Новости создание совета экономической взаимопомощи

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатур. Изначально Совет Экономической Взаимопомощи задумывался советским руководством как региональная организация. Формирование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) произошло в ходе особого экономического заседания 05.01.1949 г. Его членами стали СССР и государства Восточной и Центральной Европы. О Международной Общественной Инициативе по созданию Совета Экономической Взаимопомощи проинформирован Президент Сирии Башар Асад. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2]) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах.

Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Вашему вниманию предлагаются уникальные документы о подробностях создания СЭВ. (Протокол о намерении относительно разработки международного проекта по созданию электронного научно-справочного аппарата к архивному фонду Совета экономической взаимопомощи от 22 мая 2001 г.).

Создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи)

Датой рождения СЭВ считается 18 января, когда в Москве представители «семерки» подписали протокол о создании организации. На тот момент приоритетным направлением сотрудничества стран-членов было определено развитие торговых отношений. Позднее появились другие важные направления: производственная кооперация, реализация совместных инвестиционных проектов, научно-техническое сотрудничество, обмен передовым опытом в деле управления народным хозяйством, разработка единых технических стандартов и норм для стран-участниц, выработка единой экономической политики в отношении стран, находящихся за пределами Совета, и т. Четко просматривался вектор развития СЭВ: от внешней торговли к всесторонней экономической интеграции, превращению экономик стран-членов в единый народнохозяйственный комплекс, способный функционировать достаточно автономно, не зависеть критически от стран, находящихся за пределами Совета. Каждая страна имела свою четко выверенную специализацию в рамках СЭВ. Та же торговля между странами-членами со временем стала осуществляться с учетом годовых и пятилетних планов социально-экономического развития стран-членов. Национальные планы увязывались на уровне Совета Экономической Взаимопомощи. Важной вехой в деятельности СЭВ стала 25-я сессия Совета июль 1971 , на которой была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Предполагалось, что Комплексная программа будет способствовать решению задач построения коммунизма в СССР к 1980 году как об этом было заявлено на XXII съезде КПСС в 1961 году и завершению строительства зрелого развитого социализма в других странах-членах. Со временем расширился круг членов СЭВ.

Кроме упомянутой выше «семерки» государств-основателей членами организации стали: с 1950 года — Германская Демократическая Республика, с 1962 г. Правда, Албания в 1961 году Совет покинула. Итак, на старте была «семерка» стран-членов; с 1978 года уже была «десятка». Кроме полноправных членов был еще статус ассоциированного члена и наблюдателя. Статус наблюдателей был близок к статусу ассоциированного члена. Наблюдателей было много: Корейская Народно-Демократическая Республика с 1956 г. Китай также был наблюдателем, но в 1961 году полностью покинул Совет. Итак, на последнем этапе существования Совета общее число полноправных членов, а также участников со статусом ассоциированного члена и наблюдателей было 22. В этом списке было несколько стран «третьего мира» и одна капиталистическая страна Финляндия.

Сначала по адресу: Петровка, 14; с 1969 года — в специально построенном здании на Новом Арбате. Со временем кроме штаб-квартиры в рамках СЭВ стали появляться другие институты. В октябре 1963 года был учрежден Международный банк экономического сотрудничества МБЭС , который стал обслуживать многосторонний клиринг стран-членов Совета до этого торгово-экономические отношения между странами строились на основе двухсторонних клирингов. С 1 января 1964 года расчеты между странами-членами Совета стали осуществляться с помощью новой денежной единицы — переводного рубля.

Такие инвестиции способствовали углублению топливно-сырьевой специализации СССР, в то время как другие страны СЭВ специализировались в основном на продукции высокой степени обработки. Решения высших органов СЭВ, в отличие от ЕЭС, носили рекомендательный характер, и страны-участники могли выполнять их по мере необходимости. Москва больше не могла оказывать решающего влияния на ситуацию в организации. К этому моменту нарушился товарообмен, стали накапливаться взаимные долги и невыполненные обязательства.

Положительное сальдо в виде переводных рублей представляли собой активы, которые нельзя было потратить, так как не было в наличии необходимых товаров. Так, у Москвы за 1975-85 годы накопилось 15 миллиардов неликвидных переводных рублей, полученных за поставки топлива и сырья странам СЭВ. Не всё. Только политическую его часть. Но даже это подавалось как блестящий успех украинской дипломатии, хотя она была тут совсем не причём — это был торг между ЕС и США А после падения коммунистических режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом-зимой 1989 года их новые правительства стали радикально менять политику. Началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой. Для СССР организация также стала обузой. Он спокойно заявил, что торговля за переводные рубли между странами СЭВ прекращается.

Валютой должен служить доллар, а цена за любой товар должна быть не ниже мировой. Люди в зале были растеряны. Ошеломлённая чешская делегация заявила: "Но в таком случае нам придется выйти из СЭВ?! Да пожалуйста! Через несколько лет после распада восточноевропейского блока Болгария лежала в руинах".

Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и государственного строя в ряде стран-участниц самом Советском Союзе, в том числе. Формально СЭВ был распущен в 1991 году по инициативе его членов. В то же время, нельзя не отметить, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.

С Китаем укреплению связей помешало ухудшение отношений, начавшееся с 1961 года. Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена. Куба вступила в организацию в 1972 году. В рамках сотрудничества члены организации иногда производили какую-то советскую продукцию, например, в Болгарии собирали автомобили «Москвич». Страны СЭВ.

Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию

В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза.

Штаб-квартира организации находилась в Москве. В 1974 г. На долю стран-членов СЭВ в 1975 г.

Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз. Кризисные 80-е и распад СЭВ Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. СССР и его партнеры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на Рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Горбачев заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран.

Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения. В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества.

В Совете экономической взаимопомощи изначально такой цели не было. Сейчас новая волна молодых исследователей подходит к документам более эмпирически и приходит к пониманию, что на самом деле надо менять фокус: СЭВ можно сравнивать с Европейской экономической комиссией ООН, с Организацией европейского экономического сотрудничества, которая выросла из плана Маршалла. И если сравнить с этими организациями, то тут СЭВ ушел далеко вперед.

Он в первую очередь был не наднациональной структурой, а очень важным форумом, который позволял вообще существовать социалистическому лагерю. В его рамках многим странам было дозволено, скажем так, «выпускать пар» — проявлять инициативу и даже демонстрировать диктат малых стран над Советским Союзом, которому не раз приходилось жертвовать своими интересами ради сохранения единства. Чем занимался Совет экономической взаимопомощи? Как отмечают исследователи, в первое десятилетие после создания СЭВ главной формой экономического сотрудничества стран-участниц Совета была внешняя торговля, в которой СССР выступал в качестве основного экспортера топливных, сырьевых ресурсов и зерна. А наиболее активная фаза деятельности блока началась примерно в 1960 году, после объединения западноевропейских государств в ЕЭС. Для проведения многосторонних расчетных операций был создан существующий до сих пор Международный банк экономического сотрудничества, а в качестве коллективной валюты был утвержден безналичный «переводной рубль».

Опыт СЭВ востребован и сейчас

Общая сумма этого "отказа" в текущих ценах превышает 130 миллиардов долларов. А всё это, вместе взятое, - именно тот базис, который позволяет восточноевропейской экономике существовать и развиваться. То есть восточноевропейская экономика снова превращается в аграрно-сырьевую, какой она, большей своей частью, была до Второй мировой войны... Скажем, при строительстве экспортных нефте- и газопроводов в 1960-1980-х гг. Что и было сделано. СССР, решая эти вопросы, руководствуются прежде всего отношением властей стран-членов СЭВ и Варшавского Договора к советской политике, а экономические факторы - на втором плане. С идеологией и практикой СЭВа, сформированными под руководством Сталина, покончено...

Джемал Биедич, 25 сентября 1968 г. Но, например, СФРЮ не станет для этих поставок транзитной страной: нефть и газ в Италию СССР настроен поставлять через Австрию, считая это направлениие, хотя и более протяженным и дорогостоящим, но в транзитном плане более надежным, чем югославское.

Но в любом случае, очевидно, что привлекательность расчётов в любой из национальных валют государств-участников БРИКС, в том числе и в рамках предполагаемой «единой корзины» зависит, прежде всего, от регулируемости их курса в отношении иностранных валют.

Иными словами, востребовано государственное регулирование платёжно-покупательной способности рубля, подобно тому, как это практикуется в 14-ти государствах западно- и центральноафриканского франков, курируемых казначейством Франции. Заметим, из этих валютных зон не планируют выходить даже такие государства, как Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Центральноафриканская республика, политические взаимоотношения которых с бывшей метрополией благостными никак не назовёшь. На юге Африки в 1970-х - 1980-х годах существовала неофициальная единая безналичная валюта, объединявшая ЮАР с Намибией и Южную Родезию, частично использовавшаяся в расчётах этих стран и с соседними Ботсваной, Свазилендом, Лесото, «португальскими» Анголой и Мозамбиком.

Вряд ли будет исключением и нынешний август, если ЦБ не примет дополнительных мер по эффективному использованию валютных резервов, включая администрирование торгами, на которых работают, судя по их динамике, два-три "валютных пылесоса" в интересах некоторых крупнейших частных корпораций при молчаливом непротивлении регулятора». К этому можно добавить, что падение курса национальной валюты не всегда обеспечивает стимулирование экспорта. В любом случае, курсовые перепады рубля и, тем более, его фактически девальвационные тренды негативно влияют на цены товарных взаимопоставок и на реальные объёмы инвестиций в совместных проектах.

По имеющимся данным, ослабление рубля с июня текущего года привело к середине августа к 15-процентному как минимум удорожанию импортных и примерно трети ассортимента российских товаров. Как следствие — на фоне неопределённости и негативных ожиданий сдерживаются взаиморасчёты в национальных валютах, и прежде всего — с участниками БРИКС, экономики которых также несут потери вследствие колебаний курсов их национальных валют по отношению к американскому доллару. Новая коллективная валюта призвана, как минимум, минимизировать эти потери.

Несмотря на его ликвидацию, наработанный СЭВ интеграционный опыт впоследствии использовался таким объединением как Европейский союз. Насколько такой опыт применим к интеграции евразийской, специально для «Евразия. Эксперт» проанализировала белорусский экономист Альбина Сибирская. Что такое СЭВ? Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи, и уже в 1949 г. Совет не являлся интеграционным объединением в современном понимании этого слова. Предпосылками формирования СЭВ было тяжелое экономическое положение стран в послевоенный период. Следовательно, целью его деятельности было оказание помощи с целью повышения темпов развития стран Европы, совершенствование системы управления социально-экономической сферы, восстановление производственных мощностей и так далее.

Когда в 1949 г. В 1950 г. Основной целью деятельности СЭВ являлось содействие развитию стран-участниц через интеграцию усилий, направленных на углубление и совершенствование экономического и производственного сотрудничества, планомерное экономическое развитие, развитие научно-технического прогресса, выравнивание уровней экономического развития. Согласно договору об утверждении сметы расходов на 1949 г. В 1947-1957 гг.

Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей. К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных включая пищевые отрасли , транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом. Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран — членов СЭВ. По решению Сессии СЭВ 10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» свыше 4,5 тыс. По решению Сессии СЭВ 11-е заседание Сессии, май 1959 года была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем Прага. В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран — членов СЭВ еще более углубилось. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества. Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975—1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.

Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится

Создание Совета экономической взаимопомощи Январь 5, 2015 В этот день, 5 января 1949 года, по решению руководителей ряда стран Восточной Европы был создан СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, предназначенный для более эффективного решения хозяйственных задач государств-участников. Предполагалось увеличить экономическую отдачу за счёт международного разделения труда, усиления кооперационных связей, активизации взаимной торговли. За общую валюту принимался расчётный рубль.

Для бывших партнеров по соцлагерю "Икарус" делал продукцию по старым лекалам и менее экологичную, а для США, Кувейта, Катара, Китая и Гонконга - круче и безопаснее, но не такую востребованную как в "золотые годы" СЭВ. Что постепенно вытеснило легендарный автобус сначала с рынка России и СНГ, а затем и мирового. Но осталась "гармошка" имени "Икаруса". В рамках СЭВ российские конструкторы усовершенствовали "Икарус", таким образом, что он стал вместимее за счет пристегиваемой "гармошки". За эту идею бренду "Икарус" дали Серебряный кубок принца Монако и Серебряный кубок французской ассоциации автобусов.

Позже на автобусы с "гармошкой" перешел весь мир. Увы, забыв про прародителя - "Икарус". Но основой экспорта Tatra стали грузовики и трамваи. Jawa - чешский мотоцикл - предел мечтаний юношей в СССР, пик популярности которого - середина 70-х - начало 80-х годов. Как в одежде: черные брюки-клеш, тельняшка, ремень с бляхой и шлем, на котором гнездились очки-консервы. Так и в опознавательных знаках: владельцы Jawa на бензобак лепили переводные картинки. Как правило, это были яркие блондинки в теле.

Научно-техническая революция, повышение эффективности производства связаны с ростом концентрации производства, со сложными организационными связями внутрипроизводственного аппарата, постепенным слиянием научно- технической деятельности непосредственно с материальным производством. В этих условиях планомерное объединение промышленного и технического потенциала стран СЭВ становится объективной необходимостью. Требуется совместными усилиями решать на долгосрочную перспективу топливно- энергетические и сырьевые проблемы, развивать специализацию и кооперирование производства, объединять силы и средства в области науки и техники для переоснащения новой техникой всего народного хозяйства.

Таким образом, возникла объективная необходимость, в силу которой все эти сложные проблемы экономического развития можно успешно решать только путем социалистической экономической интеграции. В ее работе участвовали руководители коммунистических и рабочих партий и правительств стран - членов СЭВ. Сессия рассмотрела насущные проблемы дальнейшего развития взаимного экономического сотрудничества, подтвердила единодушное стремление стран СЭВ к более тесному объединению усилий для изыскания новых, более эффективных его форм и методов.

Ее участники подчеркнули огромное политическое значение всестороннего развития экономического сотрудничества и отметили, что содружество социалистических государств, объединенных общностью коренных классовых интересов и целей и руководствующихся единой идеологией марксизма-ленинизма, должно опираться на систему прочного и устойчивого международного социалистического разделения труда, обеспечивающего тесное взаимодействие экономики всех стран СЭВ. Сессия решила разработать рассчитанную на перспективу Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Страны СЭВ считают, что главным средством осуществления интеграции на основе прочного и устойчивого разделения труда служит развитие многостороннего сотрудничества в области плановой деятельности.

Такое сотрудничество должно носить непрерывный характер и обеспечить комплексное решение координируемых проблем, охватывая сферу научно- исследовательских и проектно-конструкторских работ, производства, обращения, капитальных вложений и сбыта. В этом состоит глубокий смысл и важность того нового, что внесено в сотрудничество в области плановой деятельности. Без координации планов, ко- 10 Л.

Это требование отражает учет объективного действия закона планомерного, пропорционального развития в области международных экономических связей. XXIII сессия решила поднять совместную плановую деятельность на новую, более высокую ступень, она решила, что страны СЭВ будут консультироваться между собой по основным вопросам экономической политики с целью содействия углублению международного социалистического разделения труда, создания более благоприятных условий для разработки и реализации социалистической экономической интеграции. Было подчеркнуто, что важнейшими элементами совместной плановой деятельности становятся работы по прогнозированию.

Страны СЭВ исходят из того, что прогнозирование как инструмент научного предвидения является первоначальным этапом общего процесса составления хозяйственных планов, особенно перспективных. Было решено дополнить координацию пятилетних планов координацией планов на более длительный срок по важнейшим проблемам, а также совместным планированием заинтересованными странами отдельных отраслей и видов производства. Такая координация будет содействовать достижению объективно необходимых пропорций развития каждой страны и содружества в делом, обеспечению сочетания комплексного многостороннего развития экономики отдельных стран с международной специализацией и кооперированием производства, способствовать сбалансированности экономики, ускорению темпов развития народного хозяйства стран СЭВ.

Координация плановой деятельности дополняется совместным планированием заинтересованными странами отдельных отраслей и видов производства. Сессия указала, что планирование не будет сопровождаться созданием наднациональных органов и будет закрепляться соглашениями между заинтересованными странами. Разработка долгосрочных планов экономического развития, а также координация их между странами СЭВ будут иметь большое значение для последующих мероприятий по углублению интеграции во всех ее формах, что позволит более полно использовать преимущества международного разделения труда.

Выполнение этой работы требует решения ряда сложных экономических и методологических вопросов. Страны СЭВ и органы Совета уже имеют опыт по разработке отдельных проблем на длительную перспективу. К ним относятся, например, разработка топливно-энергетического баланса и в связи с этим разработка проблем сотрудничества в области электроэнергетики, включая атомную энергетику.

Ведутся работы по прогнозированию развития в этой области, поиски оптимальных вариантов решения проблем. Предусматривается в ближайшие два-три года осуществить совместное прогнозирование развития атомной энергетики на период до 1990 г. На основе этой работы будет осуществлена координация планов развития атомной энергетики на длительную перспективу.

Одновременно с этим рассматриваются проблемы сотрудничества в производстве оборудования для атомных электростанций, что имеет существенное значение для быстрого развития этой важнейшей отрасли энергетики. Страны СЭВ и органы Совета также рассматривают ряд проблем на длительную перспективу в области сотрудничества в развитии сырьевой базы для черной и цветной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности, важнейших видов производства черной и цветной металлургии, нефтехимии и связанных с ней основных видов производства, а также комплексных систем машин и приборов, определяющих развитие научно-технической революции. Благодаря преимуществам социалистической системы хозяйства, позволяющим управлять экономическими и социальными процессами в масштабе отдельной страны и группы социалистических стран через систему сотрудничества, использование электронно-вычислительных машин значительно облегчит поиски оптимальных решений проблем на длительную перспективу при проведении координации.

Эта деятельность является более высокой формой координации планов. Она основывается на принципах добровольности и заинтересованности. XXIII сессия уделила большое внимание вопросам углубления международной специализации и кооперирования производства перерабатывающих отраслей промышленности.

Широкое развитие машиностроения, радиоэлектроники, химии и других отраслей в каждой из братских стран, обширная номенклатура продукции и огромные объемы производства создают исключительно благоприятные условия для дальнейшего углубления международного социалистического разделения труда и организации высокоэффективной взаимовыгодной специализации и кооперирования производства. Чтобы придать специализации и кооперированию производства устойчивый и долговременный характер, будут заключаться многолетние международные договоры, в которых найдут четкое отражение обязательства сторон и положения, обеспечивающие надлежащее выполнение договорных обязательств. XXIII сессия рассмотрела и одобрила программу по дальнейшему развитию научно-технического сотрудничества, определила главные направления и пути его совершенствования.

В целях ускоренного развития технического прогресса стран СЭВ с учетом созданных предпосылок для использования эффективных форм научно-технического сотрудничества и более тесной его связи с сотрудничеством в области производства признано целесообразным еще теснее объединить усилия стран в развитии науки и техники. Использование при этом преимуществ социалистического разделения труда при решении крупных научных и технических проблем путем кооперирования научного потенциала заинтересованных стран СЭВ создает необходимые условия для успешного выполнения поставленных сессией сложных задач в этой области. Для разработки вопросов создания единой эффективной международной системы научно-технической информации уже проводится работа созданным в 1969 г.

Придавая важное значение развитию внешней торговли, XXIII сессия обратила внимание на совершенствование организационных форм взаимной торговли братских стран. Организационные формы внешней торговли, основанные на государственной монополии внешней торговли, будут совершенствоваться и приспосабливаться к задачам обеспечения роста товарооборота при все расширяющейся номенклатуре взаимно поставляемых товаров, что требует широкого участия как государственных органов, так и хозяйственных организаций. Учитывая важность валютно-финансовых вопросов, XXIII сессия указала на значение планомерного использования денег, кредита, финансов в условиях сохранения товарного производства и обмена.

Учитывая, что международная социалистическая валютно-финансовая кредитная система должна играть более активную роль в повышении эффективности экономического сотрудничества, в дальнейшем развитии социалистической экономической интеграции, страны СЭВ решили разработать и реализовать необходимые экономические и организационные мероприятия по укреплению и усилению роли социалистической коллективной валюты - переводного рубля -для того, чтобы более эффективно стр. Документы и решения XXIII сессии ставят новые задачи перед экономической наукой, в том числе и в области создания и развития научной теоретической базы социалистической интеграции. Необходимо комплексно исследовать такие проблемы, как теоретические вопросы социалистической экономической интеграции, проблемы, связанные с совершенствованием координации народнохозяйственных планов, вопросы выравнивания уровней экономического развития, совместного планирования отдельных взаимосвязанных отраслей и производств, совершенствования форм и методов непосредственных связей между хозяйственными организациями стран, а также создания совместных предприятий и организаций, проблемы сочетания использования плановых начал и товарно-денежных отношений в международном сотрудничестве и т.

В ходе этой работы, как отметила сессия, установилось тесное сотрудничество центральных плановых органов, ведомств по науке и технике, министерств, национальных банков и других организаций стран СЭВ. Сессия одобрила принципы, порядок, организационные, экономические и правовые предпосылки повышения материальной заинтересованности и ответственности при установлении непосредственных связей на основе договорных отношений, а также возможные организационные формы и функции международных организаций, создаваемых странами СЭВ. Странам рекомендовано обеспечить благоприятные условия для дальнейшего расширения непосредственных связей между министерствами, ведомствами, хозяйственными и другими организациями и для образования и деятельности международных экономических организаций стран СЭВ, способствующих укреплению и совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества.

Так, в странах СЭВ уже осуществляются непосредственные связи между министерствами, хозяйственными органами, объединениями, научно- исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями в области черной металлургии, в том числе на основе договорных отношений. Важное значение для теоретической разработки проблем социалистической экономической интеграции имеет принятое XXIV сессией решение о создании Международного института экономических проблем мировой социалистической системы. Он будет осуществлять комплексную разработку экономических проблем, способствующих дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества стран СЭВ.

Сессия заслушала информацию представителей плановых органов стран СЭВ о ходе работы по координации народнохозяйственных планов на период 1971 - 1975 гг. В январе 1971 г. Банк создан в целях большей концентрации ресурсов для капитального строительства и согласованности в их использовании путем предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов, в первую очередь на осуществление мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда и кооперированием производства, с затратами на расширение сырьевой и топливной базы в совместных интересах, со строительством объектов в дру- стр.

Создание этого Банка является одним из первых крупных мероприятий по реализации решений XXIII специальной сессии СЭВ о развитии социалистической экономической интеграции стран социалистического содружества. Реализация мероприятий в области межгосударственной специализации и кооперирования производства нередко требует от стран-участниц существенного переоборудования действующих производственных мощностей, строительства и расширения новых предприятий. Эта задача может быть успешно решена коллективными усилиями всех стран СЭВ с помощью кредитов Международного инвестиционного банка.

В его распоряжении имеются значительные ресурсы. Уставный капитал Банка составляет солидную сумму- 1 052,6 млн. Банк содействует не просто количественному росту производительных сил социалистических стран.

В своей деятельности он призван исходить из необходимости достижения высокой экономической эффективности использования ресурсов. Кредитуемые им объекты должны соответствовать высокому научно-техническому уровню, обеспечивать производство продукции высшего качества с наименьшими затратами и низкими ценами. В целях обеспечения дальнейшего углубления сотрудничества стран СЭВ в области плановой деятельности и повышения уровня координации народнохозяйственных планов как основного метода экономического и научно- технического сотрудничества XXIV сессия одобрила предложения о совершенствовании сотрудничества в области плановой деятельности: проведение взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики, обмен опытом и сотрудничество в области прогнозирования в важнейших областях экономики, науки и техники, координация планов на длительную перспективу по важнейшим отраслям народного хозяйства и видам производства.

Сессия признала целесообразным, чтобы председатели центральных плановых органов стран СЭВ осуществляли систематическое сотрудничество в рамках СЭВ с целью разработки эффективных путей сотрудничества в основных областях народного хозяйства. Это относится к более полному решению топливно-сырьевой проблемы, внедрению передовых технологических процессов в важнейшие отрасли народного хозяйства, созданию новых видов оборудования, комплексных систем машин в соответствии с требованиями прогрессивной технологии и развитию всех видов транспортных связей. Таким образом, вопрос о совместной плановой деятельности организационно будет оформлен на уровне высших руководителей планирующих органов стран СЭВ.

В настоящее время для достижения совместными усилиями стран СЭВ конкретных научно-технических результатов и обеспечения необходимого научного задела на перспективу проводится работа по определению наиболее эффективных форм сотрудничества по избранным важнейшим направлениям и проблемам науки и техники. Так, в органах СЭВ реализуется новая, более высокая организационная форма сотрудничества в области науки и техники. Одной из них является создание координационных центров.

В ближайшее время предполагается создать 34 таких центра. Ими могут стать наиболее мощные национальные научно-исследовательские организации стран, где для координации работ и для решения конкретных задач могут быть образованы международные коллективы, совместные отделы или лаборатории, а также международные научно-исследовательские институты и проектно-конструк- стр. Так, Постоянная Комиссия по координации научных и технических исследований в декабре 1970 г.

По состоянию на середину 1971 г. Осуществление программы социалистической экономической интеграции, которая будет рассмотрена XXV сессией СЭВ, позволит на основе дальнейшего углубления международного социалистического разделения труда решать крупные проблемы совместными усилиями при совершенствовании внешнеторговых и валютно-финансовых отношений, поднять эффективность производства на более высокую ступень, отвечающую социалистическому общественному строю, и обеспечить новые успехи в соревновании с капитализмом. Совет Экономической Взаимопомощи вступил в третье десятилетие своего существования.

Он накопил неоценимый опыт многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества, став тем органом, где вырабатываются и проверяются принципиально новые формы и методы международного сотрудничества. На пути развития сотрудничества имеется ряд трудностей как объективного, так и субъективного порядка. Главная объективная трудность заключается в том, что члены СЭВ в прошлом были в большинстве своем странами экономически слаборазвитыми, отличавшимися друг от друга историческими традициями.

В своей истории СЭВ прошел несколько этапов. На каждом из них его деятельность совершенствовалась в соответствии с объективными потребностями стран СЭВ и потребностями совершенствования международных экономических отношений. Огромную организующую роль в совершенствовании деятельности СЭВ играют коллективные усилия коммунистических и рабочих партий и правительств стран - членов СЭВ.

Значение Совета Экономической Взаимопомощи как международной организации социалистических стран по мере дальнейшего развития мировой системы социализма будет все более возрастать. В настоящий момент, когда страны СЭВ вступили в качественно новый этап сотрудничества - социалистической экономической интеграции, естественно, потребуются наряду со старыми и новые решения, формы и методы, которые отвечали бы поставленным задачам. История существования СЭВ позволяет отметить в деятельности СЭВ некоторые тенденции, которые будут развиваться и в дальнейшем.

Это в первую очередь объективная необходимость совместной плановой деятельности социалистических стран как главного рычага гармоничного развития экономики каждой страны и всего содружества на базе достижений происходящей научно- технической революции и максимального использования преимуществ социалистической системы хозяйства. Эта потребность проявилась сразу же после образования стран народной демократии. Однако она ограничивалась сначала, по существу, лишь обменом информацией о народнохозяйственных планах и согласованием некоторых частных проблем, так как в то время еще социалистическое хозяйство только складывалось и отсутствовал опыт.

В последующем с укреплением и развитием хозяйства и плановых начал эта тенденция все более развивалась, и с 1962 г. Ленин предвидел необходимость развития международных экономических отношений социалистических стран именно по такому пути. Еще в 1920 г.

Это могло стать реальным шансом на сближении двух систем - капитализма и социализма. Через год в Восточной Европе начались "бархатные революции". Партнеры по СЭВ занялись подсчётами взаимных претензий. Советский Союз предложил перейти на расчёты по рыночным ценам и в твёрдой валюте.

Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится

Совет экономической взаимопомощи — (СЭВ) межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5 8 января 1949). 28 июня 1991 года Совет экономической взаимопомощи был расформирован. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатур. январь 1949 г. — создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В январе 2019 г. исполнилось 70 лет с момента создания СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) – межправительственной организации, созданной для углубления экономических связей и.

Совет экономической взаимопомощи 25 лет. 1974

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2]) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. СЭВ — совет экономической взаимопомощи: формирование и цели организации По предложению СССР и Румынии в Москве зимой 1949 года было проведено заседание по экономическим проблемам за закрытыми дверями. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) был создан 25 января 1949 года в Москве решением Совета Министров СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии и Болгарии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий