Новости сколько азербайджанцев живет в иране

В настоящее время в иранском Азербайджане проживает всего-навсего 4 тыс. армян, половина из которых в столице остана Восточный Азербайджан – Тебризе. В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. Сколько азербайджанцев живет в Иране?

Какова численность азербайджанцев в Иране?

  • Иранские азербайджанцы - Iranian Azerbaijanis
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Иран – Азербайджан: информационная война разгорается с новой силой
  • Дело этнических азербайджанцев в Иране - EU Reporter

Сколько азербайджанцев в иране

Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края , имеет исключительно иранское самосознание. Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан. Разумеется, в результате целенаправленной работы азербайджанских властей, СМИ и многочисленной щедро финансируемой агентуры, посредством создания декоративных организаций типа «Всемирной организации азербайджанцев», объединяющей якобы 50 млн. Но совершенно очевидно - и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, - что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы». И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве? Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Можно ли вообще постулировать наличие этнополитического единства между веками остававшейся аморфной в плане идентичности этно-языковой стихией, лишенной даже конкретного этнонима - на одной стороне и оформленным этно-цивилизационным конструктом, тысячелетиями составлявшим органичную часть монолитного политического образования, - на другой? На северном берегу Аракса — тюркоязычная среда, веками пребывавшая на периферии культурного пространства региона, на северном — один из мощных государствообразующих, формирующих собственно иранское культурное и политическое пространство элементов, являющих собой знаковую составляющую иранства.

И вот на этом фоне аналитики, а вслед за ними и политики, с неким намеком на знание «эзотерики» предмета вещают о том, что якобы лидер ИРИ Аятолла Али Хаменеи или бывший оппозиционер Мир Хосейн Мусави - «азербайджанцы» и что, мол, надо учитывать этот факт при политических прогнозах. Ну не абсурдно ли!

Как предшественники этих современных групп, древние азари также считаются предками современных азербайджанцев. История Предыстория: Разделение азербайджанцев Российской империей после русско-персидских войн 1804—18013 гг. Районы к северу от реки Арас , включая территорию современной Азербайджанской Республики, были территорией Ирана до тех пор, пока они не были оккупированы в России в течение 19 века. Русско-персидские войны 19 века установили современные границы Ирана , лишив его всех кавказских территорий и включив их в состав Российской империи. Окончательное образование Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году образовало территорию современного Азербайджана.

В результате принудительной уступки Каджара Ирана России азербайджанцы в настоящее время разделены между двумя странами: Ираном и Азербайджаном. Несмотря на то, что азербайджанцы живут по обе стороны границы, они составляют единую этническую группу. Русско-персидская война 1826—28 Бремя русско-персидской войны 1826—28 был у племен региона Карадаг , которые, находясь на передовой, предоставляясь людскими ресурсами и продовольствием иранскую армию. Включены основные племена; Чилибьянлу 1500 палаток и домов, Караджурлу 2500, Хаджи Алилу 800, Бегдиллу 200 и различные малые группы 500. В то время Ахар с 3500 жителями был единственным городом Карадага. Племя Хаджи-Алилу сыграло роль в более поздних событийх. Персидская конституционная революция начала двадцатого века Во время персидской конституционной революции в центре сражений, последовавших за восхождением на престол Мохаммад Али Шах Каджар 8 января 1907 года.

Революционные силы силыл Саттар Хан , который был родом из Карадага.

Как передает во вторник Trend со ссылкой на доклад, группы этнических меньшинств в Иране, в том числе азербайджанцы, регулярно жалуются на то, что правительство нерационально управляет природными ресурсами, в первую очередь водой, в регионах, где преимущественно проживают национальные меньшинства. А это, в свою очередь, как отмечается в докладе, нанесло ущерб местной окружающей среде, что привело к вынужденной миграции и дальнейшей маргинализации этнических меньшинств.

Иранские азербайджанцы - часть азербайджанского этноса, составляющая большинство населения Южного Азербайджана провинции Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Зенджан, Ардебиль, Казвин и части Хамадана ,части Гиляна, Курдистана и Тегерана.

Являются после персов второй по численности этнической группой страны и крупнейшим национальным меньшинством Ирана. Многие Азербайджанцы с территории Южного Азербайджана переехали в другие части Ирана, такие как Тегеран. В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране.

Сколько азербайджанцев в иране

После распада СССР теперь уже независимый Азербайджан пытался укрепить союз с соседним Ираном, однако эта политика не имела успеха по многим объективным и субъективным причинам. Дело в том, что после падения династии Каджаров в Иране в 1925 году установилась династия Пахлеви, которая стал проводить паниранизма и персидского национализма. Проще говоря, в Иране стали притеснять азербайджанцев, стали запрещать им говорить на родном языке и пытались полностью иранизовать тюркский народ. Причиной этому был страх сепаратизма и поглощению иранского Южного Азербайджана с советским Азербайджаном. И эти опасения не были беспочвенными, так как СССР всячески пропагандировал прокоммунистические идеи, в результате которых в иранском Азербайджане начались национально-освободительные движения. Но все попытки советского руководства по объединению Южного Азербайджана с Кавказским оказались безупречными, так как после окончания Второй Мировой войны правительство Ирана лишь ужесточила политику дискриминации к иранским азербайджанцам. В 1979 году в Иране произошла исламская революция, новое правительство стало проводить более мягкую политику к иранским азербайджанцам, тем более что немала часть религиозных революционеров имели тюркское происхождение. Все это в итоге привело к тому, что в 1980-х годах начались возрождаться новые национально-освободительные движения в иранском Южном Азербайджане.

В 1991 году сепаратистская организация Южного Азербайджана САМАН достигла своего пика, начались массовые движения и акции в защиту прав азербайджанцев, их языка и культуры. Надо признать, что и первое правительство Азербайджана во главе с президентом Эльчубеем поддерживало идею с объединением Южного Азербайджана с независимым Азербайджаном.

И нынешнее заявление Насера Канани предельно четко на это намекает. По сути, мы видим схожесть позиций Баку и Тегерана по данному вопросу. Официальный Баку всегда указывал на то, что миссия ЕС в Армении должна была способствовать стабильности в регионе и укреплению доверия между Баку и Ереваном, но вместо этого она широко используется как инструмент пропаганды против Азербайджана. И это правда.

Но это еще не все. В январе прошлого года в интервью азербайджанским телеканалам глава государства указал на то, что отправка в Армению миссии ЕС из 40 человек сроком на два месяца была согласована в ходе четырехсторонней встречи глав Азербайджана, Армении, Евросовета и Франции в Праге 6 октября 2022 года. Но, по словам президента Азербайджана, позже в Евросоюзе нарушили достигнутые договоренности, приняв без согласования с Баку решение об отправке новой миссии после того, как срок действия мандата прежней истек 19 декабря 2022 года. В Баку также указывают на провокационный и нежелательный характер действий Армении и ЕС. О том же, перечислю еще раз, говорят в Тегеране, Москве, Анкаре.

Численность народа в Азербайджане. Население Азербайджана по регионам. Численность населения Азербайджана.

Количество азербайджанцев в мире. Численность азербайджанцев в России 2021. Сколько азербайджанцев живет в России. Азербайджанцы в Москве численность. Армяне в России карта расселения. Карта расселения азербайджанцев в России. Расселение азербайджанцев и армян в России. Население азербайджанцев в Росси.

Численность азербайджанцев в России на 2022. Этническая структура Армении. Армения население национальный состав. Страны СНГ. Независимое государство презентация. Площадь СНГ. Территория проживания армян. Карта расселения армян.

Территория расселения азербайджанцев в Иране. Азербайджанцы в Иране. Население Азербайджана в Иране. Азербайджанский манат к рублю. Курс валют Азербайджан. Курсы валют в Азербайджане. Курс рубля в Азербайджане. Поздравления с днём солидарности азербайджанцев.

Численность населения армян в России. Сколько азербайджанцев в России. Азербайджанцы в России. Азербайджанцы в Германии. Союз азербайджанцев России. Флаги народов России чеченцы армяне. Флаг Азербайджана 1918. Флаг Азербайджана 1918 года.

Республика Азербайджан флаг. История флага Азербайджана. Молодежь Азербайджана. Азербайджан против России. Азербайджанская молодежь в России. Русский азербайджанец. Азербайджан площадь территории. Азербайджан территория площадь территории.

Территория Азербайджана какие государства. Презентация география Азербайджана население Азербайджана. Страны регионы эмиграции таблица. Страны эмиграции и иммиграции таблица. Страны с массовой иммиграцией. Население Ирана карта. Народы Ирана карта. Карта населения азербайджанцев в Иране.

Иранский Азербайджан карта. Численность населения Армении и Азербайджана. Азербайджан численность населения по годам. Численность населения Армении и Азербайджана 2020.

Президент Ирана Эбрахим Раиси и Пашинян созванивались 9 сентября. Они обсудили скопление войск Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха и согласились, что споры нужно решать с помощью дипломатии, а не оружия. Во время переговоров Базрпаш сказал, что участие сторонних сил в разрешении кризиса между Арменией и Азербайджаном не нужно, а страны региона должны справиться сами. Содействие иностранцев извне, по его словам, только «усугубит существующие проблемы». Какие именно страны нужно считать инородными для региона, он не уточнил. Но на фоне сентябрьского военного обострения, которое продлилось два дня, риторика иранских политиков и дипломатов изменилась.

Он обвинил Азербайджан в стремлении изменить границы в регионе «совместно с сионистским режимом так в Иране нередко называются Израиль — прим. Борьба за торговые пути «Любая серьезная война, которая может произойти на Кавказе, это война против Ирана. Мы готовы», — заявляли в КСИР 15 сентября. Судя по всему, иранцы, признающие Карабах азербайджанским, решили тем самым предостеречь Баку от прямого конфликта с Арменией. Иран, в отличие от Турции и Пакистана, не разорвал дипломатические отношения с Арменией, но при этом поддержал территориальную целостность Азербайджана. Также Иран не присоединился к экономической блокаде Армении, благодаря чему часть потребностей страны обеспечивалась за счет маршрутов через иранскую территорию. Армянский дипломат Гегам Гарибджанян, работавший тогда послом в Тегеране, даже окрестил этот путь «дорогой жизни». Во время Второй Карабахской войны 2020 года Иран оставался нейтральным и заявлял, что судьба Карабаха должна решиться путем переговоров, посредником в которых он может выступить. В июле 2022 года верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил , что Иран «рад возвращению Карабаха в состав Азербайджана». Но при этом Иран выступает против любой блокировки границы с Арменией, добавил он.

Иран опасается, что Азербайджан хочет занять Сюникскую область, которую в Азербайджане называют южной частью исторической области Зангезур, поясняла Лана Раванди-Фадаи. Это регион на юге Армении, который соединяет ее с Ираном и разделяет Азербайджан с его эксклавом — Нахичеванской автономной республикой. Но Сюникская область важна не столько с точки зрения территориально-этнических противоречий, сколько как важный транспортный коридор. Страны региона стремятся развивать собственные варианты маршрута из Азии в Европу, каждый из которых конкурирует друг с другом. Так, Армения и Иран через Сюникскую область хотят построить коридор «Персидский залив — Черное море», который должен стать частью торгового маршрута из Индии в Европу. Дорожные сети этого пути начинаются в иранских портах на берегу Персидского залива, а затем через Сюникскую область и остальную Армению ведут к грузинским черноморским портам. Азербайджан и Турция предлагают свою альтернативу ирано-армянскому маршруту — «Зангезурский коридор». Он может связать Турцию не только с центральными регионами Азербайджана, но и даст выход к странам Центральной Азии через Каспийское море. Также за счет коридора Азербайджан хочет наладить железнодорожное сообщение со своим нахичеванским эксклавом через Сюникскую область.

Численность азербайджанцев в Иране к 2023 году

  • От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
  • Навигация по записям
  • Азербайджан между Персами и Турками
  • "Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю

Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!

Иран – Азербайджан: информационная война разгорается с новой силой Как передает во вторник Trend со ссылкой на доклад, группы этнических меньшинств в Иране, в том числе азербайджанцы, регулярно жалуются на то, что правительство нерационально управляет природными ресурсами, в первую очередь водой, в регионах.
Возглавит ли Иран азербайджанец? Сколько азербайджанцев живут в мире. Сколько армян проживает в Америке.
"Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю Где живут азербайджанцы.

Сколько в Иране азербайджанцев?

Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. Главная» Новости» Иран и азербайджан новости.

Азербайджанцев живет в иране

9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? Сколько азербайджанцев живет в Иране? Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет. Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет.

Сколько Азербайджанцев в Иране?

Ясно, что «была тюрчанкой торк » значит «жила в Азербайджане а теперь вот — тегеранка ». Теперь посмотрим, кто же такие «азербайджанцы» Ирана и каково их происхождение. Азербайджан — древняя иранская земля на северо-западе Ирана северо-западная часть Мидии. Оно относится к той категории хоронимов, которые восходят к имени предполагаемого вождя или предка-эпонима, в данном случае — к имени одного из военачальников Александра Македонского Атропата Атурпата , впервые в 320 г. В эпоху Сасанидов Атурпатакан впервые выступает в качестве отдельной провинции, которой от имени монарха управляли марзпаны сатрапы. Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе ныне Тахт-е Солейман находился первый из трёх главных «Священных огней» страны — Атур-Гушнасп.

В отдельные исторические периоды — после арабского завоевания края 639—643 гг. Тем не менее, арабские географы всегда чётко различают территорию Азербайджана и граничащие с нею на севере Арран и Армению. Они подразделяют провинцию Азербайджан на две административные единицы — западную, с центром в Мараге, и восточную, с центром в Ардабиле арм. В более поздний период, однако, место Ардабиля занимает Табриз арм. Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным.

С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены.

В такой форме существовал и язык древних кавказских албанцев. Точно в такой системе функционирует и язык нынешних курдов — массив диалектов, довольно разрозненных и порою весьма далёких друг от друга. Часть этих языковых островков, известных под общим названием южнотатский, ещё и поныне существует в Азербайджане. Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов.

Указанные тексты, называемые фахлавийат-е азари, вкупе с данными исторической диалектологии, позволяют в точности определить место этого исчезнувшего иранского диалекта в контексте окружающих его близкородственных наречий 14. Слово можно перевести как «азербайджанец», «азербайджанский». Оно употребляется и для обозначения тюркских диалектов этого края, а также — вследствие близости к ним диалектов, распространенных на смежных территориях севернее Аракса, — и по отношению к последним. Асатрян, «Заметки об азари, исчезнувшем языке Азербайджана», К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении, Ереван, 1991, сс. Однако, в качестве этнонима для населения бывшей советской республики термин азари или азери раньше никогда не применялся.

Такое словоупотребление только недавно вошло в обиход, в том числе и в нашей печати. Употребляемый же в русской простонародной речи по отношению к гражданам Азербайджанской Республики термин азер и его ненормативный вариант азик — просто сокращенная форма от «азербайджанец», никак не связанная с термином азари в его историческом измерении. Демографическая картина провинции Азербайджан в Иране даже после нашествия тюрков не претерпела существенного изменения: население осталось на месте, произошла лишь смена языка — точно по такой же схеме, как в случае с языковой иранизацией доарийского населения Ирана, описанной мною в начале этого повествования. Большинство путешественников X—XIV вв. Насир Хосров, Марко Поло, Ибн Баттута выделяют в рассматриваемой области в основном иранский этнический элемент.

Переход к тюркской речи приобрёл массовый характер только после XVI века. Проведённое недавно иранским учёным Вахидом Рашидвашeм уроженцем Мараге антропометрическое кефалометрическое и генетическое исследование населения Азербайджана Атурпатакана показало, что азарийцы Ирана, несомненно, являются автохтонной популяцией местности и почти не отличаются от других региональных групп страны, в частности «персов» и курдов. Полученные результаты показывают, что они относятся к грацильному варианту Переднеазиатского антропологического типа южноевропеоидной ветви 15. Один из в высшей степени показательных признаков иранской атрибуции Азербайджана — топонимия края, которая — не считая поздних тюркских элементов с топоформантами —ли, -кенди, -пинар и т. Понятно, если название городов Табриз или Ардабиль имеют однозначно иранскую этимологию, то очевидно, что население этих мест в старину не могло быть тюркским.

Разумеется, тюркская речь была привнесена сюда позднее, а обитатели этих городов по всем прочим параметрам — иранцы или, скорее, автохтоны региона, принадлежащие к доиранскому этническому корпусу северо-западных областей Иранского плато. Местная топонимия, действительно, подтверждает эту истину и наличием в ней урартских элементов, то и дело проскальзывающих в мощном иранском топонимическом слое. Diakonoff, S. Арутюнян, Топонимика Урарту, Ереван, 1985, с. Асатрян, «Заметки о топонимии Талышистана», Orientalia, том 11, Ереван, 2011, сс.

И значение композита в целом остаётся непонятным. Ясно, что мы имеем дело с тюркской адаптацией более раннего иранского топонима.

По Гюлистанскому мирному договору 1813 Персия признала вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии и Северного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Менгрелии и Абхазии; Россия получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Согласно Туркманчайскому договору 1828 , Персия подтверждала все условия Гюлистанского договора, юго-восточное Закавказье, включая побережье Каспия до Астары, а также Восточная Армения, где было создано особое административное образование — Армянская область с переселением туда армян из Ирана, перешли под контроль Российской империи. Границей между государствами стала река Аракс, а большая часть исторической области Азербайджан осталась в составе Ирана. Кроме того, персидский шах обязывался выплатить России контрибуцию — 20 млн. Что касается Южного Азербайджана, то Россия обязалась вывести из него войска по выплате контрибуции. Также персидский шах обязался предоставить амнистию всем жителям Южного Азербайджана, сотрудничавшим с русскими войсками.

После этих важнейших событий территории исторического проживания азербайджанского этноса в Иране азербайджанцев называли и называют «азери» или «торк» были разделены на две части: земли севернее реки Аракс оказались в составе России, а южнее Аракса — в составе Ирана. Не всё спокойно было в Иранском Азербайджане, где время от времени происходили протесты на этнической почве против центрального правительства. Наиболее мощные выступления отмечались в начале ХХ века, когда персидская династия Каджаров приходила в упадок. В 1908 — 1909 гг. В 1920 г. При этом и в первом и во втором случае М. Хиябани не декларировал абсолютную независимость Иранского Азербайджана, настаивая на широкой автономии. Он верил в революционизирующую роль Азербайджана для всего Ирана и боролся против центрального правительства, против экспансии в Иране Великобритании и России, причем и царской и советской.

Хиябани и его соратники отказались сотрудничать с большевиками. Они заявили, что не согласны с вводом советских войск в Энзели май 1920г. Все вспышки недовольства, все мятежи, все восстания были подавлены шахскими войсками, и Тегеран продолжал контролировать Южный Азербайджан. В 1925 г. Поставив своей целью восстановить былое величие страны, он взял курс на европеизацию Ирана, укрепление государственности и армии. Идеологической базой внутренней и внешней политики стали идеи иранского персидского национализма, получившие в дальнейшем довольно сильное развитие. Господствующей концепцией официальных монархических кругов была концепция «единой иранской нации», согласно которой все народы страны представляют одну нацию на персидской основе. Особое место придавалось распространению персидского языка в неперсидских районах.

Реза-шах запретил использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Губернаторами в Азербайджан были назначены персы, большинство высоких административных постов также занимали персы, а не азербайджанцы. В Иранском Азербайджане переименовывались топонимы, имеющие азербайджанское происхождение. Хуже того, Тегеран целенаправленно осуществлял политику экономической дискриминации региона, при этом наглухо закрыв границу с Советским Азербайджаном, куда ранее устремлялись иранские азербайджанцы на сезонные работы. Такая шахская политика привела к серьезным изменениям внутри азербайджанской общины в Иране. Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. Это привело к тому, что в многонациональных городских «котлах» «выпаривалась» национальная идентичность иранских азербайджанцев не в последнюю очередь, благодаря общей с персами религии — шиизму , постепенно терялся язык, и они становились просто иранцами. Именно тогда началась активная фаза ассимиляции значительной части мигрировавших в другие районы азербайджанцев.

Этот процесс продолжается и сейчас. В свою очередь, политическое, экономическое и культурно-языковое давление Тегерана на азери, проживающих на севере страны, разжигало и аккумулировало у них естественные националистические чувства, усиливая сознание национальной азербайджанской идентичности. Во время Второй мировой войны, 25 августа 1941 г. Великобритания на юге Ирана, СССР — на севере ввели свои войска, чтобы предотвратить превращение Ирана в сателлита нацистской Германии. Красная армия заняла практически весь иранский Азербайджан. Примечательно, что ещё до начала данной военной операции Москва и Баку рассматривали возможность советизации южного Азербайджана и присоединение его к Азербайджанской ССР. Руководитель этой советской республики Мир Джафар Багиров, инструктируя своих подчиненных, отмечал, что крупнейшие города Ирана: Казвин, Урмия, Миане, Марага, Тебриз, Ардебиль, Салмас, Хой, Энзели и другие — «были родиной наших предков. И если хотите знать правду, то и Тегеран — древний азербайджанский город».

В группу «по советизации» входили партийные и советские работники, представители органов безопасности, милиции, судов и прокуратуры, работники типографий и издательств. Проблема Южного Азербайджана отошла как бы на второй план, и находившиеся там работники из АзССР были по указанию Москвы отозваны назад. Реальная деятельность по советизации иранского Азербайджана началась в 1945 г. Вождь всех народов связывал создание просоветской азербайджанской республики и с общим процессом распространением социализма, и с возведением буферной зоны вокруг СССР, как это чуть позднее будет происходить в Восточной Европе. Но была ещё одна цель в Иране — получение от Тегерана концессии на разработку нефти на севере страны с определенным отчуждением территории. Обеспокоенный Тегеран послал войска для подавления азербайджанского мятежа, но советская армия преградила им путь на север.

Но как так получилось, что в соседнем Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане?

Карта района проживания азербайджанцев. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане изображение взято из открытых источников Карта района проживания азербайджанцев. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане изображение взято из открытых источников Азербайджанский народ сформировался на рубеже 15 и 16 веков в результате ассимиляции тюркских кочевников и местного персидского населения. В этот же период после падения империи Тимуридов к власти приходит Исмаила I, так возникает династия Сафевидов, которая образует империю с одноименным названием. Одной из особенностей Сафевидского государства так это то, что в нем было два ведущих и государствообразующих этноса: азербайджанцы и персы иранцы. Но на рубеже 18 и 19 веков Персидское государство ослабевает и проигрывает войны со своим северным соседом Россией. Так в ходе русско-персидской войны 1804-1813 гг Персия подписывает Гюлистанский договор в результате которого передаёт России свои северные территории Восточная Армения, Восточная Грузия, Дагестан и Северный Азербайджан.

После русско-персидской войны 1828-1829 гг. Согласно Туркманчайскому договору граница между двумя империями прошла по реке Аракс, в результате этого раздела Северный Азербайджан населенный преимущественно азербайджанцами , оказался в составе России, а южный Азербайджан остался за Персией. Так один народ азербайджанский народ оказался разделенным между двумя государствами. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает изображение из открытых источников кстати в разработке Туркманчайского договора принимал русский дипломат и писатель А. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает изображение из открытых источников В течение двухсот лет некогда единый народ оказался разделенным не только между двумя государствами, но и двумя цивилизациями. Так Северный или Кавказский Азербайджан испытывал на себе влияние русской христианской цивилизации.

Но я столько напоил людей за всю жизнь, что мне не страшно «перестать есть». Конечно же, дедушка Саша имеет в виду безалкогольную продукцию. Алкоголь в Иране не продается. А желающие «пропустить» стопку-две всегда найдут «зеленого». Подпольно можно приобрести и водку, и виски. У меня не раз интересовались «сколько в России стоит водка? Я пожимал плечами и говорил, что цены могут быть от полутора долларов и выше. Хоть портретами рахбаров с суровыми взглядами увешаны все города Ирана, но и они не являются помехой. И вообще, скажу я вам, ничто человеческое не чуждо иранцам. У местного населения прекрасное чувство юмора, девушки хохотушки. Только одеты скромно. Всего лишь. Даже на свою консьержку, 25-летнюю Фериде-ханум, я стал смотреть иначе. В хорошем смысле. Шутить с ней, говорить о том, о сем. Она отвечала шутками. И чадор не стал помехой. Можно прикрыть чадором тело, но невозможно прикрыть чадором свое «Я». Но при всем этом, надо отдать должное — иранцы воспитанны и чертовски гостеприимны. Думал поснимать для очередного фильма из цикла «Армянский след» улочки Тебриза, людей, а заодно и дойти до армянского парка, в котором по воскресным дням собираются соотечественники с семьями. Забегая вперед, скажу, что это не просто парк. Этому месту, огороженному высоким забором, почти сто лет. Там и лужайки, тропинки со скамеечками, беседки, хачкары, храм, фонтаны, воскресная школа «Арарат»… Словом, все для того, чтобы армяне могли уединиться в своем армянском мирке. По пути в парк я много снимал. Люди охотно позировали. Правда, в основном мужчины. Жинщины-иранки, завидев меня с камерой перед собой, спешили как можно тщательнее прикрыть лицо и голову или отворачивались. Когда видеонарезок было собрано вдоволь, я решил направиться к парку. Кстати, не так уж легко его было найти. Во-первых, спрашивать у местных жителей «где находится армянская церковь? В Тебризе с десяток церквей ассирийских, протестантских и только четыре из них армянские. А для рядового иранца любая церковь — армянская. У иранцев христианство вообще ассоциируется с армянами. К примеру, если попросить таксиста отвезти вас в армянскую церковь, то нет гарантии, что вы попадете именно в армянскую. А когда вы ему скажете, что вас привезли не в армянскую, а, например, в протестантскую церковь, таксист удивленно спросит вас: «А какая разница? Разве она не армянская? Там же крест стоит». В общем, туго дело! Поэтому я решил не прибегать к услугам таксистов и пройтись пешком. Но и тут незадача! Иранское гостеприимство стало для меня крыловской «Демьяновой ухой». Переулки за переулками. Понял, что я заблудился. Поинтересовался у лавочника: «Как попасть на улицу Хевдахе Шахривар? Лавочник стал объяснять, а потом добавил: «Послушай, отсюда не близко. Заходи в лавку. Выпьем горячий крепкий чай и отправишься дальше». Я принял приглашение, так как очень хотелось пить. Но одним чаепитием дело не закончилось. Лавочник подогрел лепешки, достал из закромов сушеной баранины, сыр, нарезал салат и разложил все это на столе. Есть особо не хотелось. Но всего понемногу откушал. Ещё в дорогу получил подарок — килограмм фисташек. Поблагодарив лавочника, я отправился дальше искать тот самый армянский парк. Правда, от плотного обеда уж и позабыл ориентиры, о которых мне поведал продавец. Пришлось снова спрашивать у очередного лавочника. Их в Тебризе на каждом шагу. Но и тут столкнулся с чрезмерным гостеприимством — чай и прочее. Снова пришлось задержаться. Тем более собеседник оказался коммуникабельным. Лавочник улыбнулся и как ни в чем ни бывало вдруг сказал: — Путин шейтану ряжим Путин — шейтан, битый камнями «Вот это поворот! И Трамп шейтану ряжим. Коммунисты передали Крым Украине. Теперь, по результатам референдума, Крым вернули России. Разве не справедливо? Лавочник почесал затылок, ответил: — Что ж, если Путин такой справедливый, то пусть возвращает Ирану Азербайджан. Ведь это иранская территория. Я решил обратить диалог в шутку, сказал: — Без проблем. Где бумаги? Я сам подпишу. Лавочник поддержал шутку. Затем по наводке моего очередного кормильца и поильца я отправился снова искать парк. И снова заблудился. Решил на этот раз не спрашивать у лавочников, так как был сыт вдоволь. А отказываться нельзя от угощений. Спросил дорогу у прохожего, который шел с женщиной в чадоре. Видимо, с женой. Он отправил жену домой «щи варить», а сам решил пройтись со мной, чтобы проводить меня прямо к парку. Шли почти полтора километра. По дороге постоянно интересовался, не хочу ли я чего-нибудь поесть или попить. Я, разумеется, отказывался. Проводив до ворот парка, иранец написал мне свой номер телефона, адрес. Сказал, чтобы я позвонил ему, если чего нужно будет. По любому вопросу. Я поблагодарил моего нового знакомого и попрощался. В парке в этот день отдыхало несколько человек. Все армяне. Увидев меня, армяне стали шептаться. Я не обращал на них внимания, так как посчитал, что это нормальная реакция по отношению к новому человеку. Тем не менее, я подошел к двум мужчинам, представился, попросил разрешения прогуляться по парку. Мужчины разрешили. Прогуливаясь по чистым тропинкам и вчитываясь в хачкары, я не обратил внимания, как ко мне подошел старенький сторож-азериторк с седыми длинными усами. Он умоляюще посмотрел на меня и сказал на торки; — Сынок, покинь, пожалуйста, этот парк. А то армяне снесут мне голову. Я удивился такому развороту событий: — За что? Они разрешили мне. Можете сами у них поинтересоваться. Старик не унимался, говорит: — Может, еще раз спросишь у них? Только не говори, что я послал. Так и сделал. Чтобы не выдавать старика, я направился к той самой беседке, где сидели армянские мужчины, и как ни в чем ни бывало снова спросил у них: «Могу ли я прогуляться по парку? Не доставляю ли неудобств? Вы нам не мешаете». Чего я и сделал. Но не прошло и 10 минут, как ко мне снова подошел старик-азериторк: — Ну и что они тебе сказали? Старик опустил голову, молчит. Пришлось мне нарушить эту тишину: — Ага-джан, что происходит? Почему вы так волнуетесь?

Азербайджан между Персами и Турками

Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан. Сколько азербайджан живет в Иране? Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. Справка: сейчас азербайджанцы проживают на своей исторической родине в Республике Азербайджан, а также в Иране, Грузии, Дагестане др. странах Кавказа. говорится в статье.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий