Новости российская академия наук была основана

8 февраля 1724 года указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. Самая первая Академия наук была основана еще при Петре 1 в 18 веке. Сегодня МПГУ в Российской академии наук представляет видный ученый-физик и исследователь в области оптики и спектроскопии, член-корреспондент РАН Андрей Витальевич Наумов. 8 февраля (28 января) 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой некоммерческой организацией (учреждением), имеющей государственный статус.

Иллюстрации

  • Основана Академия наук | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
  • Иллюстрации
  • 300 лет назад была основана Российская академия наук
  • Российская академия наук — Википедия
  • РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
  • Полезные ссылки

Пётр Первый - создатель Российской академии наук

Дашкова сподвижница Екатерины II, способствовавшая ее возведению на престол ; дольше всего пост занимал К. Розумовский — 52 года. Последним президентом АН до 1915 года был великий князь Константин Константинович Романов, поэт и историк. После 1915-го и до 1917-го годов президента у АН не было. Знаменитые ученики Академии За почти два века работы Академия наук воспитала целую плеяду выдающихся ученых, которые как учились, так и работали в ней таблица. Остроградский механик, член АН с 1830 года , В. Лобачевский член АН с 1830 года, фактический создатель неевклидовой геометрии.

Физика А. Попов электротехник, изобретатель, член АН с 1899 года , В. Струве уроженец Германии, астроном, академик, основатель Пулковской обсерватории , Б. Якоби электротехник, изобретатель. Химия Д. Менделеев создатель периодической системы , А.

Буклетов исследователь в области органической химии. География И. Крузенштерн, Ю. Лисянский, М.

Но это его предложение также повисло в воздухе. На тот момент в Петербургской академии наук всеми делами заправляли немцы, причём некоторые из них даже не знали латынь — главного научного языка того времени. Конфликт между «немецкой» партией и молодым и горячим Ломоносовым был неизбежен. Русский учёный обвинил немецких коллег в казнокрадстве, приписках и взяточничестве, причём сделал это публично с угрозами «поправить зубы». В результате Ломоносова даже заключили под стражу на 8 месяцев, однако в академии оставили, правда, целый год платили только половину жалования. А уже в 1745 году 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. В 1748 году он, наконец, открывает химическую лабораторию. Он же станет первым российским академиком в области естествознания. А в 1755 году будет участвовать в создании Московского университета, носящего его имя. Михаил Васильевич Ломоносов был поистине человеком-эпохой, сумевшим обогатить науку фундаментальными открытиями в области физики, химии, астрономии, геологии, географии. Кроме того, он сыграл основополагающую роль в формировании русского литературного языка и внёс значительный вклад в развитие отечественной историографии. Читайте также: Ломоносовская косточка Из отстающих — в лидеры науки Постепенно Петербургская академия наук расширяет свою деятельность. В типографии при академии публикуются найденные во время экспедиций источники по русской истории, формируются архивы и отделы рукописей. В начале 1740-х годов издаются несколько томов с коллекцией Кунсткамеры. С 1728 года выходит ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» на латинском языке, который быстро становится одним из ведущих научных изданий в Европе. В 1746 году избирается первый русский президент Академии наук — граф Кирилл Разумовский. При нём же директором академии была назначена известный общественный деятель, писательница и педагог княгиня Екатерина Дашкова, ставшая первой в мире женщиной, которая управляла Академией наук. По её инициативе были организованы публичные лекции академиков, привлекавшие большое количество слушателей, увеличилось число стипендиатов академии. Княгиня Дашкова создала центр по изучению русского языка и словесности, названный Российской академией словесности. Она же стала инициатором проекта издания полного толкового славяно-российского словаря, который впоследствии вышел в шести томах под названием «Словарь Академии российской». Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке профессиональных педагогических кадров, составили около 30 учебников и пособий. По инициативе академии в 1803 — 1806 годах состоялась кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского, а в 1820 году экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла новый материк — Антарктиду. Читайте также: Российские колумбы: дальние походы русских моряков Таким образом, Россия в XIX веке становится одним из центров мировых географических открытий, и не только географических. Серьёзные успехи были достигнуты в минералогии, кристаллографии, геологии, стратиграфии, сейсмометрии. Разрабатывались проблемы метеорологии, земного магнетизма, электричества. Выдвинулись биологические науки: сравнительная эмбриология животных, эволюционная эмбриология, эволюционная физиология растений, теория иммунитета. Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов», — рассказывал в одном из интервью директор Архива РАН в 2013 — 2018 годах Виталий Афиани.

Словечко «академизм» на какое-то время сделалось ругательством, и на горизонте вновь замаячил вопрос о праве Академии на существование. Так или иначе, но сварливое сопротивление академиков постепенно истощилось, и в 1931 году был сверстан первый в истории Академии наук план ее работ на остаток 1-й пятилетки. Тем временем индустриализация ставила все новые проблемы. Она осуществлялась методом заимствования передовых зарубежных технологий, известным из красноречивого исторического примера стремительной индустриализации объединившейся Германии в последней трети ХIХ века. Для этого на первых порах требовались не столько исследователи, сколько грамотные специалисты-техники, и в начале 1930-х годов внимание руководства СССР было обращено на высшую школу. Уже к 1933 году число высших учебных заведений в СССР возросло пятикратно от уровня 1927 года, превысив 700. В них обучалось 500 тысяч студентов; к 1940 году это число достигло 800 тысяч. Закономерным образом эти усилия и затраты несколько затормозили но отнюдь не остановили! Прикладные институты, относительно наиболее многочисленные, находились в ведении ВСНХ, а позднее — подразделений Совнаркома. При его постепенном разукрупнении они передавались в производственные отрасли, формируя систему промышленной науки. Так или иначе, но именно эти действия государственной власти СССР определили уникальность облика его научной системы на последующие 60 лет, заложив в него и ряд глубинных противоречий. В следующем же 1934-м году ее президиум и14научных институтов были переведены из Ленинграда в Москву. Дело, конечно, было не в переездах. Главная новая особенность АН СССР, закрепленная уставом1935года, заключалась в том, что она переставала быть обособленным научно-исследовательским учреждением, в каковом качестве была создана и просуществовала200 лет. Она, в лице своих членов и избираемых ими руководящих лиц и органов, становилась полновластным народнохозяйственным ведомством, фактически наркоматом непромышленной науки, осуществляющим административное руководство подчиненными научными и вспомогательными учреждениями, определяющим тематику их деятельности и распределяющим между ними госбюджетные средства, ассигнуемые Академии вцелом. Члены Академии получили статус своего рода особоуполномоченных государственных ученых, с повышенным материальным обеспечением и невиданными в истории мировой науки профессиональными привилегиями. Их корпорация, численность которой регулировалась Совнаркомом, продолжала разрастаться; в 1939 году в АН СССР насчитывался уже 131 академик и примерно вдвое большее число членов-корреспондентов. Только они одни среди бесчисленных государственных забот были теперь вправе вмешиваться в тематику деятельности академических институтов и во внутренние порядки в Академии впрочем, последнее — только посредством изменений в ее уставе. Этот порядок можно было бы счесть даже разумным с точки зрения прямолинейной организационной логики, если бы не некое вопиющее противоречие: государство возвышало и особо оплачивало членов Академии, возлагая на них ответственность за развитие исследовательской науки в интересах всего советского общества. Но академики, избиравшие тайным голосованием друг друга и собственное начальство, реально несли только внутреннюю и корпоративную ответственность за результаты деятельности — своей собственной и Академии в целом… Умудренный политическим опытом современный читатель поймет, что в 1935 году в лице членов АН СССР в советском обществе была создана одна из многих номенклатурных прослоек, привязанная к тогдашней государственной власти если не душой, то телом. С тех давних пор изменилось, можно считать, все. Позднесоветские номенклатуры разложились и спровоцировали развал породившего их строя, исчезнув вместе с ним. И только члены и члены-корреспонденты нынешней РАН, чья номенклатурная сущность удачно маскировалась и маскируется под якобы естественную и неизбежную структурную принадлежность любой науки, вместе с членами двух других «государственных» академий сельскохозяйственной и медицинской уцелели в качестве осиротелого реликта ушедшей эпохи. Стоит ли подчеркивать, что считать их историческими восприемниками петербургских академиков — полная нелепость? Сказанное объясняет традиционную пассивность общественной позиции Академии наук. В том числе и тот неоспоримый факт, что за последние полвека она, неся формальную ответственность за состояние и развитие всей отечественной науки, не выступила ни с одним достойным внимания предложением по реформированию ее системы. Наука как общественный институт не может не эволюционировать, откликаясь на изменения в обществе и экономике, в ней самой, наконец. Необходимость в эволюционных корректировках начала ощущаться еще в конце 1970-х годов и сделалась очевидной десятилетие спустя. Сейчас — и отнюдь не без содействия РАН — эта проблема «перезрела» настолько, что уже и не ясно, как разрешить ее с приемлемыми издержками. Но это — тема для особого разговора. Возвращаясь к 1930-м годам, напомним, что в новую систему АН СССР тогда вошло около 80 научных институтов с примерно 2 000 научных работников. К1940 эти числа возросли, соответственно, до 150 и 4 000. Несмотря на казалось бы внушительный объем, академическая система составляла лишь малую часть тогдашней советской науки, в которой включая высшие учебные заведения насчитывалось тогда 2 400 учреждений со 100 тысячами человек основного персонала. Соответственно встречающиеся порой утверждения о решающей роли АНСССР в формировании научно-технического потенциала СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный восстановительный период выглядят явным преувеличением. В военные годы Академию и ее институты заботливо сохранили. Их количество и численность научного персонала не понесли существенного урона, а число академических аспирантов и докторантов к 1945 году даже превзошло довоенный уровень. Настоящий рост академической системы, придавший ей ее современный облик, происходил в 1950—70-е годы, когда СССР первым и поначалу опережая США на 5—7 лет, вступал в эпоху научно-технической революции. С 1945 по 1970 годы общая численность научных работников включая профессорско-преподавательский и научно-исследовательский персоналы высшей школы возросла в СССР, округленно, со 130 тысяч до 950 тысяч человек; в 1980 и 1985 годах их было уже 1,4 и 1,5 миллиона человек. Суммарные количества научных, научно-педагогических, конструкторских и проектных организаций всевозможных видов составляли по СССР в целом 1 700, 5 300 и 5 100 последовательно в 1945, 1970 и 1985 годах. К 1985 году в АН СССР насчитывалось около 330 научных учреждений, в которых трудились 57 тысяч ученых-исследователей, при общей численности работников во всем академическом ведомстве в 217 тысяч человек. В 1998 году те же показатели для преемника АН СССР — Российской академии наук были следующие: численность ученых-исследователей — 62тысячи человек, количество научных учреждений — 448, число академиков — 468, число членов-корреспондентов — 690. Последние в своем подавляющем большинстве это — директора институтов, руководители крупных отделов и лабораторий, изредка — вузовских кафедр. Добавим для полноты картины, что в том же году средний возраст академиков составил 69 лет, а членов-корреспондентов — 63 года. Надеемся, что эти цифровые данные, взятые по большей части из общедоступных статистических сборников, придадут нашей статье конкретность, которой часто недостает газетным публикациям об общих проблемах отечественной науки. Они, кроме того, открывают возможность поразмышлять над числами. Вплоть да самого распада СССР численность его научного сообщества только возрастала. Если говорить об одних ученых-исследователях, составляющих главный капитал любой науки, то в 1991 году в тогдашней Российской Федерации их насчитывалось1,2миллиона человек с учетом профессорско-преподавательского и научно-исследовательского персоналов высшей школы. К 1998 году это число уменьшилось примерно до 670 тысяч. Главный урон понесла прикладная наука — та, которая обеспечивает экономическую отдачу науки в целом. Она лишилась почти половины своих исследователей и разработчиков: к 1998 году их оставалось370 тысяч. Три «государственные» академии и высшая школа в совокупности сохранили свои исследовательские кадры на уровне около 300 тысяч человек.

Ломоносовым , инструментальными и художественными мастерскими; имела свою типографию где печатались монографии, учебники, ежегодные сборники, научно-популярные журналы, календари, газета, художественная литература.

АКАДЕМИЯ НАУК

Академики не только вели исследования, но и читали университетские лекции; при академии существовала гимназия. Подобная организация не имела аналогов в других странах мира.

Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб.

Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы — домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук. Современный логотип Российской Академии Наук Академия была основана 28 января 8 февраля 1724 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост родился в Москве в 1692 году. Первоначальное образование ему дал отец — Лаврентий Алферович Блюментрост — ведущий специалист по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа.

В его ведении находились гимназия и университет, где готовили специалистов. Как и рассчитывал Петр I, многие их выпускники внесли вклад в развитие отечественной науки. Первым русским действительным членом Петербургской академии наук в 1733 году стал математик Василий Ададуров. Одним из известных его учеников был Михаил Ломоносов. Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук.

Формирование штата академиков завершила его супруга Екатерина I, которая пришла к власти. Учреждение начало работать в конце декабря 1725 года. Президенты академии наук За 300 лет около трех десятков человек поочередно занимали должность президента Российской академии наук. В их числе были государственные деятели, врачи, писатели, физики, химики, математики, географы, геологи. Фото: с сайта РАН www.

Он пользовался большим доверием Петра I, с 1719 года был его личным доктором. Академией наук Блюментрост руководил более 7 лет.

Царь-реформатор Император Пётр Первый — Великий — вошёл в историю Российского государства как реформатор, совершивший поистине грандиозные и революционные перемены в стране.

Он не только заставил московских бояр сменить привычное платье на европейское, обрезать бороды и надеть парики, но и создал новые общественные институты в стране, которых раньше не существовало. И одна из таких структурных реформ касалась образования, которое должно было давать стране новые необходимые кадры учёных и инженеров. В своих поездках по европейским странам Пётр нередко посещал университеты и научные академии.

Так, во Франции он побывал в Сорбонне, обсерватории, Академии письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук. Кстати, почётным членом этой академии русский царь станет в 1720 году — за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Видимо, этот факт стал решающим при выборе образца для создания теперь уже российской академии — устройство Королевской академии наук в Париже ему показалось более подходящим, хотя император побывал и в Лондонском королевском обществе, и в Оксфорде.

В 1711 году Пётр познакомился с выдающимся немецким философом и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем, с которым несколько раз встречался в Германии. Лейбниц проявлял большой интерес к России, видел в ней значительный научный потенциал. Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии.

По мысли Лейбница, будущая академия должна была создаваться не сама по себе, а вместе с университетом и гимназией — для подготовки научных кадров. И этот момент отличал российскую академию от зарубежных аналогов. На одном из предложенных проектов Пётр Первый начертал свою резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия».

В России на тот момент уже были академии: Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская в Москве, но они давали исключительно гуманитарное, церковное образование. А по замыслу Петра в университете при новой Академии наук должны были учить медицине, философии, юриспруденции. В университет же будут поступать те, кто окончил гимназию при нём.

И всё это вместе позволит создать в стране полноценную систему подготовки научных кадров. Также императору импонировала идея стать покровителем наук, поэтому финансирование нового учреждения он предусмотрительно назначил из государственной казны, понимая, что за счёт частной или общественной поддержки нужного результата не будет. По совету же Лейбница царь даёт согласие на приглашение иностранных учёных, которые, по его замыслу, должны были подготовить новую смену уже из русских кадров.

Таким образом, в России на тот момент оказалось немало выдающихся европейских учёных: французский астроном и картограф Жозеф-Николь Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер. Всего же в 1725 году в Россию прибыли 16 учёных. Кстати, почти все они были весьма молоды — средний возраст составлял всего 30 лет.

Планировалось, что европейские учёные должны не только преподавать в университете, но и в индивидуальном порядке вести одного-двух воспитанников, которые со временем могли бы заменить их. Также предполагалась стажировка молодых учёных в европейских университетах и академиях. Первоначально планировалось открыть три отделения: математическое, физическое и гуманитарное.

Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел. Это сделала его супруга Екатерина I своим указом от 7 18 декабря 1725 года.

Читайте также

  • 300 лет со дня основания Российской академии наук
  • Российская академия наук. Досье - ТАСС
  • Российская академия наук | это... Что такое Российская академия наук?
  • В Российскую Академию наук принимали независимо от знатности происхождения - Парламентская газета

Российской академии наук исполняется 300 лет!

Академия была государственным учреждением и располагала лучшим по тому времени оборудованием - богатой библиотекой, естественнонаучным музеем Кунсткамерой , физическим кабинетом, обсерваторией, химической лабораторией основана М. Ломоносовым , инструментальными и художественными мастерскими; имела свою типографию где печатались монографии, учебники, ежегодные сборники, научно-популярные журналы, календари, газета, художественная литература.

По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный.

Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика». Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками. Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами.

Среди них десять учёных за выдающиеся открытия в области физики, в том числе: П. Я Черенков, И. Тамм, И. Франк, Л. Ландау, Н. Басов, А.

Крашенинников, автор «Описания земли Камчатки», первой естественнонаучной книги, написанной на русском языке; М. Ломоносов; поэт В. Фонвизин, Г. Державин, А.

В 1841-м Российская академия была упразднена и стала частью Академии наук, составив Отделение русского языка и словесности. В результате деятельности Российской академии был издан первый толковый словарь русского языка. Этот принцип был одобрен Александром I и больше никогда не изменялся. Был утвержден постоянный штат действительных членов-академиков с фиксированным жалованием, а также институт «воспитанников АН» — аналог сегодняшней академической аспирантуры.

Народность» , бывшего одновременно министром просвещения и президентом академии, расширился состав отделений, увеличилось финансирование, введен новый устав 1836 года, немного модифицировавший прежний. Этот устав просуществовал до 1927 года и утверждал, что «Академия наук есть первенствующее ученое сословие в Российской империи». Среди лауреатов, к примеру, есть юрист Н.

Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Академии от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Академии: а утверждение устава Академии, а также вносимых в него изменений, принятых общим собранием членов Академии; б согласование кандидатов, выдвинутых на должность президента Академии; пп. Постановления Правительства РФ от 17.

Срок деятельности Академии не имеет ограничения. Академия может быть реорганизована на основании федерального закона. Открыть полный текст документа.

Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)

В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. [1] Российская Академия наук (РАН) была создана по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года. 8 февраля (28 января) 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. К сожалению, Петр Алексеевич не дожил до начала реальной работы Академии наук, но его энергия, его жажда знаний и любопытство дали науке в России столь мощный импульс, что Академия и поныне играет первую скрипку в оркестре Российской науки.

Российская Академия наук как высшее научное учреждение России

ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Первый российский император основал Академию не только как научное, но и учебно-образовательное учреждение. Итак, Петербургская академия наук была замыслена как государственное комплексное научно-исследовательское учреждение, призванное развивать науки сугубо из соображений их практической пользы для русского государства.

Главная по науке

Итак, Петербургская академия наук была замыслена как государственное комплексное научно-исследовательское учреждение, призванное развивать науки сугубо из соображений их практической пользы для русского государства. Академики, числом 15, были постоянными научными сотрудниками этого учреждения, коллективно определявшими его научную тематику, штатный состав и судьбу академических адъюнктов — кандидатов в будущие академики. Первоначальный штат Академии был укомплектован исключительно иностранцами: своих, русских специалистов, тогда просто не находилось. Это были по большей части немцы. Германские университеты прилежно работали, но изыскивать «научные» вакансии в самих германских княжествах, очень бедных в те времена, было непросто. В Петербурге же ученым исправно платили, что было нерядовым явлением в тогдашней Европе.

В Северную Пальмиру поэтому ехали охотно. Дальнейшее должно быть понятным без особых разъяснений. В короткое время самоуправлявшаяся Петербургская академия превратилась в чисто немецкое учреждение, где русских с их интересами только терпели как некую досадную необходимость. Да, среди академиков «первых призывов» встречались блестящие имена и добросовестные, верные своему долгу и принятым обязательствам работники. Да, труды Петербургской академии приобрели всеевропейскую известность — еще и потому, что содержали разнообразные сведения об огромной и почти неведомой Европе стране.

Но период «бури и натиска» был недолгим. Академия быстро выродилась во вполне заурядный, замкнутый на собственных интересах и самоизолировавшийся от русского общества иностранный научный анклав в космополитическом Петербурге. Михаил Ломоносов поборолся-поборолся с коллективным «академическим немцем» за интересы русской науки и вакансии для русских ученых, да и отступил, направив свою энергию на убеждение братьев Шуваловых открыть университет в Москве — подальше от академических веяний. Вопреки установившемуся мнению, оправданнее вести историю русской науки именно от 1755 года — от открытия Московского университета с двумя гимназиями при нем чтобы было откуда набирать студентов. Университет, кстати сказать, был основан на личные средства Ивана Шувалова — двоюродного брата знаменитого графа Петра Шувалова, так что уговоры и впрямь были необходимы.

Это событие ознаменовало приход кратковременной, но блистательной эпохи Русского Просвещения, продлившейся от Екатерины II до, примерно, середины царствования Александра I. К тому времени в Российской Империи возникла целостная система народного образования и действовало 8 высших учебных заведений университетского типа. Позднее, начиная с царствования Николая I, стала понемногу формироваться еще и система технических высших учебных заведений. По мере появления в русском обществе расширяющейся образованной прослойки и роста ее самосознания Петербургская академия наук, со своим своеобразным обликом и порядками, начала привлекать к себе все более пристальное внимание. К тому же, хотя она и продолжала оставаться привилегированным, «правительственным» научным учреждением, ее относительный вес в русской науке неуклонно падал по мере развития университетов.

Устав 1836 года определял членов Академии как «первенствующее научное сословие в Российской Империи». Но установленная численность «сословия», состоявшего из 31 человека, уже не шла в сравнение с численностью профессоров и преподавателей 7 государственных университетов Империи, в каждом из которых полагалось иметь по35, а позднее — по 53 профильные кафедры. Пребывая наряду с университетами в системе Министерства просвещения, Академия расходовала около половины его скудного научно-исследовательского бюджета — при том, что государственная целесообразность этих затрат вызывала усиливающиеся сомнения даже управительства. Не надо думать, кстати сказать, что члены Академии наук пользовались какими-то особенными привилегиями. Их служебные оклады примерно соответствовали окладам университетских профессоров, а в некоторые эпохи бывали даже меньше.

Те и другие считались государственными служащими, и их продвижение по ступенькам Табели о рангах имело общий предел — чин статского советника простого, а не «действительного». Не было в Академии и особенной внутренней демократии. Административная власть над ее членами находилась в руках назначаемого президента и непременного ученого секретаря, которым принадлежало и право высказываться от лица Академии. В общем, институт как институт, сученым секретарем и директором… В эпоху нарастания общественной активности, начавшуюся после Крымской войны и увенчавшуюся Реформой 1861 года, Академия наук стала подвергаться усиливающемуся натиску — прежде всего со стороны университетской профессуры и нарождавшегося демократического лагеря. Ее открыто критиковали за самоизолированность и оторванность от запросов жизни, за консерватизм и устарелость научной тематики, за высокомерное отношение к университетам и русским научным обществам, за стремление монополизировать право на научную истину.

Зазвучали призывы вообще упразднить Академию — ввиду ее «полной для России бесполезности», либо преобразовать ее в научное общество, раздав академические музеи и прочее небогатое тогда имущество университетам. Академия отмалчивалась, блокируя реформаторские поползновения в среде собственных членов а такие были, со стороны Бутлерова, Фаминицына, Розена, Срезневского и некоторых других академиков, составлявших около трети полного состава. Более того: президент Литке, в обход академического устава, распорядился изымать из публиковавшихся протоколов академической Конференции все внутренние дебаты о порядках в Академии. Была введена даже предварительная цензура публичных выступлений академиков. Что с обветшавшей Петербургской академией наук надо что-то делать, понимали, кажется, все.

Еще в 1855 году ее тогдашний президент граф Блудов предложил переработать академический устав. Дело затянулось до 1863 года, когда такое повеление сделал сам Александр II. Дело опять затянулось — до 1866 года, когда после выстрела Дмитрия Каракозова оно было просто положено в долгий ящик. Однако в 1870 80-х годах Академия вновь привлекла к себе недоброжелательное внимание общественности уже патриотической , отказав в академических премиях или избрании тогдашним звездам русской науки — Илье Мечникову, Ивану Сеченову и популярнейшему Дмитрию Менделееву кстати сказать, автору оригинального проекта академического устава. Теперь об Академии заговорили уже как о не просто бесполезной, но прямо-таки враждебной России и русским организации, управляемой инородцами, и которая даже не публикует свои труды по-русски.

В царствование Александра III такие обвинения производили впечатление. Президентом Академии назначили уважаемого литератора великого князя Константина Романова и вынудили ее пополнять свой состав русскими учеными. Число членов Академии ординарных и экстраординарных академиков и адъюнктов увеличили до 50 и в очередной раз объявили о начале переработки академического устава. Дело с уставом опять затянулось, а затем, с наступлением предреволюционной эпохи, о нем, по всей видимости, просто забыли. Почтенное учреждение так и встретило революцию с уставом 1836 года, убогой материальной базой и «системой», состоявшей из 7 музеев, 5 крошечных лабораторий и 15полуобщественных комиссий.

В штате Академии тогда числилось 212 человек, из коих — 47 академиков, по преимуществу весьма немолодых. Последние цифры поучительно сопоставить с полным числом ученых и преподавателей государственных высших учебных заведений, достигшим в предреволюционной России примерно 11 тысяч. Знакомство с предысторией современной Российской академии наук позволяет сделать несколько выводов, противоречащих распространенной мифологии. Петербургская академия наук действительно была первым по времени светским научным учреждением на территории России, но считать ее родоначальницей национальной русской науки было бы преувеличением. Академия имела высокий официальный статус, но это не уберегало ее от обоснованной критики со стороны образованных кругов дореволюционной России, и общественный престиж Академии непрерывно снижался, едва ли не обратившись в нуль ко времени революций 1917 года.

В 1841 году структура Академии сформировалась окончательно: в её состав вошла Российская академия в виде Отделения русского языка и словесности. В отличие от западноевропейских академий, которые автономны, РАН в большей степени зависит от государства. В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву. С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук. Санкт-Петербургский университет — это одно из крупнейших учебных заведений мира. Сегодня в его состав входит: 22 специальных факультета, 13 научно-исследовательских институтов, а также факультет военного обучения и общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Здания университета расположены в основном в Василеостровском и Петродворцовом районах города.

Качалова, 1740 г. Источник: Wikipedia «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. А над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Согласно историческим данным, за десять лет до официального открытия академии наук уже велись активные переговоры с крупными зарубежными учеными об их приезде в Россию на работу по контракту. В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля. Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер. Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С. Котельникова, И. Лепехина, В. Севергина и др. Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля. Именно 8 февраля 1724 г. Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию. Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г. Источник: Wikipedia Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства. Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура.

Российская Академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Но уже с XIX века Петербургская академия наук начала полагаться на национальные кадры. Первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение, стал академик Михаил Ломоносов, обогативший науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёсший вклад в языкознание. В 1999 году указом Президента Российской Федерации день образования Российской академии наук 8 февраля был установлен Днём российской науки.

Пётр Первый - создатель Российской академии наук

Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. Первый российский император основал Академию не только как научное, но и учебно-образовательное учреждение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий