Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах. Интерпретация факта: воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году. Первый раз воссоединение Украины с Россией состоялось достаточно давно — в ХVII веке, в 1654 году во времена гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого и русского царя Алексея Михайловича. Воссоединение Украины с Россией — Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Полыни, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец Подольска оставалась под властью Польши.

Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией

Понимая невозможность освободить Украину от гнёта панской Польши своими силами и выражая волю украинского народа к воссоединению с Россией, Хмельницкий настойчиво добивался объединения обоих народов. Переяславская Рада переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. Некоторые люди, опираясь на советскую историографию, называют Переяславскую раду «воссоединением Украины с Россией». Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Таким образом, связь Украины и России в XVII веке была ещё некрепкой. Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией».

История. 7 класс

Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. В XVII веке представители Малороссии неоднократно обращались к русским государям с просьбами принять малороссов «под свою высокую руку». Воссоединение левобережной Украины с Россией имело огромное историческое значение. Россия в XVII столетии.

22.Воссоединение Украины с Россией.

Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах. Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией. Я хочу поговорить об одном из самых важных моментов нашей истории – Воссоединение России и Украины XVII века.

§ 3. Воссоединение Украины с Россией

Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания.

Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился.

Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением.

Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество.

Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И.

Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя».

Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций.

Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание. Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином.

Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем. Но, так или иначе, в январе 1648 года началось восстание Хмельницкого, самое крупное из казацких восстаний XVII века в Речи Посполитой. Ещё до начала восстания польский король Владислав IV, который лояльно относился к казакам, совместно с канцлером Оссолинским подготовил проект по усилению в Речи Посполитой монархии. Надо заметить, что власть короля в Польше была в тот момент очень слаба.

Действовало право liberum veto — любой шляхтич мог наложить veto на любое решение короля. Это тормозило развитие страны, делая любые реформы практически невозможными. Владислав IV планировал начать масштабную войну с Османской империей, где были бы задействованы и казаки, с помощью которых король ограничил бы политическую власть шляхты. Но этим проектам не было суждено осуществиться.

Вскоре после начала восстания, 20 мая 1648 года, король умер. Надо сказать, что во время своего правления он поставил печать под «Статьями успокоения обывателей короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию». Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Речи Посполитой. Костомаров пишет, что Владислав осознавал религиозную проблему и даже создал проект усиления в государстве монархи при поддержке казаков, но он не был осуществлён.

Оспиов также пишет о замыслах короля усилить свою власть. Бобржинский отмечает деятельность Владислава IV по примирению православной, униатской и католической церквей. Поводом к восстанию Хмельницкого послужил случай, который является ярким примером отношений католиков и православных, поляков и украинцев и Речи Посполитой того времени. Польский по другим источникам — литовский шляхтич Даниил Чаплинский отнял у Хмельницкого его хутор Суботов.

Хмельницкий попытался вернуть свою землю, но он не имел на неё нужных документов. Когда же Хмельницкий обратился к королю, то тот, по легенде, ответил: «У тебя есть твоя сабля». Хмельницкий отправился в низовья Днепра, где собрал отряд для того, чтобы свести счёты с поляками. Костомаров выделяет личную обиду как одну из причин восстания Хмельницкого, но не считает её основной.

Уже в январе 1648 года Богдан Хмельницкий был избран гетманом. В Запорожскую Сечь хлынул полок добровольцев отовсюду, причём в основном это были крестьяне. Главной проблемой начинающегося восстания было отсутствие конницы, но выход из этого положения был найден: Хмельницкий заключил союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, который отправил гетману несколько тысяч всадников во главе с перекопским мурзой Тугай-беем. Восстание разрасталось с огромной скоростью.

Как и раньше, казаки выдели в нём будущее увеличение своих привилегий, а крестьяне — улучшение положения и смягчение гнёта. Дворниченко выделяет тот факт, что первоначально об отделении Украины от Речи Посполитой и тем более о её присоединении к России речи не шло. Поначалу победы сопутствовали восставшим. Эта битва стала первым существенным военным достижением восстания.

В ходе Корсунской битвы почти двадцати пятитысячное королевское войско было уничтожено казацко-татарской армией, а польские военачальники Потоцкий и Калиновский взяты в плен и отданы татарам в знак благодарности за их помощь. Первые победы породили серьёзные социальные последствия.

Украинцы — православные, а поляки — католики. Поляки стали ущемлять православных законодательно и финансово, в ответ казаки стали убивать иноверцев-угнетателей. Всё это кончилось восстанием в 1648-м. Годом позднее после серии побед Богдана Хмельницкого польский король даровал части Украины автономию в составе Речи Посполитой. Эту автономную область со своими законами и некоторыми вольностями назвали гетманщиной. Возглавив автономию, Хмельницкий подал прошение к Алексею Михайловичу о воссоединении с Россией. Правила выборности гетмана, относительной независимости в сборе налогов и назначении должностей были закреплены в 23 пунктах мартовских статей в 1654 году.

Однако уже в 1709 году все вольности и свободы были отозваны Петром Великим, а гетманство как институт независимого управления было уничтожено. Украинские власти любят обвинять Россию в нарушении договора, однако часто в этих разговорах упускают один важный факт — предательство гетмана Ивана Мазепы. Иван Мазепа был не просто правителем украинской автономии.

Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Творець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривдубогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили в той мире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому царскому величеству ознаймити, же певная нас видомост зайшла от князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста.

Такие просьбы поступали в 1592 и в 1620 годах. Но тогда Москва не хотела войны с Польшей и просьбы отклонялись. Казаки отправляли просьбы о воссоединении каждый раз, когда устраивали антипольское восстание. Недовольство казаков вызывало притеснение православных католической верхушкой Речи Посполитой. Под властью Москвы казаки надеялись обрести православных единоверцев и восстановить историческую целостность Древней Руси. Поэтому 18 января 1654 года руководство Украины проголосовало за воссоединение с Россией. При этом казаки выбирали, кому присягнуть.

Было четыре кандидата: польский король, турецкий султан, крымский хан и московский царь. Но в итоге предпочтение отдали России. До этого независимого государства с названием Украина не существовало.

Процесс воссоединения Украины с Россией

§ 3. Воссоединение Украины с Россией. История России с древнейших времен до конца XVII века В правление Алексея Михайловича в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией.
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В правление Алексея Михайловича в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией.
Процесс воссоединения Украины с Россией Весь XVII век Украину сотрясали восстания казаков.

Из истории альманаха

Инициатива в воссоединении Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому и Переяславской Раде. Россия в XVII столетии. Говоря о судьбе Украины в XVII в., ее без всяких оснований принимают за судьбу Украины современной.

Собор, воссоединивший Украину с Россией

Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства. Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов.

Воссоединение России с Россией

Терпило — типичный персонаж Гражданской войны. Этот сельский учитель начальной школы из Триполья знаменит тем, что сколотил большую банду, воевал как за Петлюру, так и за большевиков, поднял антибольшевистское восстание и погиб от шальной пули в бою с армией Деникина. Вот как описывает «отмену» Зеленым Переяславской рады современный писатель-националист Иван Собченко в своем псевдоисторическом романе «Атаман Зеленый против всех»: «15 июля отряд Зеленого неожиданно переправился на левый берег Днепра и захватил Переяславль, здесь по приказу атамана были расстреляны 75 местных коммунистов и советских работников во главе с руководителем уезда Ивановым. Слышались радостные выкрики… Над людским морем развивались знамена и хоругви. Было много священников, представителей общественности, огромное количество местных горожан и жителей окрестных сел. Атаман Зеленый торжественно прочитал Манифест о денонсации Переяславльского договора от 1654 года о единстве Украины и России, освятили Манифест. Как заявил сам атаман, Манифест вступил в силу немедленно. Так атаман бросил исторический вызов самому Богдану Хмельницкому».

Переяславская рада. Воссоединение Украины. Картина Алексея Кившенко. Центральный военно-морской музей Расстрел 75 украинцев непосредственно перед «бросанием вызова Хмельницкому» неудивителен — Зеленый был известен своими расправами. Что, надо сказать, ставит под большой вопрос искренность радостных выкриков, «послышавшихся» украинствующему писателю на этом представлении. Но это — трагедии Гражданской войны. А вот — фарс 1990-х.

В июне 1992 года, на волне постсоветского самостийного угара, в городе Переяслав-Хмельницком бывшем Переяславле собрался некий Великий Совет Украинского казачества. В новом «историческом» документе, подписанным Чорноволом и его ряжеными сподвижниками, сообщалось: «От сего дня и пока солнце светит над Украиной, старая присяга царю московскому не действует, потому что казачество от нее отрекается, чтобы дать клятву народу нашему верно служить, только ему одному и нашей родной Украине… От давней клятвы, данной казаками на этом месте, отрекаемся и крест целуем: Гетьман Украинского Казачества и вся Генеральная старшина и атаманы…». Но даже после такого мощного политического ритуала «проклятие» Переяславской рады не покинуло молодое «незалежное» государство. Оно с новой силой проявилось в гражданской войне в Донбассе. В августе 2016 года скандально известная неонацистка из партии «Свобода» и по совместительству преподаватель филологии в одном из львовских вузов Ирина Фарион, выступая на центральном телевидении, заявила, что война в Донбассе — «это не АТО… Это война, которая ведется с украинцами с 1654 года», — то бишь с Переяславской рады. Даже единственное и довольно сомнительное достижение нынешнего киевского режима — получение Украиной безвизового режима с Европой — Петр Порошенко назвал на пресс-конференции в Киеве «преодолением последствий Переяславской рады». На самом же деле, и Порошенко это прекрасно понимает, актуальность Переяславской рады невероятно выросла в связи с недавним выходом Крыма из состава Украины и войной в Донбассе.

Столь важное историческое событие, как Переяславская рада 1654 года, необходимо рассмотреть подробнее. Древнерусское государство, от которого берут начало современные Россия и Украина, возникло в IX в. Но огромную территорию объединяли единые вера, культура и язык. В период феодальной раздробленности древнерусское государство раскололось. А нашествие татаро-монголов в первой половине XIII в. Князь Северно-Восточной Руси Александр Невский, оказавшись перед угрозой одновременных ударов крестоносцев с запада и татаро-монголов с востока, не предал православную веру и выбрал меньшее из двух зол — принял ярлык на княжение от монгольского хана Батыя. Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей.

Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом. В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования. Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород.

Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом».

Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг.

Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства.

Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины.

Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников.

Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом.

Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий.

Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов.

Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками.

К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости». На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П.

Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь».

Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину. Множество городов, включая Киев, было освобождено. Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать.

На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого. Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей. Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами. Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого. Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами.

Одержав победу, казацкое войско отправилось на запад, миновало откупившийся за крупную сумму Львов и осадило Замостье. Дальше казаки не продвинулись. Однако мир этот был непрочным. И казаки не оставляли надежд на принятие под руку московского царя. Так, 29 октября 1648 года севские воеводы З. Леонтьев и И.

Кобыльский отчитывались в Разрядный приказ: «Запорожского гетмана Хмельницкого племянник Прокоп Бережицкий, говорит во многие люди: всем де, государь, Запорожским Войском оне бога молят о том, чтоб им быть под твоею царскою высокою рукою». К донесению севских воевод стоит добавить рассказ брянского воеводы Н. Мещерского от 9 ноября того же года: «Слышали они от литовских ото многих жилецких людей и от черкас: говорят и богу молят, чтобы им быть в одной православной вере под твоею государевою высокою рукою; будет де пан Хмельницкий осилеет ляхов, и он де хочет потдатца одному государю крестьянскому». Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год 22 ноября 1648 года всё те же севские воеводы Леонтьев и Кобыльский сообщали, что в православных церквях на Украине на богослужениях молятся о том, чтобы царь согласился принять малороссов в подданство: «А в польской де стороне, в манастырех, в церквах, на октеньях и на многолетьи бога молят за тебя, благочестивого великаго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси. А запороские де, государь, казаки и белорусцы черные люди во всех городех все бога молят о твоем царском многолетнем здоровье и хотят тово, чтоб им всем быть под твоею царскою высокою рукою, и чтоб им всю Польшу и Литву подвести под твою царскую высокую руку». Уже 8 февраля 1649 года в Москву вновь прибыли послы от Богдана Хмельницкого.

Один из них, иерусалимский патриарх Паисий, говорил в Посольском приказе: «А ныне они, гетман и всё войско Запорожское, велели ему, патриарху, бить челом царскому величеству, чтоб он, великий государь, изволил войско Запорожское держать под своею государскою рукою, а они, черкасы, ему, государю, будут как есть каменная стена». Таким образом, Богдан Хмельницкий неустанно выражал стремление к принятию малороссов в русское подданство. На это 23 марта поступил благосклонный ответ из Посольского приказа о том, что царь «похваляет» желание Хмельницкого и всего запорожского войска. Однако принятие малороссов в подданство было на тот момент для Алексея Михайловича равнозначно объявлению войны Речи Посполитой. За спиной Польши стояла ее союзница Франция, а также заклятый враг Москвы — Швеция. Русское царство, еще не вполне оправившееся от тяжелейшей Смуты, к большой войне готово не было.

Поэтому в беседе с Хмельницким 29 апреля царский посол Григорий Унковский сообщил, что о принятии в русское подданство может идти речь лишь после того, как казаки своими силами избавятся от власти поляков. Тем не менее, гетман в письме от 13 мая 1649 года в очередной раз доносит просьбу о военной помощи и выражает желание быть в подданстве у православного государя: «А мы бога о том молим, чтоб ваше царское величество, яко правдивый и православный государь, над нами царем и самодержцею был».

Кроме того, Москва на тот момент не была готова к войне с Польшей, которая значительно превосходила русскую армию по силам. Более того, война России с Польшей могла подтолкнуть Швецию к присоединению польского Приморья, что затруднило бы решение вопроса о выходе российского государства к Балтийскому морю. Следует также признать, что одновременно Хмельницкий писал и новому королю Речи Посполитой Яну Казимиру, которому объяснял, что казаки выступили не против него лично, а против беззакония со стороны польских магнатов и шляхты. Однако эти доводы услышаны не были. В 1649 году поляки и казаки заключили мирный договор, предполагавший создание казацкой автономии под властью Польши.

Но всем было очевидно, что это временное перемирие. В 1651 году войска Речи Посполитой одержали несколько побед, был подписан новый договор, ограничивающий права казаков. В 1652 году боевые действия возобновились и шли с переменным успехом, а Хмельницкий все более настойчиво просил у русского царя установить протекторат над малороссийскими землями. Эксперт объяснил международное значение воссоединения новых регионов с РФ Подготовка, ход и итоги Переяславской рады 1 октября 1653 года в Москве собрался Земский собор, на котором было решено оказать помощь единоверцам, удовлетворить их прошение и принять Войско Запорожское в российское подданство. В декабре посол Василий Бутурлин ознакомил Хмельницкого с решением Земского собора. Для окончательного оформления перехода Войска Запорожского под руку русского царя в городе Переяславле было решено провести генеральный войсковой совет, известный сегодня как Переяславская рада. Особенность рады в том, что на ней были представлены все земли Малороссии, разделенные на военно-административные единицы казацкие полки.

Наряду с казацкой старшиной, там присутствовали рядовые казаки, мещане, купцы, духовенство, крестьяне из ближайших и отдаленных местностей. В свой речи Хмельницкий, охарактеризовав положение казацких земель, призвал выбрать "государя из четырех, которого вы хощете". В качестве "кандидатур" предлагались турецкий султан, крымский хан, польский король и московский царь. Гетман при этом напомнил, какие притеснения испытали малороссы от поляков и литовцев, а также от турок.

Баранович, Л. Гапоненко, И. Греков, К. Гуслистый, А.

Касименко, В. Королюк, А.

Собор, воссоединивший Украину с Россией

В 1630-е гг. Гетман Потоцкий подавил эти восстания. Часть восставших ушла в Россию. Русское правительство не только не выдало перебежчиков, как требовал польский король, но велело воеводам выделить переселенцам «государево жалованье», хлеб и земли. В январе 1648 г. Под командованием выбранного ими гетмана Богдана Хмельницкого запорожцы перебили польский гарнизон в Запорожье и двинулись в глубь Украины. Союзником казаков выступил крымский хан Ислам-Гирей, приславший на подмогу конницу. Вскоре польский гетман Николай Потоцкий получил печальную весть: его сын Стефан со всем своим войском погиб 6 мая 1648 г. А 16 мая уже армия Потоцкого была разгромлена у Корсуни. Попавших в плен Потоцкого и его помощника М. Калиновского выдали татарам.

Победы запорожцев вдохновили всех православных жителей Речи Посполитой. Восстали крестьяне почти всей Малороссии. В трехдневном бою под Пилявцами на Волыни сентябрь 1648 г. А 15 августа 1649 г. При посредничестве хана Речь Посполитая пошла на переговоры. Зборовский договор 1649 признал автономию Украины. Власть гетмана Хмельницкого распространялась отныне на Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства. На государственные должности здесь назначались лишь православные шляхтичи. Но этого было мало. Наконец, Земский собор, рассматривавший 1 октября 1653 г.

А 8 января 1654 г. Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. В мае 1654 г. В 1654 г. Весной 1655 г. А летом 1655 г.

Воссоединение с Малороссией укрепило позиции московского царства в международных отношениях. Воссоединение России с Украиной способствовало усилению крепостничества, что мобилизовало население Малороссии включиться в борьбу с царским режимом. Это обстоятельство создало благодатную почву для формирования антирусских настроений в массе народа и последующее этническое обособление украинцев.

В конечном итоге воссоединение Украины с Россией было одним из факторов, повлиявших на свержение монархии в Российской империи.

В конце декабря победители торжественно въехали в Киев. На Украине Хмельницкий в начале 1649 г. Польское правительство к лету собрало коронную армию из 200 тыс.

Ее разделили на три части — две из них поставили в Подолии и на Волыни; третья, основная, во главе с королем должна была выйти из Польши. Главное повстанческое войско Хмельницкого вышло на запад. Вместе с ним двигалась орда Гирея. Поляки собрали в Збараже до 60 тыс.

В конце июня сюда подошли главные силы Хмельницкого. Под стенами города они разгромили лучшие полки польских гетманов. К Збаражу приближались основные польские силы Яна-Казимира. Хмельницкий в конце июля с лучшими полками стремительно пошел навстречу королю и встретил его в 50 верстах от Збаража у города Зборов.

Здесь 5 августа началось ожесточенное сражение. Повстанцы расчленили польскую армию на три части и начали ее истребление. В этот день поляки потеряли 11 тыс. На следующий день битва возобновилась, польскую армию ожидала катастрофа.

Но крымский хан потребовал прекратить сражение и заключить мир с королем, угрожая объединить свои и польские силы против Хмельницкого. Согласно его условиям реестровое войско увеличивалось до 40 тыс. Оно размещалось в трех воеводствах — Киевском, Брацлавском и Черниговском, которые подчинялись гетману Хмельницкому. Польским войскам там пребывать запрещалось.

Но Украина по-прежнему оставалась под властью Польши. Народные низы выражали недовольство условиями договора. Оно еще больше усилилось, когда польские паны начали возвращаться на Украину и расправляться с повстанцами. В 1651 г.

Но главная повстанческая армия в июне 1651 г.

Украинские власти любят обвинять Россию в нарушении договора, однако часто в этих разговорах упускают один важный факт — предательство гетмана Ивана Мазепы. Иван Мазепа был не просто правителем украинской автономии. Он был близким другом императора Петра I. Мазепа сопровождал его в походах, давал политические и государственные советы. Пётр I доверял ему настолько, что казнил людей даже за слухи о неверности Мазепы. Между тем шла Северная война со шведами. И в самый критический её момент Мазепа предал Петра и перешёл на сторону шведов. Гетман был уверен: дело России проиграно и нужно искать местечко потеплее, однако просчитался — Россия разбила Швецию. А следом полетели головы.

Предательства Пётр I простить не мог.

История России. Воссоединение Украины с Россией История. Россия в X-XVII веках

Однако наступательные операции царского и казацкого войск в 1655 году продолжились. К концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова который был в октябре 1655 года взят в осаду войсками гетмана Хмельницкого и воеводы Бутурлина , включая территорию современной Белоруссии, оказалась под контролем российских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на этническую территорию Польши и Литвы. Также в кампании 1655 года наказному гетману Даниилу Выговскому удалось взять Люблин, Раву и др. В результате военных действий к 1656 году, когда было подписано Виленское перемирие , под контроль России перешла большая часть территории Великого княжества Литовского. До 1658 года в Вильне шли переговоры о подписании мира между Россией и Речью Посполитой и межевании новых границ. Война со Швецией Основная статья: Русско-шведская война 1656—1658 Заключение перемирия 1656 года было вызвано вступлением летом 1655 в войну Швеции, войска которой захватили Варшаву и Краков. Военные успехи Швеции вынудили Россию и Речь Посполитую заключить перемирие. Однако ещё до этого, 17 мая 1656 года Алексей Михайлович объявил Швеции войну. Русско-шведская война длилась 2 года с 1656 по 1658. В августе 1656 года русские войска во главе с царём взяли Динабург ныне Даугавпилс и Кокенгаузен Кокнесе и начали осаду Риги , однако взять её не смогли.

Занятый Динабург был переименован в Борисоглебск [9] и продолжал так называться до ухода русской армии в 1667 году. В октябре 1656 года была снята осада Риги и взят город Дерпт Юрьев, Тарту. Другим русским отрядом были взяты Нотебург ныне Шлиссельбург и Ниеншанц Канцы. В дальнейшем война велась с переменным успехом, а возобновление Польшей военных действий в июне 1658 года заставило подписать перемирие сроком на три года, по которому Россия удержала часть завоёванной Шведской Ливонии с Дерптом и Мариенбургом. Руина Тем временем в 1657 году умер Богдан Хмельницкий. Гетманом Войска Запорожского был избран Иван Выговский , что вызвало раскол в среде запорожского казачества. Проезжавший по Украине в 1657 году греческий митрополит Колоссийский Михаил рассказывал, что «гетмана Ивана Выговского заднепровкие черкасы любят. А которые по сю сторону Днепра, и те де черкасы и вся чернь ево не любят, а опасаютца того, что он поляк, и чтоб де у него с поляки какова совету не было» [10]. Противоречивая личность нового гетмана вызвала сильную оппозицию.

Не «природный казак», а купленный у татар за лошадь «лях», женатый на дочери польского магната [11] , вызывал недоверие и откровенную неприязнь среди многих ближайших сподвижников Богдана Хмельницкого. Сечевые казаки во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем отказались признать нового гетмана и подняли восстание. Мятеж поддержал соседствовавший с Сечью и связанный с ней экономически Полтавский полк во главе со своим полковником Мартыном Пушкарём. Восставшие обвиняли Выговского в измене за сношения с Речью Посполитой и Крымским ханством [11]. И, надо сказать, для этого были все основания. Впоследствии Гетман Павел Тетеря во время присяги был писарем Войска Запорожского выразил одной фразой политику генеральной старшины: Эй! Царь Алексей Михайлович долго игнорировал просьбы Пушкаря о помощи, и пытался примирить стороны, указывая, что должно «жити с гетманом в совете и любви и послушании... Для подавления оппозиции Выговский призвал на помощь крымских татар , расплачиваясь с ними «живым товаром», — населением разорённых украинских городов и местечек [13]. Ситуацией воспользовались поляки, распуская слухи о якобы планируемых русскими нововведениях: назначении воевод в украинские города , сборе налогов, переформировании казацких полков в драгунские , что всех заставят ходить в лаптях, а Московский патриарх будет иметь пребывание в Киеве [11].

С генерал-фельдмаршалом Гинденбургом У власти гетман Скоропадский смог продержаться только до 14 декабря 1918 года. В этот день он под влиянием разгоревшегося на Украине антигетманского восстания, организованного всё теми же украинскими эсерами и близкими к ним националистическими партиями, сложив с себя полномочия гетмана, убрался из Украины восвояси вместе с отступающими германскими войсками в Германию, где за заслуги перед последней ему было назначена пенсия, и где он впоследствии умер. Винниченко , а подчинявшиеся Директории вооруженные силы возглавил ещё более ярый украинский националист — С. Таким образом, Украинская держава была ликвидирована и вновь воссоздана Украинская народная республика, в которой Директория приняла на себя функции высшего органа государственной власти. Им воссоединение Украины с Россией было не нужно 13 ноября 1918 года на Западной Украине украинские националисты провозгласили создание Западно-Украинской народной республики ЗУНР со столицей в городе Львове. Кстати, часть территории Западной Украины до февральской революции 1917 года входила не в состав Российской империи, а в состав Австро-Венгерской империи, распавшейся 12 ноября 1918 года, то есть на следующий день после официального окончания Первой мировой войны. Он намеривался основательно взяться за собирание обломков Российской империи в единое и мощное социалистическое государство, для чего воссоединение Украины с Россией было крайне необходимо. С этой целью он решил использовать как части недавно сформированной Красной Армии, так и большевиков, которые с ещё дореволюционных времён были на территории Украины само собой, как при российском царе, так и при украинских националистах они находились в подполье. И действовать в этом направлении Ленин стал очень решительно! При этом из политических соображений, подыгрывая национальному самолюбию украинцев и не желая его будоражить, он хоть и с большой неохотой, но публично подтверждал формальное право Украины на независимость от России.

Он был за воссоединение Украины с Россией! В ночь с 1 на 2 января 1919 года в Харькове началось большевистское восстание, войска УНР покинули город и уже 3 января в Харьков вошли отряды красных. Харьковом они ограничиваться не стали. На следующий день 4 января был образован Украинский фронт и Красная Армия перешла двумя группами в широкомасштабное наступление одна группа пошла на Полтаву, другая — на Киев. Ей воссоединение Украины с Россией было не нужно Однако украинский народ, вопреки надеждам украинских националистов, не оказал Директории УНР существенной поддержки. Дело в том, что Директория, ориентировавшаяся в экономике на эсеровскую идеологию, пыталась угодить и украинским рабочим, и украинским крестьянам, и украинской буржуазии, что привело к тому, что и первые, и вторые, и третьи были ею недовольны.

Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли.

Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков.

И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества.

Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов.

Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости».

На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…».

Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину. Множество городов, включая Киев, было освобождено. Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать. На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого. Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей. Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами. Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого. Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами.

Одержав победу, казацкое войско отправилось на запад, миновало откупившийся за крупную сумму Львов и осадило Замостье. Дальше казаки не продвинулись.

Россия наконец решилась вступить в войну на сокрушение с польской сверхдержавой, которая тогда владела не только всей Украиной с Киевом, всей современной Белоруссией, но и большинством западных русских земель, включая Смоленск. Однако для начала необходимо было выработать и утвердить договор русского царя с восставшими против поляков запорожцами. Казачье посольство привезло «Переяславский договор» — ещё в январе 1654 года в городе Переяславе ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области на левом берегу Днепра запорожские казаки присягнули на верность русскому царю, и теперь предстояло выработать окончательные условия соглашения о вхождении Запорожского войска, представлявшего тогда всю Украину, в подданство Русского царства. Привезенные в Москву «переяславские статьи» обсуждались казачьим посольством с представителями русского правительства — с казанским наместником князем Алексеем Трубецким, тверским наместником боярином Василием Бутурлиным и каширским наместником окольничим Петром Головиным. Обсуждение деталей договора происходило на территории Кремля, в избе Казенного приказа, расположенной возле Успенского собора, где совместно молились московские представители и казачьи послы. Уже на следующий день запорожцы и московские аристократы составили окончательный проект договора о вхождении Украины в состав России, как бы сказали сегодня, на правах широкой автономии. Ещё через день, 24 марта 14 по старому стилю 1654 года царь Алексей Михайлович утвердил подробный договор из 23 статей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий