачных вылетов. Именно он эвакуировал первую группу - женщин с детьми. Хотелось верить, спасение близко, но у его самолета возникли технические неполадки, продолжить спасательные работы смогли лишь 7 апреля.

Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода

Судно должно было отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути — тому самому, который сегодня продолжает оставаться крайне востребованным. На борт парохода взошли 112 человек. На трудных участках пути планировалось задействовать помощь ледоколов, чтобы они пробивали льды для беспрепятственного хождения нового парохода. Первые трудности С первыми льдами «Челюскин» встретился в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. Для прохождения трудного участка были задействованы ледоколы, после чего пароход продолжил свой путь. Уже 23 сентября «Челюскин» снова встретился со сплошными льдами, но на этот раз в Чукотском море. Пароход окончательно застрял во льдах примерно в том месте, где в 1932 году произошла авария ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Тем не менее, «Сибиряков» прошел Северный морской путь за одну навигацию.

До берега оставалось совсем немного, однако потом судно потянуло назад, в северо-западном направлении. Экипаж за бортом Экипаж «Челюскина» заранее до трагедии выгрузил все необходимое прямиком на льды. Также были вынесены доски и кирпичи, из которых на скорую руку построили бараки, чтобы не умереть от холода. На лед вышли 104 члена экипажа, в числе последних — капитан Владимир Воронин, который перехватил бразды правления в Мурманске после того, как с борта сошел Петерис Биезайс. Напомним, что экипаж корабля изначально составлял 112 человек, но еще до происшествия, ранее, около острова Колючин на берег сошли по разным причинам восемь человек.

Экспедиция по обследованию парохода «Челюскин» технически осуществима, целесообразна и представляет общественный и исторический интерес. Бауман и Конслер составляют детальный план подъема со всеми необходимыми расчетами. Но плану «Челюскин» будет поднят целиком. Метод подъема смешанный. Основное - это подача воздуха внутрь судна для сжатия воды, если только палуба парохода обеспечит непроницаемость, при которой подача воздуха будет превышать его утечку.

Во все трюмы будут введены и продуты мягкие 70 — 100 тонные понтоны, что также даст плавучесть судна на 1500 тонн. По обоим бортам парохода будут проведены понтоны особой конструкции. Дли полной гарантии и успешности поддержания судна будут проведены шесть 200-тонных жестких понтонов, которые по своей конструкции и крепости вполне поддержат пароход на поверхности воды во время буксировки в порт-убежище, если заделка пробоин на месте подъема будет невозможна. Заделку пробоин, люков и отверстий предполагается провести путем замораживания способ, примененный при подъеме затонувших германских кораблей. Для буксировки парохода до Владивостока заделка пробоин будет проведена путем заварки, с накладной жестких стальных пластырей и подводной бетонировки.

Справка:Советский пароход "Челюскин" затонул 13 февраля 1934 года в Чукотском море в условиях полярной ночи и сильного сжатия льда после 86 суток плавания и более чем 100 суток дрейфа в арктических льдах. На лед высадилось 104 человека, включая 10 женщин и двоих детей. Операция по спасению челюскинцев из ледового палаточного лагеря завершилась спустя два месяца и стала первой в мировой истории успешной крупномасштабной спасательной операцией в условиях Арктики. Поиски остова затонувшего судна организовывались неоднократно, начиная с 1936 года. К 70-летию памяти "Челюскина" состоялась подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70".

В сентябре 2006 года она обнаружила затонувшее судно, а поднятые фрагменты подтвердили, что это останки легендарного парохода.

Далеко не каждый обитатель ледового лагеря готов был к подобному способу транспортировки. Во-первых, грузный человек просто не помещался в «пенале», а во-вторых… Вот как описывал процесс погрузки летчик одного из Р-5 Василий Молоков: «Засаживали туда головой вперед, складывали человеку руки и, как мину Уайтхеда, вталкивали в узкий ящик…» Не имея фактически возможности даже пошевелиться, «подвесной» пассажир должен был провести в воздухе, на холоде все время полета. Семерых летчиков, направленных на поиски лагеря Шмидта и вывозивших оттуда людей, удостоили вновь введенного в СССР почетного звания «Герой Советского Союза». Несколько их коллег-авиаторов, а также организаторы эвакуации получили ордена. А обитателям «ледового городка» — участникам экспедиции на «Челюскине» всем, за исключением детей , вручили ордена Красной Звезды… Среди них был и пилот Михаил Бабушкин. Его маленький самолет Ш-2, который везли на пароходе, удалось спасти во время крушения. Михаил Сергеевич умудрился с помощью подручных средств починить поврежденную машину, взлететь и вместе с механиком добраться на этой «стрекозе» до аэродрома в поселке Ванкарем. Таким образом, получается, что Бабушкин тоже эвакуировал из ледового лагеря одного человека.

Однако геройское звание ему в 1934-м не дали. Очень популярны кадры старой кинохроники, показывающие торжественную встречу челюскинцев и летчиков в Москве. Вереница открытых машин с героями Арктики движется по улице Горького, тротуары запружены восторженными горожанами, а над всем этим словно метель разразилась — кружатся мириады белых бумажных листков. Интересно узнать, что это за листовки, что в них написано? Улица Горького превратилась в «дорогу цветов» — ими толпы москвичей буквально засыпали букетами легковые машины, в которых они ехали. А предусмотрительно рассаженные по балконам и крышам люди разбрасывали над улицей листовки. Текст их лаконичный: «Гордимся вашей победой! На кремлевской стене были развешены огромные портреты всех Героев Советского Союза. Сами виновники торжества прошли на трибуну Мавзолея, и только после этого туда поднялись руководители государства во главе со Сталиным это едва ли не единственный случай, когда «отец народов» уступил кому-то право первым взойти на Мавзолей. Потом были парад, демонстрация…» Про челюскинцев в то время много писали, появились отдельные брошюры и книги, посвященные им.

Но куда больше лавров досталось летчикам — первой семерке Героев. С небывалой оперативностью, буквально через два месяца, был издан альбом «Как мы спасали челюскинцев». Готовя его, опытные редакторы из «Правды» тщательно «причесали» биографии, подкорректировали факты… При этом пришлось в срочном порядке исправлять «идеологическое упущение»: вдруг спохватились, что некоторые из чествуемых авиаторов не являются членами партии! Конечно, их сразу приняли в ее ряды. К слову сказать, появилось тогда еще одно правительственное постановление: для увековечивания подвига первых Героев Советского Союза воздвигнуть в столице обелиск. Однако с исполнением такого указания Кремля вышла заминка. Монумент в итоге так и не соорудили, а на месте, которое под него было зарезервировано в середине 1930-х, позднее появилась громада памятника Петру I. Встреча арктических героев в Москве. Фото: pastvu. Власти поощряли такую идеологически правильную кампанию.

Повсеместно проводились митинги, вечера, посвященные челюскинской эпопее. Ее участники особенно летчики были нарасхват: их приглашали выступить перед публикой, избирали в почетные президиумы собраний… Впрочем, нашлись у полярных кумиров и «оппоненты» — сотрудники «органов». Судя по всему, проведенное чекистами по горячим следам расследование не обнаружило в ситуации с гибелью «Челюскина» какого-либо заведомого вредительства. Однако у бдительных товарищей с Лубянки, как говорится, осадочек остался. Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам. Например, известно, что в январе 1938-го Военная коллегия приговорила к расстрелу «за участие в контрреволюционной организации» двоих бывших участников экспедиции, занявших к тому времени руководящие должности в Главном управлении Севморпути. Один из них — Илья Баевский, который в экспедиции был заместителем О. О другом будет сказано ниже. В челюскинской эпопее имелся и еще весьма примечательный персонаж, однако на протяжении долгих десятилетий он оставался в тени. Речь идет о заведующем факторией Севморпути в поселке Ванкарем Георгии Кривдуне.

Про него с теплотой вспоминали многие вывезенные со льдины челюскинцы. Ведь их непростой путь на Большую землю проходил как раз через это заполярное поселение. А Кривдун сумел организовать там максимально удобные бытовые условия для людей, только что чудом спасенных из ледяных арктических объятий. Именно Георгий Терентьевич хлопотал, чтобы разместить эвакуируемых, накормить их, защитить от холода, помочь с отправкой на следующий пункт эвакуационной цепочки. Фамилию Кривдуна можно обнаружить в уже упомянутой выше «парадной» книге «Как мы спасали челюскинцев»: «…перебрались в Ванкарем. Заведующий факторией коммунист т. Кривдун, старейший работник на Чукотке, очень помог нам в дальнейшей работе…» На самом деле все обстояло с точностью до наоборот. Георгий был сыном казака из селения, расположенного неподалеку от Владикавказа.

Триумфальная катастрофа. Спасение экспедиции "Челюскина"

В августе 1933-го судно вышло из Мурманска и направилось во Владивосток. Руководил экспедицией исследователь Арктики Отто Шмидт. Капитаном корабля был полярник Владимир Воронин. В Чукотском море пароход оказался полностью заблокирован льдами, начался пятимесячный дрейф.

RU - Пароход "Челюскин", раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море, обследовали участники арктической экспедиции, организованной Северным флотом СФ и Русским географическим обществом РГО. Впервые удалось произвести видеосъемку парохода "Челюскин" с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин - 350"", - сказано в сообщении СФ, поступившем в "Интерфакс" в четверг. Отмечается, что ранее еще не удавалось сделать качественные съемки парохода. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход "Челюскин"", - информирует СФ. В настоящее время ледокол СФ "Илья Муромец", на борту которого находятся участники экспедиции, направляется к острову Врангеля.

Бауман и Конслер составляют детальный план подъема со всеми необходимыми расчетами. Но плану «Челюскин» будет поднят целиком. Метод подъема смешанный. Основное - это подача воздуха внутрь судна для сжатия воды, если только палуба парохода обеспечит непроницаемость, при которой подача воздуха будет превышать его утечку. Во все трюмы будут введены и продуты мягкие 70 — 100 тонные понтоны, что также даст плавучесть судна на 1500 тонн. По обоим бортам парохода будут проведены понтоны особой конструкции. Дли полной гарантии и успешности поддержания судна будут проведены шесть 200-тонных жестких понтонов, которые по своей конструкции и крепости вполне поддержат пароход на поверхности воды во время буксировки в порт-убежище, если заделка пробоин на месте подъема будет невозможна. Заделку пробоин, люков и отверстий предполагается провести путем замораживания способ, примененный при подъеме затонувших германских кораблей. Для буксировки парохода до Владивостока заделка пробоин будет проведена путем заварки, с накладной жестких стальных пластырей и подводной бетонировки. Подъем «Челюскина» будет проведен в 1936 году.

Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Гибель парохода "Челюскин": что произошло 85 лет назад в Чукотском море Ледокольный пароход «Челюскин» должен был повторить подвиг ледокола «Сибиряков» и за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. В июле 1933 года судно вышло из Ленинграда. Успешное плавание длилось до Новой Земли. Там 13 августа из-за серьезной деформации корпуса образовалась течь, однако "Челюскин" продолжил путь. В сентябре судно получило вмятины по правому и левому борту, течь усилилась. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море.

Морпехи Северного флота высадились на самой северной континентальной точке в Арктике

«Челюскин» не являлся ледоколом, хотя, как писалось в документации, был «усилен для навигации во льдах». В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. 90 лет назад, 16 июля 1933 года, на пароходе "Челюскин" из Ленинграда вышла Комплексная арктическая экспедиция, которая должна была пройти во Владивосток за одну навигацию. После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах. Ровно 85 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул знаменитый пароход «Челюскин». Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности.

Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине

Молодые и дерзкие полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках. Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). Фото: РИА Новости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий